• Авторизация


русские женщины глазами француза 25-06-2013 20:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Большой_Вовочка Оригинальное сообщение

Знаем ли мы Россию так, как ее знают иностранцы?

[280x]Читайте также: Мифы о России. Мы глазами иностранцев

Представляю вам недавно прочитанную мной книгу Александра Латсы "Мифы о России. От Грозного до Путина. Мы глазами иностранцев". Александр Латса - французский журналист, женился на русской женщине, она сделала из него русского, теперь он живет в России. Предлагаю всем прочитать и оставить свои впечатления.
Прочитать и скачать книгу можно здесь.

Вы найдете в этой книге мои самые интимные размышления по поводу сегодняшней России, будь то в социальном, культурном, профессиональном плане, со стороны туризма, журналистики и человеческих отношений. Также в этой книге много анекдотов из жизни французов в России, об их карьере, их мечтах, проблемах, но и о непоколебимой уверенности в будущем этой страны.

Отрывки из книги А.Латсы. Россия - глазами француза.

Размышления о русских женщинах


Почему на Западе люди любого возраста убеждены, что русские отличаются от всех остальных женщин планеты? Нигде в мире женщина не является предметом стольких стереотипов и наваждений, как в России. Читающие мужчины мечтают об Анне Карениной; те, кто смотрит телевизор, мечтают об Елене Лениной, а любители большого тенниса думают о Марии Шараповой.

Впервые я увидел русскую девушку в Конго, в Черной Африке, где говорят по-французски. Я учился в маленькой школе, с первого класса до окончания. Многие из местных студентов ехали учиться в Советский Союз, некоторые из них там женились на русских, а потом вернулись на родину. Так что в нашей школе учились дети русских и конголезских родителей (хотя было их немного). Я учился в одном классе с Дианой, девочкой из такой семьи, ее мама была русской. Диана никогда не бывала ни в России, ни в СССР, но, наверное, мама как-то иначе ее воспитывала - учила тщательнее ухаживать за собой, быть привлекательнее остальных. Я тогда не понимал, чем эта девушка-метиска отличается от других.

Когда мне исполнилось тринадцать, меня отправили на курсы английского языка в так называемую летнюю школу в Шотландии. Среди 350 студентов из Европы и Японии я был единственным, кто приехал из Африки. Школа владела тремя большими парусниками, а стажировка включала в себя четырехдневное плавание. Под палубой располагались кубрики — спальни, одна для мальчиков и одна для девушек. На паруснике я заметил Елену, русскую девушку, молчаливую блондинку, которая держалась отстраненно и вообще казалась замкнутым человеком. В какой-то момент нам нужно было прыгнуть в море; вода была по-настоящему холодной, но Елена не дрогнула. Наблюдая за ней, я отмечал, как сильно она отличается от других девушек, и представлял себе ее отца - богатого могучего русского.

У меня сохранилась фотография того времени, на ней Елена стоит на ветру в одной только футболке, и лицо у нее такое же отстраненное, как и всегда. Тогда, на этом корабле, в Шотландии, я был далек от мысли, что когда-нибудь судьба меня приведет в Россию жить с любимой.

Снова Россия возникла в моей жизни лишь в двухтысячных. Мой друг Людовик, тоже живший в Бордо, был вечным студентом без планов на будущее. Как и многие из нашего поколения во Франции, он совмещал учебу и подработку, чтобы пользоваться статусом студента и в то же время иметь средства к существованию. В этой совсем не стабильной ситуации он влюбился в русскую студентку по имени Соня - и началось его утомительное противостояние с «будущей тещей». Мать Сони развелась в России, потом в Санкт-Петербурге познакомилась с французом, который там работал консультантом по архитектуре. Тогда, в 1996 году, для многих русских женщин переехать на Запад означало действительно начать новую жизнь. Многие из них мечтали покинуть Россию в эпоху кризиса при Ельцине и обосноваться в богатой и стабильной стране. Так что история Сониной мамы была вполне в духе девяностых.

Она сама уже пережила много трудностей: эмигрировала, выучила французский, нашла свое место в обществе города Бордо, много и умно поработав над собой, - и она не собиралась выдавать свою дочь за студента без будущего. Для своей дочери эта женщина хотела «удачного брака»; возможно, у нее были конкретные планы найти богатого жениха, уже завоевавшего место в обществе, и устроить то, что во Франции называется «красивой партией». В течение некоторого времени Людовик пережил довольно неожиданный и неприятный опыт межкультурного общения с резко настроенной против него русской «будущей тещей». Он еще не знал, что, завязывая отношения с русской девушкой, получаешь в наследство и ее мать.

Последняя стала запрещать Людовику встречаться с Соней, забыв о том, что во Франции дела идут не так, как в России. Поняв, что ее авторитет не действует на Людовика, эта женщина принялась обрабатывать его семью. Родители Людовика изумились, когда в одиннадцать часов вечера - это для Бордо очень позднее время, исключающее возможность стороннего визита, - к ним явилась очень раздраженная женщина с жутким русским акцентом, которая принялась угрожать всей семье. К тому моменту родственники Людовика еще не слышали о Соне, поскольку молодые французы мало рассказывают родителям о своих любовных историях. В тот вечер облик России во Франции не изменился в лучшую сторону.

Из-за отсутствия результатов мать Сони решила пойти еще дальше. Она позвонила в центральное отделение полиции Бордо и объявила, что подозревает Людовика в сомнительных отношениях, в возможной торговле наркотиками, в поддержке «Аль-Каиды» на территории данной области, а также в том, что он может быть террористом. На следующий день Людовика вызвали в полицию. Полицейский сообщил ему о том, что нужно проверить его лояльность; все было довольно дружелюбно. Людовик рассказал, что эта женщина уже давно его достает, и полицейский спросил:

- Что ты в ней-то нашел, в этой девице? Она русская? Она же не единственная русская в городе! Послушай, ты не хочешь выбрать себе другую? Спи с другими, участвуй в групповухах, делай что хочешь, но чтобы меня больше не дергали.

Однако Людовик не отступился. Он переждал грозу. Со временем мать Сони успокоилась. Она отказалась присутствовать на свадьбе своей дочери, и ей потребовалось лет десять, чтобы понять, что Соня и Людовик любят друг друга. На протяжении всех этих лет русская теща Людовика по-прежнему старалась вмешаться в жизнь своей дочери.

Эта история не обелила образ России в Бордо и образ русской тещи - лично для меня. Когда я приехал в Россию, то увидел, что так - почти везде.

Я всегда удивляюсь роли, вернее, весомости тещи в России. Мой сосед объяснил мне, что это невероятно серьезная проблема.

- Теща, Саня, - это самая большая беда на земле. Они все время давят, во все лезут, всех теребят - твоей дочери уже сороковник, у нее свои дети, она уже давно живет отдельно; оставь ее уже в покое, дура, не мешай людям жить! Так нет же… Моя вон все время звонит. Честно, иногда вечером после работы жена с ней по два часа на телефоне висит - болтает ни о чем, потому что мать позвонила просто так. Представляешь себе? Меня это просто бесит!

Сколько знакомых французов рассказывали мне, что их русским девушкам постоянно звонят мамы - и неважно, на свидании ли, на вечеринке, на работе, - и надо ответить и говорить. И никто не упомянул даже, чтобы русская девушка не ответила на звонок или сказала маме: «Послушай, я сейчас занята, перезвоню попозже».

Сколько раз я слышал, как мои коллеги говорят в трубку: «Привет, мамочка!» Опять мама!

Я вспоминаю Алину, свою коллегу, которая хоть и приехала из США, но с мамой созванивалась по пятнадцать раз на дню (и это не преувеличение). Мы сидели в одном кабинете; однажды я отвечал на электронные письма клиентов, а Алина разговаривала с мамой (десятый раз за день). В какой-то момент она прикрыла трубку рукой и сказала:

- Саша, французское вино из пяти букв.

