[200x280]
На днях я пересмотрел дело №10 советского сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», где главную отрицательную личность блистательно играет Георгий Менглет.
В этом, собственно и есть причина, по которой я теперь пренебрегаю девятью из десяти детективов в литературе и кино. Уровень писательский и актерский «тогда» и «сейчас», увы, несопоставим.
Разве можно сравнивать игру Актера Георгия Павловича Менглета в качественно поставленном и снятом телеспектакле с изображением очередного выпускника театрального училища суетящегося в кадре и между тремя сериалами, слабо знающим свой текст и изображающим реализацию плодов слабых режиссерских потуг?
Даже взятый не из нашей жизни наивный и трогательный Пал-Палыч Знаменский выглядит живее и реальнее многих нынешних киноследователей. И он выглядит человеком, а не машиной для убийств, угроз и давления «в интересах следствия», как они. Да и на нарциссирующего Домогарова, изображающего следователя Турецкого актер Мартынюк тоже ни коим образом не похож.
А взять уже упомянутого героя, которого играет Менглет? Разве можно сравнить Антибиотика из «Бандитского Петербурга» с Воронцовым из дела №10 «Знатоков»? Да он от Виктора Палыча и косточек бы не оставил. Разжевал и сплюнул в кучу мусорной свалки, которой заведовал. Я ни в коем случае не хочу обидеть актера Льва Борисова, но в плохом кино сыграть хорошо - очень сложно.
Посмотрим с другой стороны на тех же персонажей. Антибиотик – «зловещая фигура» без причин. Откуда он взялся? Кто он? Какая злодейка-судьба сбила с пути истинного маленького Витю, что он стал уголовным авторитетом Антибиотиком? Авторы бог знает сколько раз показанного по ТВ «Бандитского Петербурга» и многих аналогичных сериалов, то ли не способны сочинить правдивую и достоверную биографию, то ли просто действуют по принципу «и так сойдет».
В телеспектакле про «знатоков» картина обратная и весьма увлекательная для изучения с двух точек зрения: советской и современной.
Кто такой Евгений Евгеньевич Воронцов? В молодости – актер московской филармонии, вначале участвовавший в «левых концертах» с целью получения незаконных доходов, а затем, и человек, организовывавший эти концерты. За что собственно и сел. Через много лет после освобождения, становится начальником «полигона», а, говоря попросту – мусорной свалки, куда свозят содержимое всех помоек столицы нашей Родины. Там он сумел создать преступную организацию по незаконной реализации отходов цветных металлов, воруемых то ли с завода, то ли с производства при НИИ, коих при советской власти было много. Это - взгляд из 70-х годов, когда спектакль был снят.
А если посмотреть из настоящего? Какая ставка была у артиста в филармонии любого района нашей бескрайней Родины при советской власти? Гроши. Спросите любого артиста, который тогда работал. Все, кто хотел кушать, так или иначе, участвовал в подобных концертах в то время. Даже те, кто принимал участие в новогодней программе «Песня года», а уж популярнее их найти кого-то сложно.
Вот и организовывал кто-то «левые концерты». Но государство до сих пор ревностно следит за эксклюзивностью своего права на успешную экономическую деятельность. Как написано на кабине водителя в салоне троллейбуса маршрута № 47: «Не укради! (Государство не любит конкурентов)». Вот герой Менглета и сел по экономической статье, то есть по тем временам это означало, что срок был дан по максимуму. Теперь это называется «продюсерство и менеджмент шоу-бизнеса», а тогда именовалось – незаконная экономическая деятельность.
Вышедшему из тюрьмы артисту возвращение на сцену заказано. Например, режиссеру Серому, пока за него не поручился Данелия и не стал на картине вторым режиссером, фильм «Джентельменов удачи» снимать не давали.
Вот Воронцов и стал начальником мусорной свалки. Но пытливость ума и нежелание прозябать, при наличии возможностей к нормальной жизни, они либо есть в человек, либо их нет.
Как в СССР было с бесхозяйственностью надеюсь, забыли еще не все. С бесхозяйственностью у нас было великолепно. Вот и подвернувшийся инженер рассказал Воронцову, как бездарно переводятся в металлолом отливки из цветного металла на его производстве.
Таким образом, Воронцов найдя с одной стороны тех, кому данный металл был нужен для «извлечения нетрудовых доходов», а, говоря человеческим языком, для производства изделий, бывших дефицитом, с другой – того, кто может помочь этот металл не сгноить планово, как было принято в СССР, а продать тем, кому он нужен, опять стал ощущать себя человеком, живущим сообразно своим организаторским способностям.
Теперь это называется «посреднические услуги», а тогда – это была "вышка".
Вот вам, господа, вся судьба человеческая, как на безыскусной тарелочке безо всяких каемочек. И это кино интересно смотреть. Потому, что мы понимаем, что движет каждым из героев. И актеры играют, а не проговаривают в костюмах и гриме свой текст, старательно глядя мимо камеры.
Поэтому меня последнее время все чаще посещает мысль начать собирать фильмотеку советского кинематографа, который сейчас чем дальше от Родины (я живу в России, но родился в другой стране – в СССР), тем интереснее становится смотреть.
Ух, я бы посмотрел на того несчастного телередактора, который пропустил бы сейчас в вечерний эфир фильм «Город Зеро». Там та-а-акой монолог прокурора есть… Ну, просто злейшая пародия на предвыборную программу «Едирастов» (а то и выступление Самого!), сконцентрированная в четыре минуты.
В общем, я уже нашел места, где можно в пристойном качестве купить или скачать те старые фильмы и спектакли, которые мне хотелось бы посмотреть не один раз; те, которые радуют сердце и наводят на размышления.
торрио