• Авторизация


ПРОГРАММА доп. образования "АДЖАНТА" 30-05-2009 23:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТЕАТР ВОСТОЧНОГО ТАНЦА «АДЖАНТА»




Автор: педагог дополнительного образования
ГОВОРОВА АЛЛА АНАТОЛЬЕВНА




Рассчитана на детей от 7 до 17 лет

Срок реализации – 1 год и более лет

Разработана в 2008 году









2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка……………………………...……..……………………..…..стр.3

Учебно-тематические планы ………………….…….……………………….……стр.12

Содержание программы…………………………………..…………………………стр.16

Методическое обеспечение программы……………….……………………стр.24

Список литературы………………………………………………………….…………..стр.26

Приложение №1 - награды коллектива
Приложение № 2 - фотоальбом коллектива











3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название ТЕАТРА ВОСТОЧНОГО ТАНЦА «АДЖАНТА» происходит от всемирно известного культурно-исторического центра в Индии, являющегося перекрестком многих культур и цивилизаций. Для коллектива это слово олицетворяет величие народного искусства в древности, его процветание в настоящем и неисчерпаемость в перспективе будущего.

ТТЕАТР ВОСТОЧНОГО ТАНЦА «АДЖАНТА» включает в себя четыре учебные группы, отличающиеся по возрастной категории и изучаемому танцевальному материалу. Учащиеся, в зависимости от возраста, могут начать обучение в любой из предлагаемых групп. После успешного окончания обучения в одной из групп, учащиеся при желании, могут начать обучение в другой учебной группе.

В соответствии с восточной философией каждая группа получила образное название одного из традиционных цветков Востока:
Группа «Нарцисс» - первый весенний цветок, олицетворяющий нежность и пробуждающуюся красоту. (Дети от 7 до 9 лет. Срок реализации 1 год)
Группа «Тюльпан» - яркий весенний цветок, олицетворяющий юношескую силу и энергию. (Дети от 8 до 12 лет. Срок реализации 1год)
Группа «Жасмин» - ароматный летний цветок, олицетворяющий чувство любви и творческого вдохновения. (Дети от 9 до 15 лет. Срок реализации 1 год)
Группа «Лотос» - прекрасный летний цветок, олицетворяющий физическое и нравственное совершенство. (Дети от 10 до 17 лет. Срок реализации 1 год и более лет)

Несомненным преимуществом четырех раздельных групп является возможность привлечения наибольшего количества детей разного возраста. В каждую из четырех групп ежегодно проводится набор.При этом ученик, поступивший в ту или иную группу не нуждается в начальной подготовке, так как в каждой отдельной группе, он изучает новые ни с чем не связанные с другими группами танцы. Группы «Нарцисс», «Тюльпан», «Жасмин» и «Лотос» отличаются друг от друга различным изучаемым танцевальным материалом (танцами). В течение учебного года ученик по желанию может переводиться из одной группы в другую, в зависимости от его способностей, желания родителей и других обстоятельств.

4
Группа «Лотос» имеет отличие в том, что набирает особо одаренных детей на основании просмотра, так как обучение в этой группе включает в себя более сложный танцевальный материал. Обучение в группе «Лотос» может продолжаться 1 год и более лет, с ежегодным изучением новых танцев. Эта группа считается творческой и создается для изучения углубленного танцевального материала. Ежегодный набор в группу «Лотос» проводится для замещения детей закончивших обучение по достижении ими 17 лет.
После окончания обучения в группе «Лотос» ученики получают диплом о получении дополнительного образования по программе ТЕАТР ВОСТОЧНОГО ТАНЦА «АДЖАНТА».


За 25 лет существования ТЕАТРА ВОСТОЧНОГО ТАНЦА «АДЖАНТА», ориентированного на изучение восточных танцев программа неоднократно дополнялась и корректировалась, улучшая свои методические, практические и художественные функции, что дало прекрасные результаты. Коллектив пользуется повышенной популярностью. Оставляет наилучшие впечатления своими красочными и оригинальными выступлениями, получает награды, благодарственные письма, грамоты и дипломы.
Программа ТЕАТРА ВОСТОЧНОГО ТАНЦА «АДЖАНТА» имеет художественно-эстетическую направленность и составлена на основе танцевального наследия народов Востока и Азии.

Новизна программы состоит в специализации только на восточной форме танца, способствующей наиболее стойкому интересу к занятиям у детей, желающих изучать именно это танцевальное направление, и дает наилучшие результаты в освоении теоретических и практических знаний, так как ребенок осознанно выбирает именно эту форму танца среди многочисленного числа танцевальных направлений.