Я вначале даже не понял, о чем это она, а потом возмутился:
- Алина, какой кроссворд? Ты на работе! И я, кстати, тоже.
- Но это же мама спрашивает, - улыбнулась моя коллега, взрослая и, казалось бы, адекватная женщина.

Не знаю, как молодые русские женщины терпят такое постоянное давление; смирились они с ним, что ли? И почему они так же поступают со своими дочерями? Такие страстные и по сути конфликтные отношения кажутся мне нелогичными, а порой и вредными.

В моем случае расстояние между Россией и Францией позволило избежать подобных проблем. Еще, наверное, длительная жизнь во Франции смягчила характер моей тещи и воспитала ее по-европейски.

Русские матери защищают свое сокровище, своего ребенка от любых острых моментов жизни, а по сути - мешают ему нормально жить. Пытаются контролировать и сыновей, и - тотально, до безумия, - дочерей. Русские женщины, конечно же, сокровища. В путеводителе «Пети фютэ», написанном французами для французов, есть параграф с названием «Москва в 25 ключевых словах»: «девушка - расфуфыренное создание; как правило, француженки выглядят серовато на фоне русских девушек, особенно зимой, так как им сложно приспособиться к изменению климатических условий». Параграф заканчивается следующим образом: «Вам будет довольно сложно отстаивать репутацию элегантности, страшное бремя Франции». Я думаю, что эта статья была написана женщиной для женщин - они относятся к элегантности с бо́льшим пиететом, чем мужчины.

В 1842 году секретарь посольства России в Париже Виктор де Балабин, принимая пост, замечает, что русские и французские барышни явно соперничают друг с другом в элегантности, и очень интересно описывает это в своем дневнике: «…француженки в их нарядах для повседневных прогулок, элегантных, но простых, имеют значительное преимущество (…) Несмотря на это, вечером в салонах и на балах наши превосходят их сперва туалетами, всегда свежими и с хорошим вкусом, потом прекрасным, всегда немного строгим видом, который придает им изысканность». Большинство мужчин соглашаются с этим, особенно те из них, кто пережил маркетинговую кампанию, которая сопровождала русскую женщину с момента ее появления на Западе в девяностых годах, после падения железного занавеса.
[показать]
Всемирный успех «русской женщины» - логичный. Мы увидели, как из России приехали самые красивые манекенщицы планеты, первые теннисистки планеты. Но этому успеху сопутствовала и волна отрицательных стереотипов. Русскую женщину часто описывают корыстной и бесчувственной змеей с кошельком вместо сердца и с мозгами такими же пустыми, какими светлыми и гладкими кажутся ее волосы. Все это несправедливо - и похвала, и порицание, - и тем не менее кажется, что русские женщины ничего не делают для того, чтобы разрушить эти клише, а наоборот, используют стереотипы в своих интересах.

В девяностых множество русских женщин переехало на Запад. Первые иностранцы возвращались из России с красоткой-супругой. По телевизору, на модном дефиле, в глянцевых журналах и в фильмах и, к сожалению, на тротуарах больших европейских городов появилась и упрочилась славянская красота. Но она завоевала мир в самый неудачный момент, когда Россия мешала женщинам смотреть на будущее трезво. Для многих мужчин на Западе вообще и во Франции в частности русская женщина стала мечтой, которая может сбыться, и весьма недорого, в то время как на Западе подскочил спрос на русских женщин и из России побежали красотки в поисках тепла и лучшей жизни.

Множество тех браков, которые заключались через брачные агентства или после случайных встреч, закончилось эмоциональными катастрофами. Опять-таки мне кажется, что русские матери несут большую ответственность за эту трагичную ситуацию. В тяжелые девяностые годы многие из них заставляли своих дочерей «идти замуж за богатого», толкая их в объятия незнакомых иностранцев. А западные мужчины, страдающе от нехватки любви или от одиночества, обратились к русским брачным агентствам за послушными женами, от которых ожидали пожизненной благодарности за спасение от безнадежной жизни в России. Недопонимание и иллюзии оказались взаимными.

Да, русская женщина сегодня уже не ожидает наивно счастья с иностранным богачом. Но она по-прежнему привлекает своей красотой. В этой сфере ничего не изменилось: у красоты русских женщин нет эквивалента. Как это возможно? По мнению Елены Лениной, источник этой красоты - в многонациональности и богатстве человеческих фенотипов России. Но это очень материалистическое объяснение. Прожив пять лет в России, я не устаю восхищаться неземным обаянием некоторых женщин, их походкой, нарушающей законы земного притяжения, и все это для меня остается необъяснимой загадкой.

Иностранцев, приехавших в Москву, изумляет изобилие цветочных магазинов, работающих в любое время года. Это даже отдельная тема для разговора у иностранцев: как приятно смотреть на парочки, разгуливающие по аллеям парка Горького с букетами в руках. А то, как реагирует русская женщина на подаренные ей цветы, волнует приехавшего в Россию иностранца.

Во Франции сильно изменился метод завоевания сердца: приглашая даму, которую хочешь соблазнить, на чашку кофе, нужно быть очень осторожным. Прийти с букетом цветов, придержать дверь женщине, когда она входит, подержать стул, чтобы она села, — все эти жесты могут воспринять неправильно. Того, кто обходит свою машину, чтобы открыть дверь пассажирке, могут обвинить в том, что он «мачо старой закалки». То есть фаллократ, который превозносит свою мужественность и считает женщину нижестоящим существом, и думает, что она годится только для домашних дел. Феминизм перенастроил умы западных женщин.

Тот, кто уже ездил в московском метро в Москве с букетом в руке, поймет безмерное влияние цветов на русских женщин. Глаза смотрят на цветы, на того, кто держит букет… Иногда даже чересчур пристально. У моей коллеги Даши были сложные отношения с супругом - курдом из Турции. Он нашел способ снять напряжение: покупал жене цветы, и она ему все прощала. Часто, замечая довольный вид Дарьи, получившей букет роз прямо в офис, я понимал, что она забыла о последних ссорах с мужем и о своих претензиях. Тогда я спрашивал себя: неужели этого достаточно? Я наблюдал за ее реакциями и вспоминал «Идиота» Достоевского. Автор описал французов как коварных и лицемерных соблазнителей и утверждал, что нет никого наивнее русской женщины.

Возможно, Достоевский прав. Русские девушки слишком наивны и в то же время недостаточно уверены в себе. Мне кажется, что эта нехватка самоуверенности связана с тем, что они делают основную ставку на собственную внешность. Общество в ответ решает, что русские озабочены только своей красотой и желают только покупать и покупать. Надо признать, что сила русских женщин не всегда видна с первого взгляда, скрыта за макияжем и лаком для ногтей. Неужели девушки боятся отпугнуть потенциальных мужей?

В конце концов я понял, что в России царит скрытый матриархат.
- Как приятно для души знать, что ты в семье самый главный, - сказал один мой французский друг.

Мы сидели в баре на Маяковской, одни, без жен, беззастенчиво пялились на красоток и обсуждали жизнь в России.
- Ты ошибаешься, - ответил я. - Ты просто управляющий директор, но ты не имеешь полного контроля над делами.

Он посмеялся и выпил; он прекрасно знал, что я прав. Русская женщина - глава семьи, но она никогда не хвастается этим. Это парадоксально! Женщинам часто приходилось справляться самим, работать, воевать; СССР рано предоставил им многочисленные права, в том числе и зловещие, вроде права на аборт. Во Франции ситуация обратная, там феминизм диктует небрежное отношение к внешности (красивая = глупая), а домашнее хозяйство часто оказывается заброшенным. Это понижает эротизм в обществе. Молодые француженки давно ведут современный и феминистский образ жизни, по которому быть привлекательной якобы несовместимо с социальной или профессиональной жизнью.

