Это цитата сообщения
Chm0kNutaYa Оригинальное сообщениеОсновные термины из истории фотографии - 2.2
Мокрый коллодионный процесс (Wet-plates)
Процесс изготовления стеклянных коллодионных негативов, также известный как процесс Wet-plate, был запатентован Фредериком Скотт Арчером (Frederick Scott Archer) в 1851 г. и быстро стал наиболее популярным негативным процессом. Этот процесс в основном использовался для изготовления негативов в альбуминовой и соляной печати. По популярности эти два способа значительно опередили все остальные способы печати того времени. Преимущество коллодия заключалось как в улучшенном разрешении фотоснимков, так и в уменьшенном времени экспозиции. Коллодий изготавливался из нитрата целлюлозы, растворяемом в эфире или алкоголе. Полученной сиропообразной субстанцией, смешанной с иодидами и бромидами, равномерно поливалась полированная стеклянная пластинка. Не дожидаясь полного ее высыхания — пластинку помещали в раствор нитрата серебра, который и создавал светочувствительный слой. После этого еще влажная пластинка экспонировалась в камере и немедленно проявлялась, пока коллоид находился во влажном состоянии. Каждый фотограф, желавший делать снимки вне своей студии, вынужден был носить с собой полный набор химикатов и приспособлений для полива эмульсии и проявления пластинок. Кроме того, поскольку процессы должны были вестись в темноте, требовался небольшой переносной тент. В настоящее время фотографы, занимающиеся подобными процессами (например, Sally Mann), используют собственные машины в качестве передвижных лабораторий.
|
|
[показать]
Походный комплект для Wet-plate в разложенном виде
|
|
|
[показать]
France Scully Osterman, Алтарный камень, 1996, 33 × 45,7 см, тонированный желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива
|
|
|
[показать]
Sally Mann, Без названия из серии «Deep South», 1998, 101,6 × 127 см, желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива
|
|
|
[показать]
Sally Mann, Без названия из серии «Deep South», 1998, 101,6 × 127 см, желатиносеребряный отпечаток с коллодионного стеклянного негатива
|
|
Калитипия
Процесс запатентован в 1889 г. химиком В. Николем (W.J. Nicol) и являлся усовершенствованием процесса цианотипии, разработанного Джоном Гершелем (Sir John Hershel). В отличие от цианотипии, в которой используются соли железа, светочувствительный слой при каллитипии создается на базе смеси солей железа, щавелевой кислоты и нитрата серебра. После этого поверхность экспонируется контактным способом и закрепляется различными растворами. Они и определяют конечный цвет отпечатка, варьирующийся от черного до коричневого и даже пурпурного. Печать Ван Дик (Van Dyke print), названная так за сходство с рисунками сепией, — один из вариантов процесса каллитипии, также был запатентован Николем, более прост и требует меньше химикатов. Процесс применим в отношении практически любых поверхностей, включая ткани. В результате этой пластичности — сегодня это один из самых популярных альтернативных процессов. Тонирование хлоридом золота значительно увеличивает архивные качества отпечатка.
[показать]
Jan van Leeuven, Трапеза в Эммаусе, 1996, каллитипия, 39,4 × 30,5 см
|
|
|
[показать]
Anita Chernewski, Африканские собаки, 1985, печать ванн дик, 8,9 × 11,4 см
|
|
|
[показать]
Дмитрий Орлов, Дерево, 2008, 10,2 × 12,7 см, каллитипия с золотым тонированием
|
|
Платиновая печать
Платиновая печать характеризуется матовой поверхностью отпечатка и тонкими тональными градациями. Как и в случае соляных отпечатков, при платиновой печати фотореактивы проникают в волокна бумаги (в отличие от эмульсионного способа — такого, например, как бромосеребряная печать). Для того, чтобы сделать платиновый отпечаток, лист бумаги, сенсибилизированный солями железа, экспонируется через контактный негатив до появления изображения. При дальнейшем проявлении железные соли заменяются платиной, а изображение становится более четким и контрастным. По причине исключительной тональной широты и качества поверхности платиновых отпечатков множество арт-фотографов конца XIX и начала XX веков были приверженцами этого процесса. Платиновый процесс был разработан в 1870-х годах и был очень распространен до первой мировой войны, когда цены на платину существенно выросли, сделав процесс очень дорогим. Платиновые отпечатки были заменены схожими, но менее дорогими палладиевыми отпечатками. Платино-палладиевый процесс совмещает платиновый и палладиевый растворы для экономии более дорогой платины. Платиново-палладиевые отпечатки наиболее стабильны для архивного хранения из всех фотоотпечатков, сделанных на основе металлов. Возможно тонирование отпечатка хлоридом золота.
[показать]
Ray Spence, Натюрморт, 10,2 х 12,7 см, платиновая печать
|
|
[показать]
Ray Spence, Клематис, 10,2 х 12,7 см, платиновая печать
|
|
Желатиносеребряные отпечатки
[показать]
August Sander, Кондитер, 1928, желатиносеребряный отпечаток
|
У большинства людей черно-белая фотография ассоциируется, конечно, с желатиносеребряными отпечатками. Они представляют собой позитивные изображения, проявленные при помощи химикатов на фотографической бумаге, покрытой светочувствительной желатиновой эмульсией, содержащей галогениды серебра. Первые бумаги, покрытые такой эмульсией, стали выпускаться в 1870-х годах, продолжив линию желатиносеребряных негативов на стекле. За десятилетие нововведение завоевало популярность и осталось стандартным фотопроцессом до сих пор. Следует отметить, что наравне с бромосеребряными фотобумагами до недавнего времени производились и хлоросеребряные, которые очень ценились фотографами за мягкость оттенков. Главными преимуществами желатиносеребряных отпечатков перед альбуминными были простота работы с ними и относительная стабильность фотографического изображения.
по материалам сайта - http://www.photographer.ru/