Актуальность программы в том, что она в свободной и гибкой форме допускает синтез различных стилей восточных танцев, в сочетании с элементами современной хореографии и при использовании современной восточной музыки. Создание таких танцевальных композиций побуждает ребенка к развитию творческих способностей, убеждает его в том, что возможности искусства безграничны. Важным является то, что все изучаемые репертуарные танцы поставлены как массовые и в них участвуют все дети. Это укрепляет у ребенка чувство уверенности в себе и осознания своей значимости. Создает доброжелательную атмосферу на занятиях, формирует чувство
5
коллективизма, взаимопомощи, уважения друг к другу. Дети учатся вместе преодолевать трудности, радоваться победам, развивать в себе трудолюбие и чувство ответственности к общему делу.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что восточные танцы это также альтернативная хореография для детей с избытком веса и ослабленным здоровьем, так как традиционный восточный костюм скрывает фигуру. Пластика восточного танца развивает гибкость и исправляет осанку, занятия босиком укрепляет стопу и закаливает, а техника восточного танца, лишенная высоких прыжков, сложных поворотов и тяжелых физических нагрузок, позволяет полноценно заниматься, и является стимулом к оздоровлению.

Для развития физических способностей в основу обучения заложена школа индийского классического танца, основанная на разработке движений всех частей тела. Индийский танец, исторически основанный на йоге, способствует сосредоточению и самоконтролю, что является тренировкой для достижения психического равновесия. Включенные в программу движения арабского танца развивают гибкость позвоночника, пластику рук и подвижность бедер, а вращательные движения турецкого танца развивают вестибулярный аппарат. Сложный танцевальный рисунок развивает память и внимание, длительность танца вырабатывает физическую выносливость. Эмоциональная сторона танца, связанная с восприятием гармоничной жизнеутверждающей музыки, способствует снятию нервного напряжения. Сюжетная направленность танца развивает воображение, актерское мастерство, стремление к творчеству и самосовершенствованию. Разнообразные красочные и танцевальные костюмы, а также тематическое знакомство с культурой Востока развивает познавательный интерес и воспитывает чувство уважения к культурам других народов.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Через знакомство с восточными танцами сформировать у воспитанников потребность в культурном досуге и самосовершенствовании.
.
.
.

6

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- стимулировать детей к изучению культуры Востока в сравнении с другими мировыми культурами, через изучение таких наук, как история, этнография, география, социология, психология, а также прикладное искусство, литература и музыка. Тем самым развить интерес к глубоким знаниям и научному мировоззрению.
- ознакомить детей с особенностями восточного танца, раскрыть его духовные и сценические достоинства, открыть прекрасный мир традиций Востока, красоты музыки и костюма.


РАЗВИВАЮЩИЕ:
- привить хореографические навыки, развить стремление и интерес к концертным выступлениям, конкурсам, культурным мероприятиям.
- развить у детей полезные и универсальные навыки: внимание, память, логическое мышление, двигательную реакцию, творческое воображение, художественное восприятие, а также привить навык личной гигиены и негативное отношение к вредным привычкам.
- сформировать у ребенка чувство ответственности и значимости.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитать любовь к сценическому искусству, народному искусству, народной, классической и современной хореографии на примере яркой и разнообразной культуры Востока.
- через знакомство с иной культурой воспитать чувство терпимости к обычаям и религиям других народов.
- воспитать характер, уравновешенное отношение к окружающим людям, объективную оценку своих качеств, достоинств и недостатков, стремление к здоровому образу жизни.
7
Отличительной особенностью данной программы является то, что впервые для детей разного возраста разработана система обучения, дающая возможность для наиболее доступного и полноценного изучения разнообразного восточного танцевального материала, состоящего из различных стилей народного, классического и современного танца. А также то, что в коллектив принимаются только девочки, так как репертуар лишен большого количества мужских танцевальных партий. Мужские роли исполняют девочки в мужском костюме и гриме (усы, борода), что соответствует традициям восточного театра.
ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.

Форма и режим занятий по программе ТЕАТР ВОСТОЧНОГО ТАНЦА «АДЖАНТА» проводится по учебно-тематическим планам занятий для каждой отдельной группы.
Группа «Нарцисс» рассчитана на детей от 7 до 9 лет, срок реализации 1 год, 2 занятия в неделю по 1 часу (всего 72 ч/год).
Группа «Тюльпан» рассчитана на детей от 8 до 12 лет, срок реализации 1 год, 2 занятия в неделю по 1,5 часа (всего 114 ч/год)
Группа «Жасмин» рассчитана на детей от 9 до 15 лет, срок реализации 1 год, 2 занятия в неделю по 1,5 часа (всего 114 ч/год)
Группа «Лотос» рассчитана на детей от 10 до 17 лет, срок реализации 1 год, 2 занятия в неделю по 1,5 часа (всего 114 ч/год)