Я был удивлен, узнав, что советский «Семейный кодекс» способствовал расширению прав женщин на «работу и материнство» и гарантировал большое число новых свобод: доступ к медицинскому уходу и рынку труда, а также помощь в области образования и ухода за детьми. Позже, в 1921 году, Ленин заявил, что 8 марта станет «Международным женским днем». Ленин напомнил, что равенство мужчин и женщин является необходимым условием для появления нового общества. В России аборты были легализованы в 1917 году, а избирательное право женщины получили в 1918-м. Для сравнения: французские женщины получат право голоса только в 1944 году, право на аборт - в 1975-м, и только в 1982 году женский день официально объявлен во Франции. Невероятно, что западные женщины сегодня все еще требуют права, эквивалентные тем, которые были у советских женщин век назад, только без эротизма.

Я наблюдал за Соней и Людовиком, пока жил в Бордо. Оставшаяся сексуальной Соня возбуждала зависть и ненависть француженок. А Людовик сиял. Однажды Соня объяснила мне преимущество русской женщины:

- Мы опережаем других женщин на пятнадцать минут. Утром я просыпаюсь и привожу себя в порядок еще до того, как встает мой муж. Русская женщина запрограммирована для того, чтобы превратить в настоящий праздник первый утренний поцелуй. Таким образом, муж у нее счастливый, потому что он всегда видит в ней самую красивую. А это всего пятнадцать минут в день. Прочность и долговечность супружеской пары зависит от этих пятнадцати минут, и преимущество русской женщины над конкурентками также заключается в этом. Я думаю, что именно по этой причине русских женщин любят, они способны быть более красивыми и ухоженными, даже по воскресеньям с утра или когда надо выносить мусор на улицу.

Я послушал эти объяснения и тогда впервые подумал, что было бы неплохо когда-нибудь жить с женщиной, которая будет вести себя примерно так. Позже один француз подтвердил, что его жена была настолько ухоженной и красивой, что когда он смотрел на нее, то видел перед собой весну.

Другой мой приятель, тоже француз, однажды болел и попросил жену сходить за лекарствами в аптеку - в соседнее здание. Жена двадцать минут собиралась, чтобы не выходить неухоженной!
[показать]
Эти русские женщины - невероятны. Во Франции средняя молодая женщина считает, что не ухаживать за собой - самый лучший способ привлечь такого мужчину, который оценит ее личность и ум. Таким образом, европейский феминизм лишил повседневную жизнь красоты и эротизма, а мужчины стремятся к этому, и мне кажется, что именно это им нравится в Москве и в России.

Чрезмерная женственность все-таки нехороша. Помню, как после тяжелого рабочего дня и потерянного времени в пробках я увидел в магазине Икеа очаровательную куклу, стоящую рядом с тележкой. Я попросил ее оттолкнуть тележку, но она - в облегающей ультракороткой юбке и с великолепным маникюром - ответила, что это не женское дело. Тогда я приуныл, представив себе Москву большой фермой по выращиванию таких вот куриц, которым красота служит причиной не притрагиваться ни к сумкам (их должен носить муж), ни к тележкам в супермаркете. Мне захотелось спросить эту куклу, позволяет ли ей маникюр хотя бы готовить еду дома.

Я помню, что впервые осознал эту проблему, сидя в ресторане недалеко от дома. В туалете один посетитель разговорился со мной и, услышав, что я француз, стал настаивать, чтобы я присоединился к его компании хотя бы на несколько минут.

Как это часто бывало, я постарался завести разговор о женщинах (еще я люблю разговаривать с русскими о политиках), и собеседник указал на великолепную брюнетку лет двадцати.

- Видишь? - сказал он. - Эта красивая девушка только что получила в подарок внедорожник Mercedes от своего мужа. Вчера ее остановили, потому что она ехала по району со скоростью в сто пятьдесят километров в час. А теперь посмотри на ее ногти.

На кончиках пальцев брюнетки красовались заостренные пластины длиной в несколько сантиметров.

- У этой дуры ногти слишком длинные, чтобы взять документы из собственного пиджака, и пришлось попросить полицейского самому их достать. Вот такая работа у русских ментов! - рассмеялся мой собеседник.

Я попытался себе представить похожую ситуацию во Франции; к счастью, я думаю, что такое невозможно. Не думаю, что мужчине будет приятно жить с женщиной, похожей на проститутку, это уже предел. Но наблюдать за тем, как танцевала брюнетка с длинными ногтями, было очень приятно.

Я думаю, что нет города эротичнее Москвы, однако друзья советуют мне съездить в Самару или в Саратов, они утверждают, что девушки Приволжья - самые красивые. Наверное, стоит раз в своей жизни обойти все ночные клубы столицы, чтобы убедиться, что женская красота - это неисчислимый капитал страны.

Москва же стала столицей тусовки и ночных гуляний. Этого статуса Москва не добилась бы без женщин, которые придают любым вечеринкам оттенок безумия. Как мне рассказал однажды француз, живущий в Москве: «Девки тут удивительные, если начнешь тусоваться с ними, раз они начали, они уже не остановятся!»

Бесконечная русская энергия, о которой я уже говорил в этой книге, проявляется и в общении с женщинами. В девяностых годах американский журналист Поль Хлебников расспрашивал французского экспата в одном из ночных клубов Арбата о жизни в Москве; тот отвечал, что все хорошо, но главное - «тут есть женщины, а эти женщины - невероятны. - Он добавил: - Русские, наверное, еще не осознают, но скоро это станет главным товаром на экспорт, обойдя водку и оружие».

Думаю, что он не ошибся. Один мой французский друг, женатый на русской, однажды сказал очень точную и показательную фразу:

- Моя жена так капризна! Но всё в порядке, потому что с русской женщиной точно никогда не станет скучно.

Тридцатилетний иностранец в Москве иногда чувствует себя мишенью. Внимание русских женщин - это что-то страшное. Ты как петух в курятнике, где 70 % кур, скорее всего, недовольных оставшимися 30 % петухов. Я часто слышал от девушек, что русские мужчины - сволочи, они беспрерывно пристают и изменяют; и действительно, в Москве верность для мужчины является коллекционной редкостью. В то же время мне кажется, что женщины беспрерывно сканируют пространство в поисках подходящего мужчины.

Однажды я разогревал свой обед на великолепной общей кухне бизнес-центра. Ко мне подошла молодая блондинка из соседнего офиса, непривычно широко улыбаясь, и на английском языке предложила приготовить для меня чай и кашу. Я знал, что кушать кашу всю зиму - значит нормально жить и хорошо себя чувствовать, и согласился, тоже улыбаясь. Блондинка все приготовила и села напротив, чтобы разговаривать, пока я буду есть. Мы поговорили обо всем и ни о чем. Ольга была из Пензы, хорошо знала английский, только что приехала в Москву. Мы на этом остановились, но через несколько дней она пригласила меня и нескольких коллег на свой день рождения.

Естественно, я принял приглашение, думая, что это прекрасная возможность познакомиться с сотрудниками других компаний. Но вышло по-другому. Я оказался единственным мужчиной в компании пяти прекрасных молодых женщин, недавно приехавших из Пензы. Мы сидели в модном баре. Этот вечер оказался одним из самых скучных в моей жизни. Я искал способ сбежать от этих очаровательных богомолов, которые осаждали меня глупыми вопросами о Франции и Италии и рассказывали о том, как плохо жить в Москве, но все-таки лучше, чем в Пензе. Когда я воздерживался от участия в общем разговоре, девушки начинали рассматривать других мужчин; в иные моменты мне казалось, что они оживленно беседуют о сумках. Кем я там был, кавалером или статистом?

Холодным днем зимой стоишь на платформе в метро и под грохот старенького поезда жаждешь уехать из России навсегда. Тогда достаточно повернуться и увидеть ангельское совершенство, прямо тут, на платформе, не дальше метра от себя. Как-то раз вечером молодая женщина, которая просто стояла рядом и, видимо, поняла, что я не русский, просто положила голову мне на плечо. Это было так тихо и естественно, что я подумал, будто она заснула стоя; но нет, у ее отражения глаза были широко открыты. Я резко пошевелил плечом, и она отошла, сказав невнятное: «Извините».

