Самые драматичные события в Страстном цикле начались после ареста Христа. В этом временном отрезке выделяются такие эпизоды, как «Суд», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб». При этом в сюжете «Суд» есть своя последовательность событий. Шесть допросов и судов над Иисусом Христом совершили: Анна (Иоанн, 18:12–13, 19-24), Каиафа (Матфей, 26:57-68), синедрион (Матфей, 27:1-2), Пилат (Иоанн, 18:28-38), Ирод (Лука, 23:6-12), Пилат (Иоанн, 18:39–19:6).
[показать]
На Голгофе.
Николай Петрович Ломтев. 1841 г. Холст, масло, 193×168.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В XIII—XIV вв. в византийском и сербско-моравском искусстве формировалась иконография “Поругание Христа”. Согласно евангельским текстам, Христа после ареста привели к первосвященнику Каиафе, а затем на суд прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Римский прокуратор убедился в ложности обвинений, но возбужденная толпа требовала казни. Воины отвели Христа в преторию и, издеваясь, нарядили шутовским “царем иудейским”. Надели на Него багряницу, возложили на голову терновый венец и дали ему в руку трость; насмехались над Ним, говоря: “Радуйся, Царь Иудейский!” (издевательство над верой в пророчества о грядущем царе израильском и освобождении угнетенного народа). На мозаиках, фресках и иконах изображают сидящего на троне Пилата (рядом с ним первосвященники Каиафа и Анна, что не соответствует тексту Евангелий). Пилат, желая избежать смертной казни, умыл руки перед народом (символ невинности) и велел наказать Христа плетьми. Эта сцена называется “Бичевание Христа”.
Затем следуют эпизоды: “Несение креста”, Распятие, “Положение во гроб”.
В сюжете «Несение креста» или «Крестный путь» католическая традиция выделяет 14 стоянок, но в Православной Церкви такого деления нет, и существует другое понимание Крестного пути. Об этом в подборке статей по теме Страстного цикла в живописи приведена статья епископа Марка, заместителя Председателя Императорского Православного Палестинского Общества.
Изображение страдающего Спасителя в терновом венце со сложенными на груди руками либо с раскрытыми ладонями, демонстрирующего раны от гвоздей, в древнерусском искусстве называется “Муж скорбей” (см. также “Не рыдай Мене, Мати”; “Святые жены у гроба Господня”).
В этой подборке репродукций представлены в основном события после ареста Христа, но есть и более ранние сюжеты, которые не попали в Страстной цикл. Часть 1.
[показать]
Тайная вечеря.
Василий Шебуев. 1816 г. Дерево, масло, 28×36.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
Омовение ног.
Федор Антонович Бруни. 1841 г. Акварель, белила, тушь, перо. 29,3×41,2.
Эскиз росписи в аттике Исаакиевского собора в Петербурге.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
«Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Евангелие от Иоанна 13:5-8
[показать]
Тайная вечеря.
Яков Шапошников (?). Ярославль. 1 пол. XIX в. Медь, живопись по эмали, 10,6×14×1,5.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
[показать]
Тайная вечеря.
Александр Бейдеман. 1860-е гг. Бумага, акварель, 33,9×55,5.
Эскиз росписи церкви в Ливадии.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
Тайная вечеря.
С. А. Бессонов. 1809 г.
Алтарь Казанского собора в Санкт-Петербурге
[показать]
Тайная вечеря.
Александр Бейдеман. 1860-е гг. Бумага, акварель, графитный карандаш, золото. 27,4×52,8.
Эскиз росписи церкви в Ливадии.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
Христос перед Анной.
Н. Н. Ге. 1868 г. Эскиз. Холст, масло, 44,7×67.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе». Ин.18:12–13, 19–24.
[показать]
Иисус Христос в белых одеждах.
Митрополит Серафим (Чичагов).