Процесс обучения проходит в форме тренировочных занятий. Количество детей в группе до 12 человек, что является максимальным для дифференцированного подхода.
В процессе изучения учебного материала ученики сдают зачеты по пройденной теме (танцу). Каждый ученик сдает зачет индивидуально в танцевальной форме, после чего в журнал выставляются сразу две оценки по пятибалльной системе за технику исполнения (точность исполнения движений в установленном порядке) и артистизм (конкретное эмоциональное состояние, соответствующее характеру данного танца).
После окончания обучения в каждой отдельной группе учащимся выставляются годовые оценки. Учащиеся, успешно закончившие обучение в одной из групп могут продолжить обучение в любой выбранной группе, в зависимости от возраста, способностей и желания родителей.
Учащиеся, успешно закончившие обучение в группе «Лотос», получают свидетельство о дополнительном образовании по программе ТЕАТРА ВОСТОЧНОГО ТАНЦА «АДЖАНТА».
8
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.
По окончанию обучения в каждой отдельной группе учащиеся должны изучить предложенные танцы, а также иметь представление о культуре Востока.
Вместе с этим учащиеся приобретают навык красивой осанки. Умеют ориентироваться в пространстве зала или сцены и соблюдать дистанцию, имеют навык пластического и ритмического движения под счет, имеют навык работы с танцевальными предметами (гирляндами, подносами, ленточками, букетами, палочками, шарфами и т.д.) Учащиеся также должны уметь взаимодействовать с партнером, понимать музыкальную фразу, дифференцировать куплет, и припев, владеть мимикой лица и эмоциональным состоянием (улыбка, восторг), знать позиции рук и ног, запоминать элементы танца (движения и их порядок). Освоить танцевальные разминки. Изучить костюмы, грим, прически к репертуарным танцам. Овладеть выразительностью движений (уметь передать зрителю свои мысли и чувства посредством движения). Иметь навык работы с партнером. Разнообразить мимику лица (радость, печаль, удивление). Разучить дополнительные технические и смысловые жесты рук. Быстро и четко запоминать движения и их порядок. Понимать танец не как совокупность отдельных движений, а как гармоничное сочетание музыки, пластики и настроения. Уметь плавно переходить из одного движения в другое. После изучения каждого танца и после каждого выступления учащимся выставляются оценки. В конце учебного года выставляются итоговые оценки.

Ученик должен иметь знания о театрально-танцевальных традициях Востока, уметь взаимодействовать с коллективом, иметь чувство ответственности за общее дело и внутреннюю дисциплину, укрепить физическую подготовку через хореографические навыки, сформировать художественный вкус, расширить кругозор в области культуры и искусства, получить ориентацию на здоровый образ жизни.
В течение года все группы участвуют в концертах, конкурсах и фестивалях. Успешные выступления коллектива подтверждают хорошую подготовку и полноценное усвоение материала.
В середине учебного года может проводиться перераспределение по группам в зависимости от способностей учеников и желания родителей.

Длительно болевшие ученики, а также ученики, часто пропускающие занятия и не усвоившие учебный материал имеют право заново начать занятия в этой же группе со следующего учебного года.

9

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Учащимся выставляются оценки в журнал после зачета по каждому выученному танцу и после каждого выступления на сцене. Используется пятибалльная система оценок. Зачетное выступление оценивается сразу двумя оценками: первая за технику исполнения (точность исполнения движений в установленном порядке) и вторая за артистизм (конкретное эмоциональное состояние, соответствующее характеру данного танца).

ОЦЕНКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМАМ.
Вопросы могут изменяться и дополняться в зависимости от педагогической необходимости.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦА И ТЕАТРА.

1.Название древнейшего театрального искусства в Индии (Катхакали).
2.Где зародился классический стиль танца Бхарата-Натьям (храмы Южной Индии).
3.Где достиг своего расцвета классический стиль танца Катхак (дворцы Северной Индии).
4.Отличительные черты исполнения женского и мужского арабского народного танца (мужской танец – публичные праздники, женские танцы – домашние праздники).
5.Специфика древнего Восточного театра в формировании труппы (мужской состав труппы, исполнение женских ролей мужчинами).
В каких странах Востока театр был неотъемлемой частью светских и дворцовых праздников (Япония, Китай,Индия)
.


10
ЭЛЕМЕНТЫ КОСТЮМА И ГРИМА.
1.Отличие восточного сценического грима от европейского варианта (усиленное выделение гримом формы глаз и бровей и губ).
2.Из каких 4-х деталей состоит традиционный народный костюм арабской танцовщицы (шаровары, блузка, набедренный шарф с монистами).
3.Традиционный женский костюм народного танца Южной Индии (сари).
4.Традиционные детали женского костюма народного танца Северной Индии (блузка, широкая юбка, вуаль).
5.Две основные прически, используемые в индийском танце (пучок, украшенный цветами и коса с подвеской).
6. Мусульманская женская верхняя одежда в Средней Азии (чадра)

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО.
1. Основное средство передачи чувств, мыслей и настроения в танце (пантомима).
2. Каким образом можно изобразить радость с помощью мимики лица (улыбка).
3. Как называется жест, которым индийский актер приветствует публику (намасте).
4. С помощью какого жеста рук можно изобразить «женщину за туалетом» (зеркало).
5. Какое действие необходимо изобразить, чтобы показать охотника, поражающего цель (стрельбу из лука).