Тяжелый период девяностых годов, кажется, породил настоящую патологию: желание денег и болезненную и навязчивую идею найти иностранного мужа. Конечно, сейчас все это не так ярко выражено. Все чаще мои русские подруги соглашаются, что человек не может быть идеальным мужем ТОЛЬКО потому, что он иностранец, и что шансы найти богатого мужа среди русских, особенно в Москве, выше, чем за границей. Тем не менее некоторые представления остались.

У русской женщины есть еще одна естественная навязчивая идея - пользоваться мужчиной «по назначению»: пусть обеспечивает и кормит ее. Это в порядке вещей. Бедные мужчины! Сколько раз в разговорах я слышал, как французские мужчины не понимают неутолимой страсти своих русских спутниц к подаркам или их железной веры в то, что мужчина должен за все платить. Да, это часто воспринимается как материальное обжорство, но мне кажется, что эти черты скорее говорят о женственности и прагматизме.

Ни в одной другой стране я не чувствовал такой важности денег. Я до сих пор удивляюсь неуловимому контрасту между этой «примитивной и навязчивый жадностью» и резервуаром религиозных ценностей, которыми страна еще пропитана.

Недавно мой сосед Тимур за стаканом виски рассказал, что уже восемь лет ищет супругу, которая не будет оценивать отношения с ним по цене сумки, которую он ей подарит. И пока еще не нашел. Думаю, что большие города порождают те же пороки по всему миру, только в России всё преувеличено. Я не могу понять, почему в России столько женщин остаются одни. Они ждут волшебного принца? Я постоянно слышу их разговоры о том, что в Москве не хватает мужчин, но большинство моих друзей, такие славные парни, как Тимур, тоже не могут найти себе пару. В чем проблема?

Как будто русских женщин заставляют думать, что мужа найти очень трудно, что это требует усилий, времени, психологии, и больше того - способности соблазнять, а значит, важнее всего - быть красивой. Поэтому зачастую женщины делают ставку на внешность, считая, что, будучи красивыми, они всё получат. А их мужьям кто-то такой же неправый объясняет, что желать стоит только свежести и красоты. Свежесть же быстро увядает, а красота в России - на каждом углу, в каждой деревне. Кроме того, думаю, что волшебных принцев не существует и что в этом мире мужчины, которые смотрят в будущее, принимают в расчет не только красоту женщины, но и другие качества: моральные ценности, способность быть хорошей матерью или быть верной и стойкой супругой.

Однажды в Брянске я разговаривал с бабушкой Евгении, она мне сказала: «Русская женщина ценна во времени, потому что она как тростинка. Можешь ее изгибать во все направления, она не ломается». Для меня действительно принципиально то, что основные ценности русской женщины - не только красота и энергия, но и внутренняя сила.
[показать]

Портреты русских вчера, сегодня, завтра


Думаю, этот вопрос озадачивает всех западных европейцев, приезжающих в Россию: она - европейская или азиатская страна? Недавно я обсуждал эту тему с одним русским, который всю жизнь прожил во Франции - мы ужинали в единственном северокорейском ресторане Москвы (думаю, что таких заведений вообще очень мало в мире). Этот мой знакомый только что проехал по Транссибирской магистрали, останавливаясь в каждом городе на несколько дней. И он спрашивал местных жителей: «Кем вы себя чувствуете - русским, европейцем или азиатом?» Москвичи считали себя русскими и европейцами, в Екатеринбурге на Урале - в основном европейцами. В Сибири люди считали себя сибиряками, а в Иркутске - говорили, что они в Азии. Во Владивостоке, в конце путешествия, мой знакомый слышал: «Мы с Дальнего Востока».

Я немного знаком с Владивостоком. Хотел поехать туда, потому что мечтал пролететь над всей Россией на самолете и посмотреть, что именно там, на другом конце континента.

Перед первой поездкой туда было довольно забавно сказать моему французскому работодателю: «Я еду во Владивосток на пять дней». Шеф посмотрел на меня стеклянными глазами и спросил, что побудило меня к этому. Какой странный вопрос!

- Ну, мне захотелось прокатиться, осмотреться, а также попытаться понять страну, в которой я живу. - Что еще я мог ответить?

Евгению ее русский работодатель тоже спросил: «Почему туда, а не, например, в Европу?» Конечно, россияне, которые могут уехать куда-нибудь на неделю, летят в Турцию или Египет, а те, кто готов потратить немного больше времени и денег, - в Италию или Францию. Так что в сознании московского работодателя Владивосток, очевидно, не был Европой.

Французам тоже кажется, что за Уральскими горами - уже больше не Европа, так однажды сказал генерал де Голль, говоря о «Европе от Атлантики до Урала». Как и многим иностранцам, мне было интересно посмотреть на восточную Россию, увидеть ее заповедную необъятность и границу с Азией. Французская пресса в последние годы много говорит о гипотетической азиатской опасности, угрожающей России, и мы ожидали увидеть азиатские или, скорее, китайские города на Дальнем Востоке. Большие французские СМИ сообщили, что в 2009 году Россия готовится сдать в аренду Китаю части города Владивостока сроком на 75 лет.

Перелет из Москвы во Владивосток дает наглядное представление о размерах России. Москва - Владивосток, восемь часов полета - это на два часа дольше, чем от Парижа до Нью-Йорка.

Пролетая над Благовещенском, любой француз будет чувствовать себя на краю света, но нужно еще два часа полета, чтобы достичь Владивостока. В этот момент я думал о своей русской подруге, которая живет в маленьком городке на границе с Китаем. Ольга для меня - типичный представитель сегодняшней России: ей тридцать пять, она преподает французский язык там, на Амуре. Мы познакомились, когда она приезжала в Москву; она читала мой блог и ответила на многие мои вопросы о России. Ольга уже встречалась с французами, но у нее также было много вопросов к французскому блогеру, который решил жить в России. Зато она была первой русской, «живущей так далеко от Москвы», с которой я имел возможность пообщаться.

Сидя в одном из московских кафе, я засыпал Ольгу вопросами о Дальнем Востоке, а также о ее городе. Она сразу же нарисовала картину, весьма далекую от той, что мы видим во французской прессе, пишущей о России. Да, Ольга время от времени ездит в Китай на другой берег реки, и да, в Благовещенске есть китайцы, но их не запредельно много. Ольга сказала мне, что французский телеканал приезжал в Благовещенск и журналисты казались разочарованными, не увидев везде одних только китайцев. Ольга как молодая мама и жена собрала в себе все те качества, которые делают ее в моих глазах типичной современной русской женщиной. Высокообразованная, она умеет видеть и понимать вещи, что напомнило мне моих друзей из Петрозаводска и Краснодара. У меня сложилось впечатление, что русские - не москвичи, а провинциалы в хорошем смысле этого слова, - близки по духу, даже если они живут на огромных расстояниях друг от друга и в очень разных условиях.

Немосквичи живут в другом ритме - медленном и спокойном, я чувствую в них что-то такое… более традиционное. В Ольге есть естественная мягкость, характерная для Дальнего Востока, где люди «хорошие» и далеки от московского духа. Ольга говорит, что люди в Благовещенске в основном лучше образованы, чем в столице, и что они не кричат и не грубят. И действительно, образованные провинциалки составляют именно такое впечатление. Их элегантности могут позавидовать столичные девушки.

Мне показалось, что женщины из провинции мыслят более свободно и в то же время более уважительны к ценностям. Конечно, они более консервативны, а значит, менее либеральны и гораздо меньше очарованы Западом. Я находил это, например, в своей коллеге Даше. Если у нее было мнение, она высказывала его откровенно, без ограничений, независимо от того, что могли подумать другие люди. Мне кажется, что у Ольги из Благовещенска и Даши из Сибири практически отсутствует политкорректность.

