• Авторизация


Без заголовка 09-01-2021 13:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Габриэль Людвиг Лори Старший (Gabriel Lory der Ältere) [1763-1840]

Bo4kaMeda



01. Лори Г.-Л. [1763, Берн, Швейцария – 1840, там же]
Вид Моховой и дома Пашкова в Москве
По оригиналу Жерара Делабарта. Начало 1800-х
Бумага, офорт, акватинта раскрашенная.
И.: 44,9 х 61,7; л.: 58 х 72,6; д.: 54,4 х 69,2
Коллекция Государственного Русского музея


Дом Пашкова – одно из самых красивых и знаменитых зданий Москвы. Шедевр архитектуры классицизма, построенный по заказу Петра Пашкова, разбогатевшего сына денщика Петра I. Распространено мнение, что автор проекта – Василий Баженов. Никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако многие специалисты усматривают баженовский почерк в царственном облике этого сооружения. Первоначально, согласно некоторым источникам, его стены были оранжевыми. Место для строительства выбрано не случайное. Напротив – Боровицкий холм и Кремль.

Дом Пашкова (впрочем, гораздо чаще его называли Пашковым домом) стал первым светским зданием Москвы, из окон которого можно было видеть Кремль не снизу вверх. Он составляет единое целое с высоким Ваганьковским холмом и как бы продолжает линию подъёма. Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Восстановленная в 1815–1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма. Историки архитектуры полагают, что на этот раз поработал сам Осип Бове. Особняк вызывал всеобщее восхищение. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России».

Белокаменный дворец в окружении древних церквей составляет с ними единство, в котором, как о том мечтали творцы «Прожектированного плана», удалось «единообразие прервать противуположением, противуположение связать общим согласием». Уличная жизнь лишена всегдашней суетности – торговцы фруктами и сластями уместны потому, что без них «было бы безмолвно и мертво». Пожалуй, ни одна из делабартовских ведут не являла с такой очевидностью, что «в Москве дышится вольнее, чем в остальной империи». Это закрепило за «Видом Моховой улицы и дома Пашкова в Москве» значение своего рода художественной эмблемы екатерининской Москвы.

Судьба самой картины Жерара Делабарта – одной из лучших в серии – прискорбна: летом 1937 года она была выдана из Третьяковской галереи в Полпредство СССР в Вене и утрачена во время Второй мировой войны.

Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.

Габриэль Людвиг Лори Старший (Gabriel Lory der Ältere) (1763, Берн, Швейцария – 1840, там же) – швейцарский гравер, пейзажист, рисовальщик.

С 1784 года занимался в Берне изданием раскрашенных видовых гравюр. В 1787 году вместе с Симоном Даниелом Лафондом выпустил художественные листы, в основном с мотивами из Бернского Оберланда, а позже с пейзажами из Итальянской Швейцарии и кантона Берн. В 1797 году работал вместе с Симоном Даниэлем Лафондом и Карлом Людвигом Ценером. Гравюры Габриэля Лори были также известны за рубежом. В 1795 году в Лейпциге появился сборник его швейцарских видов. В том же году он вместе со своим сыном переехал в Херизау, где они занимались переработкой видов Москвы и Санкт-Петербурга под руководством коммерсанта Иоанна Валзера, получившего высочайшее дозволение от императора Павла I печатать виды Москвы и Петербурга по картинам Жерара Делабарта, «также по напечатании оные продавать». Среди сотрудников Габриэля Людвига Лори были его племянник Фридрих Вильгельм Мориц и большое количество художников, которые работали в Берне. В 1801 Лори вернулся в Берн.



02. Лори Г.-Л. [1763, Берн, Швейцария – 1840, там же]
Вид кремлевского строения в Москве с Каменного моста
По оригиналу Жерара Делабарта «Вид на Кремль от Каменного моста в Москве». Начало 1800-х
Бумага, офорт, акватинта раскрашенная.
И.: 39,4 х 67,1; л.: 54,5 х 77,2; д.: 47,8 х 72
Коллекция Государственного Русского музея


Эта точка обзора была известна уже в середине XVIII века М. И. Махаеву: среди его архитектурных рисунков к коронационной серии Екатерины II находился лист «Каменный мост, через который весь Кремль видно». На рубеже XVIII–XIX веков панорама Кремля из-за арок Каменного моста стала одним из излюбленных мотивов у Ф. Я. Алексеева. Своеобразие решения, предложенного Делабартом, состояло в том, что он не стал изображать Каменный мост, а Кремль отодвинул в глубину и сместил его из центра холста, обозначив на крутом Боровицком холме между Боровицкой и Водовзводной башнями группу кремлевских строений: Императорский дворец, Благовещенский (1484–1489) и Архангельский (1505–1508) соборы, колокольню и звонницу Ивана Великого (1505–1508, 1532–1539), Сретенский собор (1560-е, снесен в 1801) и церковь Рождества Иоанна Предтечи под Бором (древнейшую святыню Кремля, разобранную «за ветхостью» в 1847 году).