ТАНЕЦ И ЗДОРОВЬЕ.
1.Для чего полезно занятие танцами босиком (для закаливания).
2.Какая осанка неприемлема для танцора (сутулая)
3.Вредные привычки, несовместимые с танцами (алкоголь, наркотики, курение).
4.Два правила гигиены, соблюдаемые на репетиции и выступлении (чистое тело и чистое белье).
5.Развитию и укреплению чего способствуют танцевальные движения (координация движения и вестибулярный аппарат).
11
ЗНАЧИМОСТЬ ТАНЦА В КУЛЬТУРЕ СТРАН ВОСТОКА.
1.Танцующий индийский бог (Шива).
2.В какой стране скульптурные изображения с движениями танца украшают стены храмов (Индия).
3.Название праздника в Индии, на котором исполняется танец со свечами (Дивали).
4.Кто провожает жениха и невесту после свадебной церемонии к дому жениха (танцовщицы).
5.В кинофильмах какой страны обязательно присутствует танец (Индия).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Традиционный арабский напиток (кофе)
2.Самая известная индийская специя (кари)
3.Название индийского праздника весны (холи)
4.Название праздника весны в Средней Азии (навруз)
5.Самый известный индийский струнный инструмент (ситар)
6.Самый известный индийский ударный инструмент (табла)
7. Священный цвет мусульман (зеленый)
8.Самая большая река в Индии (Ганг)
9.Священный цвет древних египтян (синий)
10.Самый любимый в Индии напиток (чай)
11.Что в Индии едят вместо хлеба (рис)
12.Название бумаги в Древнем Египте (папирус)
13.Плоды из которых арабы могут приготовить 300 разных блюд (финики)
14. Священное животное в Индии (корова)
15. Священное насекомое древнего Египта (скарабей)
16.Какое животное называют кораблем пустыни (верблюд)

12
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГРУППА «НАРЦИСС» (возраст детей от 7 до 9 лет)
Режим занятий – 2 занятия в неделю по 1 часу – 72/год
№ Название раздела и темы Теория Практика Всего
часов

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

1) План работы коллектива на год 0,25 0,25
2) Техника безопасности
0,5 0,5
3) История развития танца и театра 0,25 0,25
2. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА
1)Значимость танца в культуре стран Востока 0,5 0,5
2) Танец и здоровье
0,5 0,5
3) Элементы костюма и грима 1 2 3
4) Актерское мастерство
1 1 2
5) Зачеты по танцам
3 3
6) Специальные упражнения (разминки) 9 9
3. ТАНЦЕВАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РАБОТА
1) Репетиционная
2 24 26
2)Репертуар (повторение)
7 7
3) Выступления коллектива
10 10
4)Тематические концерты
9 9
4. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

1)Подведение итогов
1 1
ИТОГО:
72
13
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГРУППА «ТЮЛЬПАН» (возраст детей от 8 до 12 лет)
Режим занятий – 2 занятия в неделю по 1,5 часа – 114 ч/год
№ Название раздела и темы Теория Практика Всего
часов

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

1) План работы коллектива на год 0,5 0,5
2) Техника безопасности
0,5 0,5
3) История развития танца и театра 0,5 0,5
2. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА
1)Значимость танца в культуре стран Востока 0,5 0,5
2) Танец и здоровье
0,5 0,5
3) Элементы костюма и грима 1 2 3
4) Актерское мастерство
1 1 2
5) Зачеты по танцам
3 3
6) Специальные упражнения (разминки) 12 12
3. ТАНЦЕВАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РАБОТА
1)Репетиционная
9 60 69
2)Репертуар (повторение)
12 12
3)Выступления коллектива
10 10
4)Тематические концерты
9 9
4. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

1)Подведение итогов
1,5 1,5
ИТОГО:
114
14
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГРУППА «ЖАСМИН» (возраст детей от 9 до 15 лет)
Режим занятий -2 занятия в неделю по 1,5 часа – 114 ч/год
№ Название раздела и темы Теория Практика Всего
часов

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

1) План работы коллектива на год 0,5 0,5
2) Техника безопасности
0,5 0,5
3) История развития танца и театра 0,5 0,5
2. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА
1)Значимость танца в культуре стран Востока 0,5 0,5
2) Танец и здоровье
0,5 0,5
3) Элементы костюма и грима 1 2 3
4) Актерское мастерство
1 1 2
5) Зачеты по танцам
3 3
6) Специальные упражнения (разминки) 12 12
3. ТАНЦЕВАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РАБОТА
1) Репетиционная
9 60 69
2)Репертуар (повторение)
12 12
3) Выступления коллектива
10 10
4) Тематические концерты
9 9
4. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

1)Подведение итогов
1,5 1,5
ИТОГО:
114
15
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГРУППА «ЛОТОС» (возраст детей от 10 до 17 лет)
Режим занятий -2 занятия в неделю по 1,5 часа – 114 ч/год
№ Название раздела и темы Теория Практика Всего
часов

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

1) План работы коллектива на год 0,5 0,5
2) Техника безопасности
0,5 0,5
3) История развития танца и театра 0,5 0,5
2. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА
1)Значимость танца в культуре стран востока 0,5 0,5
2) Танец и здоровье
0,5 0,5
3) Элементы костюма и грима 1 2 3
4) Актерское мастерство
1 1 2
5) Зачеты по танцам
3 3
6) Специальные упражнения (разминки) 12 12
3. ТАНЦЕВАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РАБОТА
1) Репетиционная
9 60 69
2)Репертуар (повторение)
12 12
3) Выступления коллектива
10 10
4) Тематические концерты
9 9
4. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

1)Подведение итогов
1,5 1.5
ИТОГО:
114
16
3.СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ.