Пообщавшись с ними, я понял еще кое-что важное: обе эти девушки - абсолютно европейские, несмотря на то, что они из азиатской части России. Под европейским я имею в виду культурный и религиозный аспект. Если Москва часто описывается русскими и иностранцами как европейский город, москвичи для меня прежде всего прозападные люди. Красавица Ольга из Благовещенска, как и Даша из Новосибирска, показалась мне намного более европейским, а не западным человеком и оказалась ближе ко мне культурно и эмоционально. Так же, а может, и гораздо ближе, как и люди, с которыми я подружился в городе Нови-Сад на севере Сербии в 1999 году; или как мои друзья болгары и румыны из университета Бордо начала двухтысячных. Именно в это время, когда наши политики во Франции говорили о расширении Европы, я обнаружил, гуляя по русской набережной Тихого океана, что они ошибаются. И что Европа заканчивается не Дунаем, а скорее Амуром.

Да, я увидел европейское лицо России во время своих поездок - например в Пермь. Столица Северного Урала - стремительно перестраивающийся город. Иностранные гости будут удивлены, увидев большое количество европейских референсов в названиях бутиков, магазинов или в других местах. Пермь также претендует на статус культурной столицы Европы, доказав, что, находясь в 1500 км к востоку от Москвы, располагается в самом сердце Европы. В Перми люди ездят в отпуск на Кипр или в Италию, и четыре школы города предлагают курсы французского языка. Пермь - это европейский город? Конечно. Хотя Петр Великий и «прорубил окно в Европу», но я не могу понять, почему он приказал своему географу Татищеву зафиксировать восточные границы Европы на Урале. На мой взгляд, Урал ни в коей мере не может быть никакой границей, разве что символической или семантической - как в речах генерала де Голля.

Один из французских писателей, который пересек Россию с Запада на Восток в 2010 году, во время франко-русского перекрестного года, сказал, что он не мог поверить своим глазам, когда его взгляду открывались все новые и новые города, лежащие все дальше и дальше на востоке. «Это Европа!» - кричал он как сумасшедший на каждой остановке транссибирского поезда. Он видел культурный Новосибирск, казачий Красноярск, декабристский Иркутск, Улан-Удэ в Бурятии, буддийский и шаманский, и тихоокеанский Владивосток. Для Доминика поездка по Сибири стала личной революцией.

Я понимаю его чувства, я пережил такое, прогуливаясь по набережной Тихого океана и думая, что все еще нахожусь в России. Антон Павлович Чехов писал: «Увидеть Сибирь и больше не бояться умереть».

Тогда я прибыл во Владивосток со странным ощущением, что Сибирь и Благовещенск остались далеко позади, на западе. Мой самолет приземлился. Первые несколько часов Владивосток преподносил мне сюрпризы. Я не знал, чего ожидать. И первым меня поразил тот факт, что город - полностью русский, в петербургском смысле этого слова. На мой взгляд, сейчас Владивосток - один из самых русских городов, которые я видел, и в какой-то степени один из самых европейских городов России. Я чувствовал, что Владивосток - это часть части Европы на краю Тихого океана, более чем за 6000 километров от Москвы.

Я часто пытался понять и проанализировать, как Россия может быть чем-то другим, кроме европейской страны, и как это перевести. Я должен сказать, что никогда не чувствовал Россию азиатской страной, несмотря на расположение большей части страны в Азии. Ведь Австралия, например, остается белой и западной страной, несмотря на географическое положение. Я принципиально считаю, что в России есть собственный внутренний культурный ресурс. От Москвы до Казани, в Перми, Новороссийске, Новосибирске или Владивостоке чувствуешь одинаковые странные ощущения, их очень трудно уловить и проанализировать. Так что Россия - не только европейская. У нее свои ритуалы и традиции, объединяющие эту обширную территорию.

Многие россияне считают, что иностранцы не знают России и не могут ее понять. Русская душа - это вроде как вещь нерациональная, и не всем дана привилегия познать ее. Мои друзья считали, что старинные традиции русской жизни покажутся мне непонятными и отсталыми аспектами русской культуры. Но это не так. Я считаю, что традиции, которые кажутся восточными, - на самом деле часть русской обрядности. Это самые достоверные источники русской культуры, которые делают ее уникальной. Существует множество мелких культурных кодов, которые иностранцу трудно запомнить и особенно трудно - понять. Если вы их не соблюдаете, это не мешает вашему собеседнику, но напоминает вам, насколько вы не русский, не местный.

Я имею в виду такие правила, как снять обувь при входе в дом, за несколько минут до начала путешествия молча посидеть «на дорожку» или, сказав о ребенке что-то хорошее, поплевать через плечо, «чтоб не сглазить». Я должен сказать, что вначале это не только удивляло меня, но и беспокоило. Снимать обувь зимой довольно трудно и немного неудобно. Когда люди снимали обувь в не очень чистом вагоне поезда, я не видел в этом никакой логики. Сейчас я не могу ходить по дому в уличной обуви, а на тех, кто так делает, смотрю с некоторым неодобрением. Но мне интересно, делают ли так в каких-нибудь других странах с христианским населением? Сейчас мне трудно, если не невозможно, оставить пустую бутылку на столе - я убираю ее на пол. Удивительно, как это все само по себе впиталось в меня.

Откуда эти традиции? С востока и от монголов Чингисхана? С внутреннего востока и от татарского ига? Или это просто старые обычаи и приметы, идущие от крестьянского здравого смысла, когда нужно было снимать грязные сапоги, чтобы не напачкать внутри дома? Я часто спрашиваю себя, наблюдая за карельской семьей голубоглазых блондинов, неукоснительно соблюдающих эти обряды, или глядя на черноглазого Тимура, произносящего тосты в определенном порядке, - каким образом русские настолько привязаны к обычаям, если они столь религиозны? Важность этих обрядов заставляет меня думать, что россияне намного более суеверны, чем любой другой европейский народ. Отметив, что моим собеседникам искренне нравится соблюдать определенный кодекс поведения, я подумал о работе известного русского интеллигента, князя Николая Трубецкого.

В своей книге «Европа и человечество» он говорит об особенностях русской культуры - и по его словам сила, которая управляет Россией, опирается прежде всего на обрядность народа, на манеру одинаково жить по всей стране. Таким образом, для русских иностранец - это не нерусский, не язычник, а прежде всего тот, кто отказывается войти в глобальную сферу уважения русских обычаев. Читая эти слова в удобном кресле самолета, летящего на Урал, я почувствовал настоящее озарение. Конечно, можно решить, что эти теории устарели. Но недавно я встретил человека, который заставляет меня думать, что Николай Трубецкой четко определил чувства множества иностранцев, соприкасающихся сегодня с русской культурой и образом жизни.

Те, кто не знает американского блогера Тима Кирби (Tim Kirby), могут найти его в Google. Тим работает на радио «Маяк», у него своя передача под названием «Чужой». Он чувствует себя более русским, чем родившиеся здесь. Он любит Россию так, как могут только русские, и я понимаю, что он чувствует. Недавно он рассказал мне о своей карьере и о том, почему для жизни он выбрал Россию.

Во время гуманитарной акции в северном Казахстане он влюбился в тот образ жизни, который вел в маленькой русской деревне этой страны. Очарованный менталитетом и поведением людей, в конце своей миссии он решил любой ценой переехать в Россию.

- Почему Россия, а не Казахстан?
- Потому что в основном это одно и то же, Саша. То, что я любил там, я нашел здесь. Большой или небольшой город - это тот же народ и тот же образ жизни.

Тим Кирби, скорее всего, согласился бы с Николаем Трубецким.

