• Авторизация


Без заголовка 18-12-2007 01:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения AlexanderAsk Оригинальное сообщение

О Короле Вальса (Johann Strauss (sohn)).



Когда я слышу его очаровательную музыку, то вспоминаю, в числе прочего, одно местечко в Вене, где Schubertring (улочка в честь Франца Шуберта) сменяется Parkring, и где находится красивейший городской парк Вены (Stadt-Park), который хорош в любое время года. На его газонах и аллеях, омываемых Donaukanal (Дунайским каналом), установлены десятки памятников, среди которых Шуберт, Легар, Брукнер, Моцарт. Главная же достопримечательность, на мой взгляд, - знаменитый памятник - "золотой" Иоганн Штраус-сын, играющий на скрипке...
Но прежде чем начать повествование о великом музыканте и композиторе Иоганне Штраусе-сыне, надо бы упомянуть о его отце,- не менее великом и плодовитом композиторе, каким в будущем станет его сын. Вообще, вся их семья была премного талантлива. Иоганн Штраус-сын родился в Вене 25 октября 1825 года. Его отец, тоже Иоганн, прежде чем стать скрипачом, перепробовал несколько профессий, и в конце концов именно на музыкальном поприще добился больших успехов. Женившись, Штраус-отец организовал собственный оркестр, игравший танцевальную музыку для увеселения богатых жителей Вены, а при необходимости и сам сочинял, и конце-концов стал знаменит и первым получил титул "короля вальса". Штраус-отец много гастролировал со своим ансамблем - выступая в Берлине, Париже, Брюсселе, Лондоне. Своими вальсами он оказывал магическое действие на публику - даже такие маэстро, как Лист и Берлиоз выражали ему своё восхищение.

[288x400]

Иоганн Штраус I (отец)

Почти 10 лет семья Иоганна Штрауса-отца кочевала из одной венской квартиры в другую. И как оказалось, он плодовит не только на музыку - почти в каждой новой квартире появлялся на свет ребёнок - сын или дочка. Дети росли в атмосфере, насыщенной музыкой, и все были музыкальны. Оркестр отца часто репетировал на дому, и маленький Иоганн внимательно следил за происходящим. Он рано стал учиться на фортепьяно, пел в церковном хоре. Уже в шесть лет он наигрывал свои собственные танцы. Однако, как это часто бывает в творческих семьях,- ни отец, ни мать не желали музыкальной будущности своим детям.
А тем временем жизнелюбивый отец семейства стал жить на две семьи, и к семи детям от первого брака у него прибавилось ещё семь! Но тем не менее, отец был для Иоганна кумиром, хотя в глубине души юноша лелеял мечту когда-нибудь подняться ещё выше. Официально он числился в Политехническом училище, однако втайне продолжал заниматься музыкой: зарабатывая деньги преподаванием игры на фортепьяно, он отдавал их за уроки игры на скрипке. Попытки же родителей пристроить его к банковскому делу успеха не имели.
Наконец в свои девятнадцать лет Иоганн Штраус собрал небольшой ансамбль и получил в венском магистрате официальное право зарабатывать на жизнь дирижированием. Его дебют состоялся 15 октября 1844 года в качестве капельмейстера и композитора в знаменитом казино в предместье Вены. Публичное выступление молодого Штрауса с собственным оркестром стало для венской публики настоящей сенсацией. Само собой разумеется, что все увидели в честолюбивом сыне конкурента отцу.
На следующее утро газеты написали: "Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын!" Отцу же в ту пору было всего лишь сорок лет. Поступок сына привёл его в ярость, и вскоре для сына, ещё упивающегося своим триумфом, начались жестокие будни - борьба за выживание. Отец по-прежнему играл на светских балах и при дворе, на долю же сына во всей Вене оставалось лишь два небольших заведения - казино и кафе. К тому же, отец затеял бракоразводный процесс со своей первой женой - история эта на все лады смаковалась прессой, и обиженный сын не удержался от публичных нападок на отца. У этой истории был печальный конец - отец, пользуясь своими связями, выиграл судебный процесс, лишив первую свою семью прав на наследство и оставив её без средств к существованию. Победил отец и на концертных подмостках,- оркестр сына влачил довольно жалкое существование. К тому же, у венской полиции сын был на плохом счету, имея репутацию человека легкомысленного, безнравственного и расточительного. Однако осенью 1849 года отец неожиданно умирает, и для сына всё разом переменилось. Знаменитый оркестр Штрауса-отца без лишних разговоров избрал Штрауса-сына своим дирижёром, и почти все увеселительные заведения столицы возобновили с ним свои контракты. Проявляя недюжинные дипломатические способности, зная, как польстить сильным мира сего, Штраус-сын вскоре стремительно пошёл в гору. В 1852 года он уже играл при дворе молодого австрийского императора.

[229x300]

Портрет И.Штрауса. Литография Й.Крихубера. 1853 г.