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА 1 – ПЛАН РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА НА ГОД
История создания и направленность ТЕАТРА ВОСТОЧНОГО ТАНЦА «АДЖАНТА», показ фотоматериалов. Рассказ о репертуаре, последовательность и сроки его изучения, выполнение домашних заданий, плановые выступления. Форма репетиционной одежды, предметы для танца. Выбор старосты группы.
ТЕМА 2 – ТЕХНИКА БЕЗОПАСТНОСТИ
Правила поведения на репетиции, дисциплина, построение в зале, соблюдение дистанции, безопасность работы с предметами и с партнером. Правила поведения на выступлениях, в гримерных, за кулисами, на сцене. Правила поведения в транспорте, на улице, в помещении на выездных мероприятиях ( выступления, концерты, конкурсы).
ТЕМА 3 – ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦА И ТЕАТРА
Развитие народных, классических и современных танцев Востока. Возникновение и развитие индийского театра. Сведения по истории, географии, этнографии и искусству стран Востока.

2.УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА

ТЕМА 1 – СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (РАЗМИНКИ)
Правила построения в зале, соблюдение дистанции. Правила постановки корпуса. Постановка правильного дыхания. Выполнение движений под счет. Изучение разминок под тренировочную музыку. Позиции рук и ног (1-ая, 2-ая, 3-я, 4-ая и 5-ая позиции) Индийские жесты рук с названиями на санскрите (патака, трипатака, катакамукха, алападма, намасте).


17

ОСНОВНЫЕ РАЗМИНКИ
1. Пластическая разминка.
2. Ритмическая разминка.
3. Индийская разминка
4. Арабская разминка

ТЕМА 2 – ЗАЧЕТЫ ПО ТАНЦАМ
В процессе изучения учебного материала ученики сдают зачеты по пройденной теме (танцу). Каждый ученик сдает зачет индивидуально в танцевальной форме, после чего в журнал выставляются сразу две оценки по пятибалльной системе за технику исполнения (точность исполнения движений в установленном порядке) и артистизм (конкретное эмоциональное состояние, соответствующее характеру данного танца).

ТЕМА 3 – ЭЛЕМЕНТЫ КОСТЮМА И ГРИМА.
Беседа о специфике восточного костюма и грима, восточной прически и способах использования бижутерии. Определение строения лица, наложение линий и теней, скрывающих дефекты лица. Правила последовательности нанесения макияжа. Создание восточного типажа. Ознакомление с восточными концертными костюмами, прическами, бижутерией. Правила одевания и снятия костюма. Самостоятельная работа учащихся по представленному материалу.
ТЕМА 4 – АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО.
Беседа об особенностях характера данного танца, демонстрация способов передачи сценического образа с помощью мимики, жестов и пластики, работа с каждым учащимся над эмоционально-смысловыми деталями движений. Занятие проводится в начале учебного года для каждой группы.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПАНТОМИМЫ
1.Собирать цветы, плести гирлянду, собирать урожай, пить воду, принимать пищу.
2.Одевать одежду, причесываться, наносить макияж, одевать украшения.
3.Стрелять из лука, играть на флейте, писать письмо, читать книгу.
4.Изображать лотос, бабочку, пчелу, птицу, рыбу, оленя, павлина, попугая, зеркало, раковину, чашу, светильник.
18

ТЕМА 5 – ТАНЕЦ И ЗДОРОВЬЕ.
Танец как способ сохранения и укрепления здоровья. Польза занятий танцем для улучшения осанки, укрепления иммунитета, поддержания хорошего самочувствия и психического равновесия. Беседы о личной гигиене, оздоровительной гимнастике, правильном питании и несовместимости культурного образа жизни с вредными привычками.

ТЕМА 6 – ЗНАЧИМОСТЬ ТАНЦА В КУЛЬТУРЕ СТРАН ВОСТОКА.
Беседа о ценности вклада стран Востока в мировую танцевальную культуру. Оценка схожести и различия танцевального наследия Востока и Запада. Отличительные особенности классических и народных танцев Востока. Современный эстрадный восточный танец как приемник национальных традиций.

3.ТАНЦЕВАЛЬНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РАБОТА.