У нас в Москве экспатов, которые покидают город только уезжая в отпуск в родные страны, спрашивают в шутку: «Есть ли жизнь за МКАДом?» Иностранцы, которые путешествуют за пределы западной России, действительно везде видят вполне цивилизованную страну. Если люди здесь действительно вполне европейские, то Россия - это не только европейская страна. Для большинства иностранцев вопрос о границах Европы - неоднозначный. На юге есть Африка, на западе Атлантический океан, но где можно прочертить границу на востоке? Не съездив туда, на восток, на край России, я не думаю, что можно понять или почувствовать страну и таким образом понять, где заканчивается Европа.

И проживя здесь пять лет, я все еще не могу ответить своим иностранным друзьям на вопрос, как русские представляют себе настоящее и будущее России.

Как мечтают о будущем в России? Однажды жизнь свела меня с творчеством футуристического художника Алексея Гинтовта. Тем, кому интересно, на что похожа Россия в коллективном подсознании некоторых русских, стоит поискать работы этого художника. Его выставка «Москва будущего» в галерее Triomphe была своего рода фантастическим путешествием. Он видит Москву как город-мир, своего рода полюс целого комплекса строений, раскинувшихся по всей Евразии, с Кремлем как священным сердцем. Его Москва будущего сочетает в себе религиозные традиции православия, ислама и буддизма. Город представлен как гигантский метаполитический центр, над которым летят космические корабли в форме красных кремлевских звезд, везде огромные башни в форме юрт, орлы и верблюды. Полотна нарисованы на войлоке, из которого делают юрты, а красный и золотой цвета символизируют власть империи.

Удивительные картины я рассматривал под полностью электронную, и в то же время традиционную и футуристическую музыку, и все это вместе образовывало неописуемую атмосферу. Самое странное в том, что столица вновь была изображена совершенно пустой, как прообраз ее империи. А самое удивительное - лица посетителей выставки; я видел примерно 200 человек, молодую, разнообразную и неожиданную аудиторию. Женщины в православных платках, а также довольно любопытные молодые люди.

Автор объяснил, что русская империя, какой бы она ни была, это что-то космическое, и не только территориально; по его словам, почти никто на Западе не мог понять, что это было такое. Инстинктивно и эмоционально я был полностью с ним согласен. Наблюдая за толпой, я думал, была ли Россия в итоге северной, южной или центральной страной, страной равнины.

Я должен признаться, что омыть руки в Тихом океане, стоя на русской земле, было для меня настоящей психологической и философской революцией. Вечером, наблюдая закат в бухте Владивостока, от которого рукой подать до Японии, я думал об этой огромной пустынной территории, раскинувшейся на запад на девяти часовых поясах, и впервые почувствовал необъяснимую тяжесть. Нечто подобное я чувствовал, когда общался с русской администрацией: мне казалось, что ничто никогда не изменится, не может сдвинуться с места в любом случае. Меня, привыкшего к европейской методичности и организованности, утомили физически и истощили морально долгие часы очередей и бестолковость московской бюрократии.

Однажды вечером, после очередного визита в ФМС, я упал в обморок прямо на улице. Тогда я много работал на разных поприщах, но меня одолевала не столько физическая усталость, сколько стресс от борьбы с чем-то гигантским, холодным и неподвижным, которое, вероятно, одолевало меня. Визит в больницу и несколько швов не обескуражили меня, но я страдал от желания навязать свой западноевропейский ритм администрации: сделать все быстро и хорошо, не теряя времени. Но сделать что-либо в этом ритме в России невозможно, и это - один из ключей к пониманию этой страны. Можешь пережить это - приживешься в России. Жить по-русски означает двигаться в другом ритме.

Французы, как и многие западные европейцы, бегут за временем, пытаясь обогнать его. Один из моих русских друзей, Леонид, считает: это потому, что солнце заходит на западе и мы торопимся все успеть, пока не наступила ночь. В России ритм другой, не западный, туранский, как сказал бы профессор Александр Дугин. Вероятно, он создан большими пространствами и тяжестью пустынности. Для Леонида Россия - на востоке, там, где восходит солнце, и у нее весь день впереди, и, следовательно, есть время на все.

В начале лета 2012 года я летал в Петрозаводск. В самолете мы разговорились с русским мужчиной лет сорока, айти-инженером. Его компания подарила ему отдых в Карелии. Образованный русский, часто бывающий за рубежом, он даже говорил по-французски. Я рассказал ему о своей будущей книге и спросил его мнения: принадлежит ли Россия к Европе? И как он представляет себе будущую Россию: арктической державой? Евразийской державой? Континентальной европейской державой?

- Конечно, Россия и русский народ в основном европейские, - ответил он. - Но наша страна не может работать как европейская из-за своих размеров и разнообразия. Мы - русские, нам нужна специальная программа управления нашей территорией и пространством.

- Когда я еду в Карелию, я думаю, что выбор уже сделан. Карелия одинаково европейская, скандинавская и русская, это идеальное равновесие, гармоничное слияние, - сказал я.

- Да, но проблема в том, что выбор цивилизации, некогда сделанный Москвой, должен распространиться на всю Россию, - объяснял он. - Москва дает изначальный импульс и балансирует систему. Проблема России, наконец, - это страшный эффект инерции и самодостаточности, связанный именно с большими пространствами.

Этот человек рассказал, что путешествовал по всему миру и, по его мнению, лучшей моделью для России будет что-то вроде Сингапура:

- Это демократия, хоть и авторитарная и директивная, но с уровнем жизни одним из самых высоких в мире. Нужно подумать о чем-то похожем на такую систему.

Вспоминая этот разговор, я думаю, что Россия должна, наконец, найти свой собственный путь развития, а не перенимать те модели, что уже доказали свою дисфункциональность. А если в итоге у России будет свой собственный способ управления? Существует ли одна Россия? Есть ли смысл искать образ России? Мне кажется - нет. Это русское разнообразие, растянутое по необъятности, не может быть выражено одним лицом. Искать то, что похоже на Западную Европу, в России, пожалуй, не имеет смысла. Время Петра Великого далеко в прошлом.

Думать, как многие на Западе, что Россия может найти свой путь в подражании европейской модели, - ошибка. Эти модели привели Европу к кризису; кроме того, вероятно, они несовместимы с ДНК России как в смысле территории, так и в человеческом плане. Зато есть русская модель общества, которая работает, преодолевает проблемы, даже если она, вероятно, несовершенна и не достаточно четко определена. Западная Европа может найти в России источник вдохновения, который никто еще хорошо не изучил.

Ну что, покреативим?


В августе 2012 года глобальная экономическая ситуация становится тревожной. Финансовый кризис 2008 года постепенно замедлил западную экономику и ускорил поворот полюсов мировой власти в сторону Азии. В то время как многие европейские страны находятся в рецессии или в критических ситуациях, Россия остается относительно нетронутой, по крайней мере сейчас экономика продолжает расти. Во-первых, долг России очень низкий - внешний составляет только 2,5 % от ВВП, что не нарушает суверенитета страны. Государство накопило значительные резервы иностранной валюты, это является стратегическим оружием в период кризиса.

Россия переживает экономический рост, даже если он ниже, чем до кризиса 2008 года, но сейчас это - прекрасный результат в сравнении с западными странами. В то время как уровень безработицы в большом количестве европейских стран у молодежи перевалил за 30 %, а то и за 50 %, в России уровень безработицы остается низким, примерно 6 %. Эта экономическая картина может заставить позавидовать все европейские страны, как западные, так и восточные, не говоря уже об Америке. В Москве практически нет безработицы. Экономический рост в Москве и Московской области значительно выше роста страны на федеральном уровне.

С тех пор как я живу в России, я с оптимизмом смотрю в будущее, и не без оснований. В 2011 году я решил создать консалтинговую компанию. Не многонациональную корпорацию, нет, только зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, думая, что Москва полна возможностей.

Как и все те, кто хочет оставить наемную работу, я обнаружил, что заработная плата в России, как и везде в мире, не увеличивается достаточно быстро, чтобы поспевать за инфляцией и ростом цен. В Москве существует почти неразрешимая проблема: цены на недвижимость выросли настолько, что средний работник не может купить жилье. Счастливы те, кто унаследовал квартиры в Москве с советских времен!

