Это цитата сообщения
Mila111111 Оригинальное сообщениеИНТЕЛЛЕКТ МУРАВЬЕВ
Фрагменты из беседы двух ученых. Они рассуждают о муравьях, пчелах, попугаях и даже вспоминают о волках. Главная тема - существование языка у животных. Этот текст совсем небольшой и интересен описываемыми фактами.
ИНТЕЛЛЕКТ МУРАВЬЕВ
Жанна Ильинична Резникова – доктор биологических наук (Новосибирск); Борис Яковлевич Рябко – доктор технических наук (Новосибирск)
В книге Моргана «Сравнительная психология животных» содержится знаменитое «правило Моргана», которым исследователи руководствуются до сих пор: никогда не объясняй поведения животных с точки зрения более высоких функций, если можешь объяснить его более просто.
Из всех насекомых общая масса только муравьев, которые живут на Земле, равна массе всех млекопитающих или даже превосходит массу всех млекопитающих, включая людей, слонов, дельфинов, китов и так далее.
Число видов муравьев примерно равно числу видов живущих птиц.
Мы можем найти интеллектуальные возможности только у своеобразных муравьиных приматов. Это будет, примерно 1% - 3% от живущих ныне видов.
Среди муравьев это очень немногие виды, которые демонстрируют сложные социальные структуры и обладают очень большим биологическим прогрессом.
К таким муравьиным приматам, которые строят большие муравейники, относятся виды, живущие бок о бок с нами, в Сибири, в Европе – это рыжие лесные муравьи. Здесь масса аналогий с общественной жизнью людей. Ведь муравьи строят большие города. У них есть дороги, разветвленные, с двухсторонним движением. Есть что-то вроде домашних животных, то есть насекомые, которых муравьи культивируют, ухаживают за ними и получают в ответ сладкие выделения. Аналогии и в социальной структуре – распределение ролей, иерархия, даже как бы личное распознавание в пределах небольших групп.
Муравьи стремятся как можно больше отдыхать. Отдыхают они, покачиваясь на ногах, стоя в таком своеобразном трансе, может быть, предаваясь ходу каких-нибудь своих муравьиных мыслей, что нам, конечно, неведомо. Но так же, как и человек, они стремятся сэкономить как можно больше времени и усилий для того, чтобы предаться такому не совсем понятному для нас отдыху. Эта аналогия поможет нам ближе понять муравья и принять его некоторое интеллектуальное сходство с высшими позвоночными животными.
Карл Фон Фиш, широко известный свои исследованиями, посвященными символическому языку танцев медоносной пчелы, видимо, решил определенную задачу. У этого открытия драматическая история. Фриш всю свою жизнь посвятил исследованию вопроса о том, как животные воспринимают окружающую среду и как они общаются с ней и между собой. Его жизнь была организована так, что зимой он занимался рыбами, а летом пчелами, и все, что он открыл – шло вразрез с существующими тогда понятиями об интеллекте и языке животных. Расшифрованные им танцы пчел появились виде публикации уже в начале 1920-х годов. И сначала все было спокойно, просто этого никто не замечал, поскольку все было опубликовано по-немецки, и он спокойно продолжал исследовать сигналы пчел. Но «язык пчел» вызвал огромную дискуссию в 1950-е годы, когда книга Фриша была опубликована по-английски. И вот тогда-то исследователи позвоночных животных, видимо, впервые поняли, что придется, наверное, потесниться с представлениями об интеллекте животных. По выражению Менинга, автора одного из лучших учебников по поведению животных, научный мир вынужден был признать, что такое скромное создание, как медоносная пчела, по всей видимости, обладает символическим языком.
Фриш ставил свои эксперименты в стеклянном улье, где он видел как пчела – разведчица, найдя какое-то богатое место, возвращается и описывает на сотах что-то вроде восьмерок. В результате оказалось, что с помощью таких танцев в улье пчела сообщает остальным пчелам – фуражирам – куда нужно лететь за пищей. На самом деле, эти пресловутые восьмерки не так важны. У пчелиного танца, как потом выяснилось, по меньшей мере одиннадцать параметров. Это прежде всего ось танца на сотах. Угол, который она составляет по отношению к вертикали, соответствует углу между направлением на пищу и направлением на Солнце. По мере того как Солнце сдвигается к западу, сдвигается и ось танца в улье. Кроме того, важна скорость, с которой движется пчела, а также остальные параметры, такие как виляние брюшком, движение из стороны в сторону, звуковые компоненты и даже запах – все они сообщают пчелам о том, в какую точку пространства лететь. И пчелы действуют как такие маленькие самонаводящиеся ракеты. То есть они летят сначала по заданному направлению и, когда они уже близки к цели, тут включается как бы память о запахе, который они чувствовали в улье, когда танцевала пчела разведчица. И они находят эту точку в пространстве. Находят, не летя за пчелой: это же невозможно.