ТЕМА 1 – РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА.
Распределения учащихся по рисунку танца. Работа над рисунком танца. Поэтапное изучение отдельных движений. Постановка композиционных связок. Работа с партнером. Особенности движений под данную музыку, темп, настроение, манера исполнения, актерское мастерство, стиль движения, зависимость движения от данного костюма. Исправление технических ошибок. Доведение танца до сценического уровня. Отработка выхода на сцену, поклона и ухода за кулисы.

ТЕМА 2 – РАБОТА С РЕПЕРТУАРОМ.
Регулярное повторение пройденных танцев. Дополнение или изменение деталей композиции и танцевальных движений. Генеральные репетиции перед каждым выступлением.
Репертуар для каждой из четырех групп состоит из трех изучаемых постановочных танцев. И в учебно-тематическом плане для каждой отдельной группы нумеруется как танец №1, танец №2 и танец №3. По мере устаревания танцы регулярно обновляются.

19

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ГРУППЫ « НАРЦИСС»
1. Танец с палочками «Дандия»
2. Танец с платками «Восточные краски»
3. Танец «Джими-Джими»

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ГРУППЫ «ТЮЛЬПАН»
1. Танец с ленточками «Холи»
2. Танец с подносами «Турчанки»
3. Танец «Эк-до-ты»
4.
ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ГРУППЫ «ЖАСМИН»
1. Танец «Ганга»
2. Танец с гирляндами « Малла»
3. Танец с пампонами «Диванги»

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ГРУППЫ «ЛОТОС»
1. Танец с букетами «Пуджа»
2. Танец «Ё-хо-хо»
3. Танец индийский «Праздничный»

Репертуарные танцы могут быть заменены на другие танцы, такие как;
Танец «Полуденный ветер», Танец «Нарцисс», Танец «Турецкие бубны»,
Танец «Бангра», Танец «Арабские косынки» и другие вновь поставленные танцы.


20
ТЕМА 4 – ВЫСТУПЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА.
Коллектив принимает активное участие в городских праздниках, а также в конкурсах и фестивалях. Перед каждым выступлением проводится инструктаж. Ознакомление с организационно-технической частью концерта. Объяснение последовательности работы (обязанности до выступления, при выступлении, после выступления).
Выступление коллектива на сцене. Организация рабочего места в гримерной, распаковка костюмов, наложение грима, своевременное одевание, соблюдение аккуратности, взаимопомощь. Соблюдение правил поведения в костюме за кулисами. Снятие грима, переодевание, упаковка костюмов. Организация и проведение выступлений происходит при активном участии и помощи родителей.

ТЕМА 5 – ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ.
Коллектив ТЕАТР ВОСТОЧНОГО ТАНЦА «АДЖАНТА» регулярно проводит свои творческие вечера при участии и помощи родителей. Учащиеся исполняют репертуарные танцы, соответствующие теме концерта.

4. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА 1 – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Анализ проделанной работы за год. Оценка успеваемости группы в целом и поименно в частности. Выдача грамот особо отличившимся ученикам. Зачисление учащихся в любую другую выбранную группу. Зачисление происходит в зависимости от возраста и способностей ученика. Выдача свидетельств выпускникам группы «Лотос»