В России существуют огромные административные сложности; все об этом говорят, все на это жалуются, в том числе и я в этой книге. Но ФНС - федеральная налоговая служба - не имеет ничего общего с ФМС. Я был приятно удивлен, обнаружив, что создать ИП можно просто и быстро. Сегодня в России в 2012 году это занимает всего лишь десять дней, не нужен стартовый капитал и ИП может работать в большом количестве отраслей. Уровень налогообложения ИП 6 % или 15 %, в зависимости от выбранных условий.

Эти несколько показателей заставили бы позавидовать любого коммерсанта во Франции. Я никогда бы не открыл свою компанию во Франции, где, на мой взгляд, слишком сложная экономическая ситуация. Во Франции высокие налоги и на личный доход, и на прибыль, плюс нужно платить множество дополнительных сборов и пошлин, которые с каждым годом увеличиваются. Эти повышения налогов быстро приводят к росту мошенничества и нелегальной работы, что загоняет государство в порочный круг.

В России существует целая культура «черных» денег, как в Италии или Испании, но мне кажется, что с системой ИП все равно должна быть возможность платить налоги без обмана. Так не все думают. При создании своей компании я работал с русским веб-мастером, тоже индивидуальным предпринимателем, который спросил меня, как я предпочитаю работать - «по-черному» или «по-белому». Я рассмеялся и ответил, что предпочитаю все декларировать, конечно. Было ясно, что он не разделяет мое мнение. Этот веб-мастер заявил, что государственные деньги в России используются неправильно, вот почему он предпочел бы работать «по-черному». Я спросил его, как государственные деньги могут быть использованы правильно, если никто не платил налоги. Спор быстро повернул к чиновникам и коррупции.

Как и многие русские, он думал, что «на Западе лучше» и что Россия является единственной страной, болеющей коррупцией, а в Европе все эти проблемы уже давно решены. Я сказал ему:

- Во Франции и других европейских странах, за исключением двух или трех маленьких северных, проблема коррупции была огромной, просто все делается с гораздо большим тактом и без давления средств массовой информации. Конечно, намного меньше наличных денег вращается во Франции, и это на всех уровнях, в том числе и для веб-мастеров, но коррупция во всех ее формах существует везде.

Коррупция, о которой постоянно говорят русские, кажется вечной патологией страны. Не знаю, сколько раз я слышал, как русские говорят мне, что в России ничего нельзя сделать без взятки. В конце концов, я думаю, что это не так. Мы, оформляя документы, не заплатили ничего и никому. Это можно сделать, хотя это очень долго, я это испытал на себе. Можно рожать, не давая денег; моя жена решила полностью наблюдаться во время своей беременности в районной женской консультации совершенно бесплатно, и рожала она в одной из государственных клиник, тоже никому ничего не заплатив.

Я могу сказать, что уровень многих больниц после капитального ремонта, и не только в Москве, не ниже французского. Хотя одна моя русская подруга сказала мне, что ей предложили неофициально заплатить 30 000 рублей за роды. Я спросил ее, что она сделала после того, как заплатила. Ответ: ничего.

Я не верю, что никто не должен ничего делать, я искренне верю, что если бы десятки или сотни клиентов протестовали, как минимум писали бы письма и требовали бы вернуть им деньги, все менялось бы намного быстрее. Может быть, россияне слишком пассивны в таких вопросах?

Но должен сказать, что рэкет такого рода: «Дай денег - получишь лучшее лечение» - существует не только в России. Во Франции недавно было много скандалов в частных клиниках и больницах.

Одна моя русская приятельница Надежда, молодая девушка, работающая в иностранном банке с хорошей зарплатой, решила получить водительские права. В России это вполне возможно. Евгения сдала экзамены с первого раза. Мой французский друг Гюго, который страдал вместе со мной от подачи на ВНЖ, тоже сдал их, но только с седьмой попытки. Я сам во Франции два раза сдавал теорию и четыре - вождение. Автошколы везде одинаковы, в них нужно платить и еще рез платить, переучиваясь и пересдавая экзамены. Надежда, довольно европеизированная девушка, которая постоянно жалуется на коррупцию, поразившую страну, купила свои права, потому что «это быстрее и проще».

Быстрее и проще, да.

Я принципиально считаю, что привычка к коррупции в России тесно переплетена с восточной традицией подарка. Люди должны изменить свой образ мыслей и раз и навсегда перестать платить за экономию времени или от фатализма. В противном случае они докажут правоту писателя Салтыкова-Щедрина, который сто лет назад писал о людях будущего: «Они будут пить и воровать».
[показать]
Как можно обвинять дорожного полицейского или политика во взяточничестве, когда вы платите врачам за бесплатную медицину, автоинспекторам за права и автомеханикам - за внеочередной техосмотр? Во Франции тоже пересдают экзамены для получения водительских прав или проводят полдня в очереди на техосмотр. И как это может быть иначе?

Надежда, несмотря на купленные права, была сторонницей и участницей протестных митингов, прошедших в России в конце 2011 года и продолжившихся в 2012 году. После выборов в Государственную думу толпы людей, недовольных результатами, обвинили «Единую Россию» в фальсификации и вышли на улицы. Особенно многочисленные митинги прошли в Москве и Санкт-Петербурге. В конце 2011 года в двух митингах приняли участие десятки тысяч людей в Москве, чуть меньше в Санкт-Петербурге, в то время как в других городах России на шествия и демонстрации вышли лишь несколько сотен человек. Тем не менее в обеих столицах европейской части России все согласны с тем, что страна еще не видела такой мобилизации толпы с 1991 года и падения Берлинской стены. Надежда подтвердила мне, что это был протест против отсутствия свободы и против коррупции в выборах и в правительстве. Интересно, сколько из протестующих платили врачам, гибэдэдэшникам и бюрократам, чтобы получить нужные вещи «быстрее и проще»?

Протестное движение в России быстро вызвало симпатию иностранных журналистов и многих западных политиков. Для людей на Западе эти события отражают стремление народа России к большей демократии и большей свободе. Как обычно, западная пресса исказила происходящее в России и представила это в ложном свете. Многие иностранные наблюдатели с нетерпением ожидают будущих массовых митингов и конца «системы Путина».

Русское движение протеста было тщательно изучено и описано в России и за рубежом. Некоторые говорили о снежной революции, намекая на попытки цветной революции, пилотируемые из-за рубежа и имеющие как цель дестабилизацию русского общества и подрыв политической власти. Другие говорили о спонтанном извержении демократической зрелости, которой наконец достигло русское население в крупных городах. Это население, как нам говорят, современное и открытое для мира, и жить оно хочет как на Западе, в более демократичном и свободном мире. Я не верю ни слову этих утверждений. Я видел своими глазами, что на улицы выходит не народ, а представители московского среднего класса. Другие наблюдатели также отметили, что в целом речь шла о москвичах, которые являются уже привилегированными по сравнению со всем русским населением. В прошлом коммунисты говорили бы о «движении молодой буржуазии».

Я много говорил с русскими, которые были на Болотной. Когда в начале 2012 года я работал в русском стартапе по подбору персонала, большинство сотрудников были сторонниками этих событий. Например, главный бухгалтер 28 лет, у которого была унаследованная «однушка» в Отрадном и месячная заработная плата в 120 000 рублей в месяц. Или операционистка, молодая женщина 25 лет, которая хорошо знала английский язык и чья первая зарплата была 60 000 рублей в месяц. В выходные дни, когда никого не было в офисе, она приходила ухаживать за цветами, утверждая, что не успевает сделать это на неделе. Они ненавидят всю политическую систему России.

