от Натали

ShareTweetShareShareShare Суздальский монастырь – один из старейших в России. Прекрасные храмы и чудотворные святыни его привлекают множество паломников и туристов. Но еще это место интересно тем, что на протяжении многих веков монастырь служил тюрьмой для царственных узниц. Именно здесь заканчивали свой век неугодные жены царей и женщины из аристократических семей.

Вид на Покровский женский монастырь в Суздале
Монастырь был заложен в 1364 году на правом берегу реки Каменки. Согласно легенде, именно в этом месте ладью правителя Нижегородско-Суздальского княжества Андрея Константиновича захватила страшная буря. Перед лицом смерти князь пообещал в случае спасения построить на берегу новый девичий монастырь, и непогода тут же утихла. Исполняя обет, правитель основал новую обитель, правда, от тех первых деревянных строений до нашего времени не осталась ничего.

Вид на Покровский женский монастырь в Суздале
Монастырь долгое время не был примечателен, пока здесь не приняла постриг старшая дочь Ивана III Александра. Начиная с этого момента обитель в Суздале стала пользоваться популярностью у знати. С каждой новой монахиней из родовитой семьи монастырь получал достаточно крупные подарки от родственников, в результате чего за несколько веков все деревянные постройки были заменены на каменные. Заново были построены Покровский собор, величественная надвратная Благовещенская церковь и массивная стена с восьмигранными башнями.

Если по поводу Инокини Александры историки точно не уверены – возможно, что постриг она приняла добровольно, хотя, может быть, и стала заложницей интриг своего брата Ивана Молодого против второй жены отца Софьи Палеолог. Но вот большинство остальных знатных женщин и девушек попадали в эту обитель не просто из желания найти покой от мирской суеты. Несколько десятков знатных пленниц приняли постриг в стенах Покровского монастыря, и большинство из них здесь же были похоронены. Ссылали женщин как неудобных наследниц, некоторые были женами, не сумевшими в срок родить сына – продолжателя знатной фамилии, многие принимали постриг после гибели мужа на плахе.

Суздаль. Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью постройки 1515 года.
Четыре инокини выделяются в этом печальном списке особо – они попали в монастырь сразу с царского трона. Первая из них – инокиня Софья, в миру была женой Василия III. Великая княгиня московская Соломония Сабурова когда-то была выбрана царем из 500 невест, собранных со всей страны.

Свадьба Соломонии и Василия (Лицевой летописный свод) / София Суздальская, икона XVII века
После 20 лет брака царица так и не родила. Развод государя и ссылка бывшей жены в монастырь до сих пор на Руси не случались. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек также были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Такими путями Иван III шел к новому браку. Меньше чем через год он женился на Елене Глинской.


София Суздальская Преподобная
Существует легенда, которую пересказывает тот же Герберштейн, что царица во время пострига была беременна, и поэтому так яростно сопротивлялась. Якобы уже в Суздальском монастыре она родила мальчика Георгия, отдала его на воспитание, а сама устроила ребенку ложные похороны, чтобы отвести от него возможных убийц. Согласно народной молве, Георгия вывезли в Керженские леса, где тайно воспитывали в лесных скитах, а выросший царский отпрыск стал затем знаменитым разбойником Кудеяром и доставил много волнений своему брату – Ивану Грозному.
«Кудеяр», рисунок А. Ножкина
Инокиня София постепенно примирилась со своей участью, она жила как обычная монахиня и после смерти была причислена к лику святых как преподобная София Суздальская. После нее такая же судьба постигла еще пятую супругу Ивана Грозного Анну Васильчикову (всего через год после свадьбы она наскучила государю) и жену Василия Шуйского (царица Мария Буйносова-Ростовская превратилась в Инокиню Елену). Последней царственной пленницей святого места стала Евдокия Лопухина, жена Петра I.

Анна Григорьевна Васильчикова
«Здравствуй, свет мой, на множество лет! Просим милости, пожалуй, государь, буди к нам, не замешкав. А я, при милости матушкиной, жива. Женишка твоя Дунька челом бьет.» — так ласково писала молодому мужу Евдокия Лопухина, поджидая государя из очередной поездки. Историки считают, что сначала этот брак был вполне счастливым, однако Петр быстро охладел к жене, даже несмотря на рожденных ею наследников. В 1697 году через посредников царь попытался уговорить надоевшую супругу уйти в монастырь по доброй воле, однако она отказалась. В Суздальский Покровский монастырь женщину привезли под конвоем, там она была пострижена под именем Елены. Как объяснил Петр позднее в манифесте, — «…за некоторые её противности и подозрения».

Содержания ей выделено не было, поэтому сначала Евдокия была вынуждена молить своих родственников: «Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте, нищую». Однако позднее ей начали оказывать покровительство многие высокопоставленные лица, и зажилось бывшей царице за монастырскими стенами не так уж и плохо. Для нее выстроили отдельный дом, где она жила как мирянка и даже нашла новое сердечное увлечение. Закончилась эта веселая жизнь опять по прихоти Петра. Через 20 лет после пострига он надумал искать у бывшей супруги доказательства измены по делу своего сына Алексея. Обнаружив, что бывшая царица вовсе не замаливает грехи, а живет в свое удовольствие, он разошелся не на шутку. Любовник Евдокии Степан Глебов после долгих пыток был посажен на кол; монахов, монахинь, игумена и даже митрополита, уличенных в содействии блуду, судили, били кнутами, ссылали и казнили. Собор священнослужителей приговорил и саму бывшую царицу к избиению кнутом, и она была выпорота в их присутствии.
Суздальский монастырь зимой
После опальную пленницу, из которой не получилось даже хорошей монахини, много лет держали «в строгом режиме» — сначала в Ладожском Успенском монастыре, а затем в Шлиссельбурге. Спас Евдокию от тяжелой участи уже только ее внук, Петр II, который, взойдя на трон, перевез бабушку в Москву. Практика ссылки неугодных царских жен в Суздаль после царя-реформатора прекратилась.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200220/45546/