5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Основной формой занятия восточными танцами являются учебно-тренировочные занятия, продолжительностью от 1 до 1,5 часов. В процессе обучения используются контрольные занятия, сдача зачетов по каждой пройденной практической теме (танцу и выступлению). Техническое оснащение занятий должно соответствовать, прежде всего, санитарно - гигиеническим нормам, предъявленным к помещениям для занятий
21
(танцевальный зал с зеркалами, пол с деревянным покрытием или линолеумом, наличие раздевалки и душевых комнат). В зале должны быть окна для естественного освещения и проветривания. По требованию программы для проведения репетиции массовых, сложных по построению танцев, не более 12 человек в группе для свободного размещения в зале, соответствующего 80 м/кв.
Для занятий необходим музыкальный центр, учебные пособия и репетиционные предметы . Основными принципами обучения на всех этапах является правило постепенности доступности, то есть соответствие изучаемого материала возрасту и подготовленности занимающегося. Теоретические занятия встраиваются в каждое практическое занятие в форме объяснения и тематической информации. Практическая часть занятий строится на основном методе – демонстрация движения. Основой хорошего усвоения изучаемого материала является регулярная общефизическая подготовка. Для этого уроки обязательно начинаются с пластической и ритмической разминки. Весь изученный материал регулярно повторяется. Несмотря на групповые занятия, к учащимся находится индивидуальный подход, учитываются недостатки и успехи каждого ученика, что способствует развитию самостоятельности и работоспособности. Особое значение имеет создание на занятиях доброжелательной, комфортной обстановки, формирование коллектива единомышленников, в котором каждый ученик мог бы максимально реализовать свои способности. Необходимо вести планирование каждого отдельного занятия. Система последовательности учебно-тренировочной работы на репетиционных занятиях является постоянной для наилучшей адаптации ребенка к учебному процессу.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
1.Приветствие, тема занятия и построение.
- построение в пространстве репетиционного зала в шахматном порядке
2. Позиции рук и ног
- 1-ая, 2-ая, 3-я, 4-ая и 5-ая позиции
3. Жесты рук
-патака, трипатака, алападма, катакамукха, намасте.
4. Ритмическая разминка
-интенсивные ритмичные движения под репетиционную музыку
5. Пластическая разминка
-пластические движения с шарфом под репетиционную музыку
22
6.Индийская разминка
7.Арабская разминка
6. Изучение элементов движений нового танца
7.Изучение рисунка массового нового танца.
8. Техника взаимодействия с партнером в массовом танце.
9. Повторение пройденных танцев.
10. Исправление ошибок и работа над слаженностью исполнения.
11.Заключительный поклон.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Принимая во внимание сложность и эксклюзивность материала, необходимо использовать на занятиях какие-либо ударные предметы. Звуки литавр или палочек помогают юным танцорам правильно расставлять в танце ритмические акценты, держать паузы, разучивать счет для синхронного исполнения.
Каждый ученик обязан также иметь на занятиях индийские бубенчики, которые являются ударным музыкальным инструментом и привязываются к ногам, для того, чтобы удары ног в бубенчиках точно совпадали с музыкальным ритмом. Также для отработки ритмических движений в арабском танце используется набедренный пояс и лиф из монист.
Программа ТЕАТРА ВОСТОЧНОГО ТАНЦА «АДЖАНТА» успешно адаптирована для детей указанного возраста. Все движения народных и классических восточных танцев даны в доступной для восприятия форме, обработаны и поставлены под современную восточную музыку. Объяснения лишены сложных специальных терминов, используемых в традиционных школах восточного танца.
Для ускоренного обучения ученику предоставляются фонограммы изучаемых танцев. Родители, присутствующие на концертах, также имеют возможность создать для ребенка свой личный фото и видео альбом. Все пройденное на каждом занятии является домашним заданием и должно быть выучено к следующему занятию.
В целях развития творческих способностей и самостоятельности учащиеся регулярно выступают сольно в школе, лагерях отдыха, на домашних праздниках. Они могут использовать изученный репертуар и репетиционный костюм, но в целях развития творческих способностей ребенку предлагается создать свой неповторимый танец на
23
любую понравившуюся музыку. Также объясняется, как из имеющейся одежды и ткани сделать концертный костюм, а из доступной бижутерии свои украшения.
Уделяется внимание и внешнему виду учеников. Введена репетиционная форма из хлопчатобумажной ткани, состоящей из юбки, блузки, шаровар и большого платка. Моделируя из этих деталей разные варианты концертных костюмов, дети, выполняя упражнения, привыкают к определенному типу одежды, которая непривычна, и обучает танцевать с учетом специфики костюма. Прическа на занятиях состоит из пучка с сеточкой. Допускается обувь – кожаные «балетки» телесного, золотого или серебряного цвета (в случае плохого самочувствия и при выступлениях на неподготовленной площадке). Умение одеваться и выступать в костюме прививается ученику на каждом занятии и является важным моментом в процессе обучения.
Помимо концертных предметов, используемых для выступления, каждый ученик вместе с родителями должен сделать свои репетиционные предметы: опахала, подносы, палочки, ленточки, лотосы, гирлянды, кинжалы, бубны и т.д. Труд каждого ученика способствует успеху общего дела и имеет важное воспитательное значение. Помощь и содействие родителей также необходимы при проведении концертов, праздников и для сопровождения детей. Родители должны также, покупать или арендовать единые по форме концертные костюмы для массовых танцев. Обеспечивать доставку и упаковку костюмов до и после выступлений. Содействовать поддержке сайта коллектива в Интернете http://ajanta-dance.ru/.
В целях учебно-воспитательной работы коллектив регулярно посещает выступления артистов стран Востока и Азии и принимает участие в индийских праздниках «Холи» и «Дивали» в Москве. В коллективе организован обмен видеоматериалами с индийскими фильмами, которые имеют несколько неоспоримых качеств, формирующих личность подростка: доступное отражение недостатков и достоинств человеческого общества, стремление к победе добра над злом, красота природы, изобилие песен и танцев. Для дополнительной информации открыт сайт коллектива в Интернете http://ajanta-dance.ru/ . Важной частью обучения является концертная деятельность коллектива. Сформированный коллектив принимает участие в массовых мероприятиях данного образовательного учреждения с показом подготовленных репертуарных номеров. Показательные выступления групп проводятся в начале, в середине и в конце учебного года для родителей и приглашенных гостей.
Таким образом, отслеживая успеваемость каждого ребенка на занятиях, педагог имеет возможность после изучения каждой темы (танца) проверить результат с помощьюпланового выступления. После которого педагогом оценивается группа в целом и каждый исполнитель в частности. Проводятся обсуждения, отмечаются ошибки. Выступления коллектива записываются на видеокассету. Многократный просмотр исполняемого танца облегчает анализ и вырабатывает объективное мнение коллектива.
24
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема Форма занятий Форма подведения итогов Дидактический материал, техническое оснащение
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