Я давно задавался вопросом, чего хотели протестующие на Болотной, вся эта разношерстная политическая элита оппозиции. Конечно, чередование партий и кандидатов, демократия, честные выборы и борьба с коррупцией были одним из жизненно важных вопросов нашего главного бухгалтера и операционистки. В основном они объясняли мне свои ожидания необходимостью перемен, потребностью в свежем воздухе и желанием жить лучше. Но какие ожидания? Получать не 60 000, а 90 000 рублей, то есть 3000 евро за первую работу? Мария хочет платить за свой проездной в метро 4500 вместо 1500 рублей и 500 рублей за пиво вместо 120, как в Лондоне? Бухгалтер знает, что его заработная плата отлично подходит для его возраста, и ему, вероятно, не будут платить такую на Западе?

В России появилось движение богатого социального класса, вроде мелкой буржуазии, которая существует в Европе в течение нескольких десятилетий. Во Франции в Париже она постепенно пришла к власти в прессе и в политике. Во Франции в мае 1968-го именно мелкая буржуазия устроила революцию морали во имя большей свободы и лучшей жизни. Революция также началась в столице. Тогда Франция вышла из двадцатилетнего экономического роста, так же как и Россия - из двенадцати лет экономического роста и развития.

Я был удивлен, слушая на Болотной в течение нескольких часов: «Путин, уходи!» Является ли это единственной политической программой этих людей на улице и единственным желанием так называемого креативного класса? Можем ли мы искренне верить, что уход Путина решит все проблемы сегодняшней России? Мне кажется, что во Франции уход от власти генерала де Голля в 1968 году был желанием активного меньшинства, как то, которое хочет смены режима в современной России. Когда де Голль оставил власть, свергнутый буржуазией, горожанами и студентами, многие думали, что страна теперь свободна и это начало нового мира.

Иллюзия была недолгой. Четыре года спустя первый нефтяной шок затормозил экономику, и все начало ухудшаться. Конечно, в 1981 году торжество французских левых социалистов было в основном реальной политической победой демонстрантов и представителей интеллигенции мая 1968 года: вольность нравов и культурная свобода никогда не были так важны. Понятия традиций и патриотизма стали выселятся из культурно-политической французской жизни и, в общем, из жизни французского общества.

Социалистическая элита акцентировала внимание на выборе финансового долга, поставив страну на тот путь, который у нее есть сейчас. Каждый французский ребенок при рождении получает в подарок один миллион рублей долга государству. Конечно, умноженное на 65 миллионов человек - это много. А что потом? И как будут жить наши дети? Долг имеет много негативных последствий: например, Франция в июне этого года должна одолжить денег, чтобы оплатить работу своих госслужащих.

Французское государство в настоящее время разорено, оно живет в кредит, и те, кто умеет считать, весьма обеспокоены будущим страны. Мы можем критиковать политическую элиту России, но страна не попала в смертельную ловушку долга. Несомненно, русские в будущем смогут поблагодарить свою нынешнюю политическую элиту. Я хотел бы добавить, что во Франции в 2012 году все французы жалеют об уходе де Голля, даже те, кто не знал его, - как, например, я, родившийся почти через десять лет после отстранения его от власти.

Но есть и другое удивительное следствие переворота во Франции в 1968 году. В Западной Европе появился новый социальный и политический класс. Они называются «бобо», это своего рода новый вариант хиппи, версия 2.0. В восьмидесятых годах их называли «яппи» - это были молодые специалисты и старшие инженеры, живущие в центре крупных западных столиц, как правило, амбициозные и циничные приверженцы капитализма в его наиболее эгалитарной форме, одержимы деньгами и успехом, аморальные и материалистические до крайности.

В 2000-х годах яппи сменили хипстеры - так называемая буржуазная богема, пришедшая к власти во Франции. Кто они? Новая форма буржуазии, работающая в секторе услуг (не затрагивающем сельское хозяйство, промышленность и строительство), то есть «творческая» и «богемная», которая выступает в защиту окружающей среды и считает себя гражданином мира, отказываясь от общинности и принципа национальных границ.

Бо-бо также одержимы социальным успехом, карьерой и политкорректностью. Вот типичный портрет французского бо-бо: тридцатипятилетний мужчина, живущий гражданским браком, без детей. Оба партнера этого союза - атеисты, и скорее противники религии, нежели ее сторонники. Оба работают в маркетинге или рекламе, имеют приличный доход и отдыхают в пятизвездочных отелях в очень бедных странах. Они живут в центре Парижа и передвигаются на велосипедах. Они против границ своей страны и считают, что все в первую очередь - граждане мира, но живут в квартирах с охраной. Они голосовали за французских экологов и ходят на митинги в Париже в поддержку Pussy Riot, думая, что борются против религиозного мракобесия.

Русский вариант бо-бо - пара москвичей, также работающая в области маркетинга или в финансов; они голосовали за Прохорова, потому что считают его современным политиком и хорошим бизнесменом. Отдыхают в Куршевеле или Северной Италии и в основном презирают своих коллег из провинций, считая их грубыми невежами. Интернет и финансовая состоятельность иногда дают им возможность почувствовать себя гражданами мира прежде, чем гражданами России. Хотя не все протестующие на Болотной потенциально юные хипстеры, но большая часть людей, которых я встречал и с которыми общался, мне напоминала именно их.

Класс бо-бо не принес ничего, абсолютно ничего полезного Франции. Вместо этого он полностью усыпил и удушил страну политкорректностью и политическими иллюзиями. Если это меньшинство за последние 30 лет финансово обогатилось, то простые люди обеднели и влезли в долги.

У меня намного более простой взгляд на все это. Протестующие на Болотной думают, что являются элитой своей страны, как наши революционеры мая 1968 года считали себя элитой Франции. Многое говорили о «креативном классе», но чем и в чем? Это креативно - имитировать модель, которая уже полвека существует в Америке и Франции и уже провалилась? Это креативно - хотеть скопировать то, что находится на Западе, думая, что это лучше для страны?

Молодые айпадчики верят в то, что они подключены к Западу и, следовательно, непобедимы. Но москвичи с Болотной в тысячу раз менее креативны, чем южные корейцы или японцы. Мы видели недавно в Японии, что ее жители строят будущее, а не разрушают его.

Опять же есть, вероятно, ошибка в модели. На мой взгляд, для «креативного класса» есть другая неотложная задача: создать социальную модель для России, настоящий «Russian Way of Life». Она до сих пор не определена, ее нужно создать, уточнить и утвердить. Когда Европа, похоже, находится на грани экономического, политического и морального коллапса и в абсолютно безвыходной ситуации, Россия и протестующие русские должны, на мой взгляд, быть осторожными и немного терпеливыми. Россия меняется более чем быстро. Я не знаю, я действительно не понимаю, как она могла бы идти быстрее. Русские знают лучше, чем кто бы то ни было: вещи и отношения к вещам трудно сдвинуть с места.

Оппозиция либеральной и коммунистической идеологии имели преимущество структурирования мира. Во время победы либеральной идеологии после падения СССР западный мир в целом считал, что это окончательно и что идеология победителя будет «функциональной». Эта система, подстегнутая кризисом 2008 года, сейчас представляется коррумпированной и, возможно, неустойчивой, не адаптированной к миру. Всего двадцать лет назад никто не давал России будущего как стране. На Западе многие ждали ее исчезновения, а может, и взрыва. Сегодня Россия существует для многих европейских стран как энергическая держава, как резервуар ценностей с большой буквы «Ц».

Иногда я начинаю мечтать о суверенной и раскрытой России и о Европе, смотрящей на восток, а не на запад. Азия ставит Россию и Европу лицом друг к другу, несмотря на их различия. Политический, экономический и военный потенциал Европейско-Российской зоны от Атлантики до Тихого океана мог бы сделать этот союз одним из гигантов мира завтрашнего дня. Конечно, это означает, что Европа должна согласиться, оставить морально-, политически- и духовно-американоцентрированную философию для того, чтобы присоединиться к евразийскому и руссоцентрированому альянсу.

Я думаю, вы поняли, что я оптимист.
[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник русские женщины глазами француза | laglag - laglag | Лента друзей laglag / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»