Летом 1854 года к И.Штраусу явились с деловым предложением представители русской железнодорожной компании, владевшей пригородной линией, связывавшей С.-Петербург с Царским селом и Павловском. Маэстро получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском вокзале и в парке, где располагались дворцы нашего царя и великого князя Константина. Деньги предлагались немалые, и Штраус немедленно согласился. 18 мая 1856 года начался его первый сезон под русским небом. Публика сразу же была покорена его вальсами и польками. На его концертах бывали члены императорской семьи. В Вене же Штрауса не без успеха заменял его брат - Йозеф, тоже талантливый дирижёр и композитор.

В России Штраус пережил немало романов, однако супружеское счастье нашёл в Вене, женившись в августе 1862 года на Етти Трефц, уже имевшей до него трёх дочерей и четырёх сыновей. Это ничуть не помешало ей стать не только его возлюбленной, но также музой, сиделкой, секретаршей, деловой советчицей. При ней Штраус ещё выше вознёсся и ещё больше окреп духом. На летний сезон 1863 года Етти вместе с мужем поехала в Россию...

[450x300]

Бал в Российском Императорском Павловском музыкальном вокзале

Стараясь не отставать от Йозефа,- к тому времени ставшего в Вене известным композитором,- Иоганн Штраус создаёт свои шедевры - вальсы "Голубой Дунай" и "Сказки Венского леса", в которых выразилась музыкальная душа Вены, сотканная из мелодий самых разных наций, её населяющих. С братом же Иоганн выступает в России летом 1869 года, но дни того сочтены - крайнее переутомление приводит к неизлечимой болезни и в июле 1870 года сорокатрёхлетний Йозеф умирает. Как и отец, он словно передал Иоганну венок своей собственной славы.
В 1870 году венские газеты сообщили, что Штраус работает над опереттой. На это его подвигла честолюбивая жена. И вправду, Штраусу надоело "пиликанье" вальсов и он отказался от должности "дирижёра придворных балов". Эту должность займёт третий его брат - Эдуард Штраус. Первую оперетту Штрауса под названием "Индиго и сорок разбойников" публика приняла на ура. Третьей же опереттой композитора стала знаменитая "Летучая мышь". Поставленная весной 1874 года, она сразу же полюбилась венцам. Композитор одолел ещё один Олимп. Теперь он был признан во всём музыкальном мире, однако продолжал работать в лихорадочном темпе и с огромным напряжением. Успех и слава так и не избавили его от страха, что однажды муза покинет его, и он больше ничего не сможет написать. Этот баловень судьбы был вечно недоволен собой и полон сомнений...
Отказ от придворного дирижирования не помешал Штраусу и далее гастролировать по странам и весям, с успехом выступать Санкт-Петербурге и Москве, Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Бостоне. Доходы его растут, он входит в элиту венского общества, строит свой "городской дворец", живёт в роскоши. Смерть жены и неудачный второй брак на некоторое время выбили Штрауса из привычной колеи успеха, но через несколько лет, будучи уже в третьем браке, он снова был "на коне".
После оперетты "Ночи в Венеции" он пишет своего "Цыганского барона". Премьера этой оперетты 24 октября 1885 года накануне шестидесятилетия композитора явилась для венцев подлинным праздником, а затем началось её триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии. Но Штраусу уже и этого было мало - душа его требовала другого музыкального простора, другой сцены - оперной. Он внимательно следил за музыкальными тенденциями своего времени, учился у классиков, дружил с такими маэстро, как Иоганн Брамс и Ференц Лист. Ему не давали покоя их лавры, и он решил одолеть ещё один Олимп - оперный. От этой затеи его не без труда отговорил Брамс и, пожалуй, был прав. Но отсюда следует и другое - Иоганн Штраус как настоящий художник не мог не искать для себя новых путей, новых точек приложения своего недюжинного таланта.
И всё-таки для Штрауса это был крах некой мечты. После этого творчество композитора резко пошло по нисходящей. Его новая оперетта "Венская кровь" не понравилась публике и выдержала лишь несколько представлений. В октябре 1894 года Вена торжественно отмечала 50-летие дирижёрской деятельности "короля вальсов". Сам же Штраус прекрасно понимал, что это всего лишь ностальгия по старым добрым временам, от которых в воздухе почти ничего не осталось. В дверь стучался суровый двадцатый век...


Последние годы жизни Штраус провёл уединённо, прятался в своём особняке, где время от времени гонял с друзьями биллиардные шары. По случаю 25-летия оперетты "Летучая мышь" его уговорили дирижировать увертюрой. И это последнее выступление Штрауса оказалось для него роковым - он простудился и заболел. Началось воспаление лёгких.
30 июня 1899 года представитель семьи великих музыкантов и композиторов Иоган Штраус-сын умер. Как когда-то его отцу, Вена устроила ему грандиозные похороны...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | alleluia - Дневник alleluia | Лента друзей alleluia / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»