Делабарт поступает не столько как видописец Кремля, сколько как панорамист города. Треть холста занимает изображение Москвы-реки и ее берегов. На первом плане часть Кремлевской набережной, остававшаяся тогда одной из самых «неблагообразных» местностей в центре города: изрезанная береговая линия, портомойня (плот для мытья и полоскания белья), перила деревянного моста через устье еще не взятой в трубу топкой и мутной Неглинной, за нею каменные склады-магазины. Среди невзрачной деревянной застройки выделяется трехэтажный дом с балконом и пилястрами по фасаду. Выстроенный в 1760-х годах, но в основе относящийся к XVII веку, он в петровское время принадлежал воспитателю будущего императора думному дьяку Никите Зотову, а после пожара 1812 года получил ампирную обработку фасада и в перестроенном виде дошел до наших дней.
Участок Кремлевской набережной вдоль Кремлевской стены и Софийская набережная на противоположном берегу уже превращены (согласно «Прожектированному плану» 1775 года) в «набережные улицы»: берега укреплены сваями и обшиты деревянными «обрубами». На набережной под Кремлевской стеной устроен бульвар, береговая полоса выровнена, подсыпана землей, посажены два ряда деревьев. Такого рода обновление было столь невиданным в Москве, что «на Кремлевской набережной с 1795 года устраивались каждый вечер великосветские гулянья, причем по реке скользили лодки с роговою музыкой. Однако сырость от воды и холод вскоре отпугнули гуляющих, благо в 1796 году был устроен Тверской бульвар, куда и перешли гулянья».

Глубину панорамы замыкают деревянный на сваях Москворецкий мост (перестроен в 1782) и виднеющееся за поворотом реки огромное здание Воспитательного дома (главный корпус построен в 1771–1781, архитектор К. И. Бланк).



03. Лори Г.-Л. [1763, Берн, Швейцария – 1840, там же]
Вид Каменного моста и его окружностей в Москве с деревянного мостика у Водовзводной Башни
По оригиналу Жерара Делабарта «Вид на Каменный мост со стороны Водовзводной башни в Москве». Начало 1800-х
Бумага, офорт, акватинта раскрашенная.
И.: 39,4 х 66,7; л.: 54,7 х 77,6; д.: 48,7 х 72,5
Коллекция Государственного Русского музея


Картина Делабарта «Вид на Каменный мост со стороны Водовзводной башни в Москве» – пара к написанному двумя годами раньше «Виду на Кремль от Каменного моста в Москве». Как и на раннем полотне, изображены портомойня на берегу Москвы-реки (она слева на первом плане) и каменный дом Зотова (его обращенный к реке фасад читается отчетливо). За ним видны дома по набережной, фланкирующие Ленивку (с нее был въезд на Каменный мост из Белого города), и группа церквей у Пречистенских ворот Белого города: пятиглавая церковь Похвалы Богородицы в Башмакове (1705, снесена в 1932) и трехшатровый Спасо-Преображенский собор Алексеевского монастыря, переведенного в 1837 году в Красное село. На противоположном берегу Москвы-реки над арками Каменного моста видны церковь Николая Чудотворца на Берсеневке (1656–1657) и ее колокольня (снесена в 1854), строения Винного двора.