Вы представляете, как пчела точкой исчезает в синем небе, ее не видно. Пчелы пользуются системой дистантного наведения. Это редчайший случай описания дистантного поведения у животных. Животные используют информацию абстрактного характера – это не пахучий след, по которому надо бежать, не разведчик, за которым надо идти, а информация, пользуясь которой, они находят цель.
Дискуссия о том, правда ли это, или, может быть, пчелы оставляют какие-то молекулы запаха за собой, по которым ориентируются фуражиры, длилась с 1950-х до начала 1990-х годов. Хотя в 1973 году Фриш вместе с Нико Тинбергеном и Конрадом Лоренцом получили Нобелевскую премию. Три этолога тогда получили Нобелевскую премию. Это такой известный и замечательный факт.
Только вначале 1990-х годов была поставлена точка в этой дискуссии. Это просто совершенно замечательная история. На той же самой земле, датской, на которой родился искусственный соловей, механический, описанный Андерсеном, другой Андерсен, инженер, используя идею и экспериментальный подход Акселя Михельсона, сделал искусственную пчелу-робота. И вот эта искусственная пчела передавала уже заданные человека сигналы в ульи. Пчела-робот, конечно, оставалась на месте. Руководствуясь ее сигналами, пчелы-сборщицы летели к тому месту, которое она им указывала. Это была не первая пчела-робот, сделанная для этой цели, но она была самая совершенная. Вообще пчелы-роботы делались с начала 1950-х годов, в том числе и у нас Лопатина делала интересную модель. Но самая работающая, так сказать, очень тонко технически оснащенная, была сделана в Дании. И вот она-то поставила точку на том, что символический язык танцев у пчел действительно существует.
Существует еще загадка Фриша. Бывают такие ситуации, когда хорошая поляна, с цветами, где много нектара, находится, скажем, за холмом. Одна пчела передает в уолье другим направление, расстояние. Информацию об этом. Но, по-видимому, что-то еще. Потому что пчелы, которые получили эти сведения, не летят над холмом, а облетают его. И у некоторых специалистов создается впечатление, что вообще не весь язык их понят.
Пчелы из разных местностей используют что-то вроде диалектов.
В 60-х годах пытались составить анло-волчий словарь. В частности, норвежский исследователь Теберге выражался об этом примерно так. Что нужна такая ситуация, когда определенный сигнал соответствует совершенно определенному случаю. По-крайней мере, хотя бы одно волчье слово известно – это сигнал одиночества. Это «слово» и было расшифровано.
Второй случай, - более поздний, чем с пчелами, - отосится к 1960-м годам. Это акустические сигналы зеленых мартышек – верветок, различные для обозначения разных хищников. При виде орла обезьяны издают сигнал особого рода, при виде змеи – другой и при виде леопарда – третий. Сигналы достаточно хорошо различаются и хорошо соответствуют ситуациям. То здесь мы видим тот же самый случай. Когда ситуации и сигналы достаточно простые и хорошо отличающиеся.
После того, как Струзейкер в 1960-х, а Сефард и Чини в конце 1980-х, более технично провели эти исследования, подобные сигналы тревоги были найдены еще у нескольких животных.
Попугаи осваивают даже английский язык, причем, не просто, как выяснилось, повторяют, они даже им владеют и могут кое-что объяснить о внешнем мире. Ответить, например, на вопрос, сколько всего предметов, а сколько из них кожаных, белых и так далее.
Если муравей ищет больше, чем полтора часа, он теряет интерес к объекту.
В языке человека частота, с которой используется слово, и длина этого слова связаны. Чем чаще слово используется, тем оно короче. Например, местоимения, междометия и предлоги.
© по материалам книги и телепередачи "ВСЕ ДИАЛОГИ" Александра Гордона
(c)shutov_sparkle
[306x450]