1)Знакомство с коллективом, план на учебный год
Беседа, диалог Фотоматериалы
2)Техника безопасности

Лекция, диалог Опрос по теме Репетиционные предметы
3)История развития танца и театра

Лекция, диалог Опрос по теме Фотоальбомы, книги и журналы
2.УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА

1)Специальные упражнения (разминки)
Тренировочное занятие Контроль на каждом занятии Музыкальный центр, фонограмма
2)Зачеты по танцам


Индивидуальное выступление
Зачетные оценки Музыкальный центр, фонограмма
3)Элементы костюма и грима

Лекция, тренировочное занятие Опрос по теме Концертные костюмы, грим, фотоматериалы
4)Актерское мастерство

Лекция, тренировочное занятие Опрос по теме Фотоматериалы
5)Танец и здоровье

Лекция-беседа Опрос по теме Тематическая литература
6)Значимость танцев в культуре стран Востока Лекция-беседа Опрос по теме Фотоматериалы
3.ТАНЦЕВАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
РАБОТА

1)Репетиционная Тренировочное занятие Контроль на каждом занятии, зачеты Музыкальный центр, репетиционные предметы, фонограмма
2)Работа с репертуаром (повторение) Тренировочное занятие Контрольный просмотр танца Музыкальный центр, репетиционные предметы, фонограмма
3)Выступления коллектива Выступление, наложение грима, одевание костюма Отзывы зрителей, контрольная оценка Танцевальные предметы, фонограмма, костюмы, грим
4)Тематические концерты Концерт Визуальная оценка родителей,
контрольная оценка педагога Танцевальные предметы, фонограмма, костюмы, грим
4.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ


1)Подведение итогов

Беседа, диалог Вручение грамот, выдача свидетельств Просмотр фото с выступлениями коллектива

.
.
.
.






25
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
1. «Искусство Индии» («Наука» 1968 г)
2. «Натья-шастра – искусство танца и сценическое мастерство» («Дели» 1977 г.)
3. «Ритмы радости. Традиции классических индийских танцев» («Радуга» 1987 г.)
4. «Индия» («Радуга» 1987 г.)
5. «Зрелищные искусства Индии» М.П. Котовская («Наука» 1988 г.)
6. «Индийская йога – практические занятия («Наука» 1989 г.)
7. «Искусство Древнего Египта» («Москва» 1972 г.)
8. Любовная лирика классических поэтов Востока («Правда» 1988 г.)
9. «Семь самоцветов Востока» (Школа-Пресс» 1995 г.)
10. «Путь к мудрости: Акбар и Бирбал» («Минск» 2000 г.)
11. «Боги, демоны и др.» Р.К. Нараян («Наука» 1974 г.)
12. «У истоков новоиндийской драмы» А.А Суворова («Москва» 1985 г.)
13. «Древний Восток» («Будапешт» 1979 г.)
14. «Искусство Древнего Ирана» («Москва» 1977 г.)


2.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧЕНИКА.
1.«Мифы древней Индии» Н.Р. Гусева («Москва» 2001 г.)
2.Индийские сказки «Чудесный рубин» («Новосибирск» 2003 г.)
3.«Тысяча и одна ночь» («Москва» 2000 г.)
4.«Анекдоты о Ходже Насреддине» («Москва» 2000 г.)
5.Сказки Средней Азии «Золотой караван» («Алматы» 2002 г.)

26


ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
НАГРАДЫ КОЛЛЕКТИВА

1.Диплом Московского департамента образования за участие в фестивале «Танцы
пяти континентов» (18.02.1998)
2. Диплом за участие в фестивале «Юные таланты Московии» (10.03.98).
3. Благодарственное письмо за участие в первых Всемирных Юношеских играх (15.07.98).
4. Диплом за участие в восьмом Московском международном конкурсе-фестивале детского и юношеского народного творчества «Рождественские каникулы» (08.01.99).
5. Благодарственное письмо за участие в концерте, посвященном Международному дню детей, проходившему в посольстве Республики Индия (27.03.99).
6. Диплом за участие в фестивале, посвященном 200-летию А.С. Пушкина (20.06.99).
7. Диплом за участие в первом Московском фестивале художественного творчества, посвященного 55-летию победы в Великой Отечественной Войне (01.03.00).
8. Диплом за участие в фестивале «Рождественский хоровод» (06.01.00).
9. Диплом за участие в конкурсе хореографических коллективов Центрального округа (28.04.01).
10. Диплом 1-й степени окружного фестиваля «Юные таланты Московии» (11.04.04).

(последующие дипломы и грамоты прилагаются в виде копий)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПРОГРАММА доп. образования "АДЖАНТА" | АДЖАНТА - Сообщество индийского и восточного танца "АДЖАНТА" | Лента друзей АДЖАНТА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»