Большой Каменный мост – на ту пору единственный каменный мост через Москву-реку – соединял Кремль, Китай-город и Белый город с Замоскворечьем. Возведенный в конце XVII века, изначально имевший со стороны Замоскворечья высотную въездную башню и ворота (разобраны в 1770-х – начале 1780-х), стоивший казне такую баснословную сумму, что в народе появилась поговорка: «дороже Каменного моста», Большой Каменный от времен постройки почитался в Первопрестольной «восьмым чудом света». Действительно «большой» (свыше 100 метров в длину) и действительно «каменный» (с семью арками, обложенными диким тесаным камнем и возведенными на каменных быках-контрфорсах, с широкими тротуарами, огражденными каменными перилами), мост этот был одним из самых людных мест в городе. Он служил не только для проезда – сюда съезжались для покупок и деловых встреч, в половодье и ледоход мост становился местом для обозрения и народного гулянья, а 19 августа по нему совершался ежегодный крестный ход из Успенского собора Кремля в Донской монастырь в память о разгроме полчищ крымского хана Казы-Гирея. При всем том он слыл местом небезопасным, с наступлением вечерней темноты на него опасались выходить: «В XVIII веке он имел очень интересную внешность. Нищие, калеки, разносчики, люди без определенных занятий, разные темные личности толпились на нем во всякое время дня… Здесь же, на мосту, просили милостыню скованные колодники, а под мостом воры и грабители устраивали свои убежища, угрожая всем прохожим и проезжим». Здешние нравы, похоже, были ведомы и Делабарту; не случайно в обеих картинах, изображающих округу Каменного моста, среди прохожих появляются колодники и «праздно шатающиеся и собирающие милостыню», как был определен ходящий с сумою люд в одном из екатерининских указов, имевших целью борьбу с нищенством, но так и не принесших ожидаемого результата.



04. Лори Г.-Л. [1763, Берн, Швейцария – 1840, там же]
Вид Серебренических бань и окружностей их в Москве
По оригиналу Жерара Делабарта «Вид Серебренических бань в Москве». Начало 1800-х
Бумага, офорт, акватинта раскрашенная.
И.: 39 х 66,3; л.: 54,7 х 77; д.: 49 х 73
Коллекция Государственного Русского музея

В «Виде Серебренических бань в Москве», возможно, изображено гулянье на 23 июня, в день святой Агриппины, или Аграфены Купальницы, когда, по старинному обычаю, праздновали солнцеворот и устраивали «общее купанье с песнями». Делабарт пишет «скатистые» берега Яузы, спускающиеся к реке сады, речную заводь, где помещаются купальни для простого народа: в отдалении – мужские, на переднем плане – женские, и где множество купальщиц разных возрастов и обличий предаются подобающим случаю «упражнениям». Восходящая к «Русским баням» Лепренса, делабартовская сцена лишена их легкомысленной игривости и дразнящей чувственности. Женские фигуры на первом плане справа – прачки, принесшие узлы с бельем, две из них – совсем уж не молодых лет и отнюдь не идеальных пропорций, изготовившиеся войти в воду и прихватившие березовые веники, – изображены с необычной для француза грубоватой откровенностью. При всем том это никак не сцена из «низкой действительности». Группа молодых женщин в праздничных сарафанах и головных уборах и сопровождающих их мужчин, остановившаяся поодаль от купающихся и, кажется, занятая пением, придает происходящему характер обрядового действа.

Изображенная местность называлась Серебреники (Серебряники) – по слободе монетчиков, расселившихся в XVII веке при Старом денежном дворе на Яузе.



05. Вид на Дворцовую площадь от начала Невского проспекта
Россия, 1799 г.
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840; Лори, Матиас Габриэль. 1784-1846
бумага гравюра очерком, акварель
53,5 х 77 см
Государственный Эрмитаж




06. Вид на Марсово поле, Румянцевский обелиск и Мраморный дворец
Швейцария. Берн, 1804 г.
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840; Лори, Матиас Габриэль. 1784-1846
Автор оригинала: Майр, Иоганн Георг де. 1760-1816
бумага гравюра очерком, акварель
46 х 72 см
Государственный Эрмитаж




07. Вид Большого театра в Санкт-Петербурге
Швейцария-Россия, Начало XIX в.
Лори, Матиас Габриэль. 1784-1846; Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840
Автор оригинала: Майр, Иоганн Георг де. 1760-1816
бумага гравюра очерком, акварель
46,3 х 73 см
Государственный Эрмитаж




08. Вид на Дворцовую набережную и Зимний дворец от стрелки Васильевского острова в Петербурге
Швейцария-Россия, 1800-е гг.
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840; Лори, Матиас Габриэль. 1784-1846
бумага uравюра очерком, акварель
55,5 х 79 см
Государственный Эрмитаж




09. Вид на Каменноостровский дворец от Аптекарского острова в Санкт-Петербурге
Швейцария-Россия, 1805 г.
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840; Лори, Матиас Габриэль. 1784-1846
Сведения об оригинале: Патерсен, Бенжамен
бумага гравюра очерком, акватинта, акварель
48,5 х 72,3 см; 53 х 77 см (лист)
Государственный Эрмитаж