Храм во имя пророка Божия Илии (Москва, Обыденный переулок)
В белые одежды Христа одел Ирод. О приведении Иисуса к Ироду Антипе сообщает только евангелист Лука. Пилат, узнав, что Иисус из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме (Лк.23:7). Ирод Антипа много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть его, надеясь стать свидетелем одного из его чудес. Ирод задал Иисусу много вопросов, но он не отвечал на них. После, как сообщает Лука, «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом. (Лк.23:11-12)».
В белую (светлую) одежду у римлян облекались кандидаты на какую-либо начальственную или почетную должность. Таким образом, Ирод, одев так Иисуса, хотел выразить, что воспринимает его только, как забавного претендента на иудейский престол и не считает опасным преступником. Вероятно именно так и понял Ирода Пилат, поскольку ссылался перед первосвященниками на то, что и Ирод не нашел в Иисусе ничего достойного смерти. Википедия
[показать]
Спаситель в терновом венце.
В. М. Васнецов. 1906 г.
Кировский областной художественный музей имени В.М. и А. М. Васнецовых, Киров
[показать]
Христоc в терновом венце.
Илья Ефимович Репин. 1913 г.
Фреска, цементная плита, штукатурка, краски «Кюнстерфарбер». 51×45.
Подпись и дата слева внизу: «И. Репинъ 1913».
Выставлялась в Москве на аукционе в 2002 г.
Частное собрание
[показать]
Иисус перед народом.
К. П. Брюллов. 1843 г. Эскиз росписи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Саратовский государственный художественный музей
[показать]
«Се, человек».
И. Е. Репин. 1867 г. Холст на картоне, масло. 31×19.
Частное собрание
Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины».
[показать]
Христос перед судом народа.
Марк Антокольский. 1874–1878 гг. Бронза, 195×71×61.
Отлито в 1878 г. в мастерской братьев Фузеро во Флоренции.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербур
[показать]
Хохот («Радуйся, царю иудейский»)
Иван Николаевич Крамской. 1870–1880. Холст, масло. 373×501.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в нём никакой вины, достойной смерти (Лк.23:22). Второй раз это было сделано после его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав что Иисус уже наказан Пилатом. « Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
(Ин.19:4-5)». В словах Пилата «се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Сам вид Христа после поругания над ним стал исполнение одного из пророчеств 21 мессианского псалма: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс.21:7).
Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9).
[показать]
Сооружение креста.
В. Котарбинский. Ок.1880 г. Холст, масло. 120×200.
Частное собрание, США
[показать]
Несение креста.
Николай Андреевич Кошелев. Нач. 1890-х гг. Бумага, акварель, белила. 31,6×21,2.
Эскиз к картине «Симон несёт Крест Спасителя» (1900 г.)
для церкви Александра Невского на Александровском подворье ИППО, Иерусалим.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
[показать]
Несение креста.
Виктор Васнецов. Ок.1899 г. Холст, масло. 35×25.
Этюд для мозаики храма «Спас-на-водах».
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
[показать]
Несение креста.
Мозаика по эскизу В. М. Васнецова
Храм «Спас-на-водах», Санкт-Петербург
К В. М. Васнецову с просьбой о работе над мозаиками храма обратился инженер-строитель С. Н. Смирнов. Художник предоставил свои эскизы, и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик. Три сюжета: «Несение Креста», «Моление о Чаше» и «Нерукотворный Спас». Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. «Спаса» установили над воротами звонницы. С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма. Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 «николаевских» рублей. Для сравнения: мост через Ново-Адмиралтейский канал обошелся храмостроителям на целую тысячу меньше. Спас-на-водах
[показать]
Распятие.
Николай Ге. Бумага, уголь.
Эскиз.
Собрание Кристофа Болльманна, Женева
[показать]
Распятие.
Николай Ге. бумага, уголь.
Эскиз.
Собрание Кристофа Болльманна, Женева
[показать]
Распятый Христос.
Николай Ге. 1894 г. Бумага, карандаш. 21,6×17
Эскиз к утраченной картине.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
[показать]
Распятие.
В. М. Васнецов. 1896–1904.
Эскиз мозаики для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
Государственная Третьяковская галерея, Москва