10. Вид южного фасада Михайловского замка 1804 г.
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840; Лори, Матиас Габриэль. 1784-1846
Автор оригинала: Патерсен, Беньямин (Бенжамин). 1750-1810
гравюра раскрашенная
54,5 х 78 см
Государственный Эрмитаж




11. Вид Дворцовой набережной с Васильевского острова в Санкт-Петербурге
Швейцария-Россия, около 1800 г.
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840; Лори, Матиас Габриэль. 1784-1846
бумага гравюра очерком, акватинта, акварель
45 х 71,5 см
Государственный Эрмитаж




12. Вид Михайловского замка со стороны Фонтанки
Россия, Санкт-Петербург, 1804 г.
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840; Лори, Матиас Габриэль. 1784-1846
Автор оригинала: Патерсен, Беньямин (Бенжамин). 1750-1810
гравюра раскрашенная
54 х 78 см
Государственный Эрмитаж




13. Вид дачи князя Безбородко на Неве
Россия, начало 1800-х гг.
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840; Лори, Матиас Габриэль. 1784-1846
бумага раскрашенная гравюра
47 х 73 см
Государственный Эрмитаж




14. Вид на Мраморный дворец от Петропавловской крепости и с Васильевского острова
Швейцария-Россия, начало 1800-х гг.
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840
бумага гравюра очерком, акватинта, акварель
52 х 76,5 см
Государственный Эрмитаж




15. Парад на Дворцовой площади
Россия, начало 1800-х гг.
Автор: Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840
Сведения об оригинале: Майр (Мейер, Майер), Иоганн Георг де
бумага гравюра очерком, акварель
55 х 85 см
Государственный Эрмитаж




16. Вид со стороны парка на дворец в Гатчине
Россия, 1753 г.
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840
бумага гравюра очерком, акварель
46 х 72 см
Государственный Эрмитаж




17. Вид Строгановой деревни с другого берега Невы
Россия, 1805 г.
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840; Лори, Матиас Габриэль. 1784-1846
бумага гравюра раскрашенная
46 х 72,5 см
Государственный Эрмитаж





18. Вид на дачу Строгановых от Каменного острова
Россия, начало 1800-х гг.
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840; Лори, Матиас Габриэль. 1784-1846
бумага гравюра очерком, акварель
52,5 х 76 см
Государственный Эрмитаж




19. Вид на Большой дворец в Павловске со стороны парка
Швейцария-Россия, 1808 г.
Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840; Лори, Матиас Габриэль. 1784-1846
бумага гравюра очерком, акватинта, акварель
49,5 х 73 см; 54,5 х 77,9 см (лист)
Государственный Эрмитаж




20. Вид на Исаакиевский понтонный мост и Сенатскую площадь в дни празднования 100-летия Петербурга
Россия, 1804 г.
Автор: Лори, Матиас Габриэль. 1784-1846
Сведения об оригинале: Патерсен, Бенжамен
бумага гравюра очерком, акварель
54 х 77,5 см
Государственный Эрмитаж




21. Вид Каменного моста и его окрестностей в Москве
Женева, Швейцария, 1796 г.
Автор: Лори, Габриэль Людвиг. 1763-1840
Автор оригинала: Делабарт, Жерар. 1730-после 1810
бумага гравюра резцом и офортом, акварель
39,1 х 67 см
Государственный Эрмитаж




22. Вид на набережную Невы с Мраморным дворцом и частью Летнего Сада
Россия, Санкт-Петербург, Конец XVIII - начало XIX вв.
Автор: Раль, Карл Генрих. 1779-1843
Автор оригинала: Лори
гравюра раскрашенная
45,2 х 71,2 см
Государственный Эрмитаж



Лори Габриэль Людвиг (1763–1840) и Лори Габриэль Матиас (1784–1846) — швейцарские художники, отец (Людвиг) и сын (Матиас). Совместно работали над созданием гравированных серий видов русских городов — Петербурга и Москвы. Оба подписывались, как правило, без инициалов, и отличить руку отца и сына практически невозможно. Гравюры этой серии очень редки, так как их большая часть, присланная в Москву, сгорела во время пожара 1812 года.



23. David Sulzer (1784–1864)
Bildnis Gabriel Ludwig Lory (1763-1840) 1825
oil on canvas
31.6 х 25.2 cm
Historical Museum of Bern


rusmuseumvrm
hermitagemuseum
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | vasily_sergeev - Религия, век XXI: легенды и мифы | Лента друзей vasily_sergeev / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»