• Авторизация


Дали и Гала 30-01-2008 10:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


На рубеже веков меняется и сам человек, отбрасывая то, что он считает предрессудками, лишним грузом, для создания нового, не похожего на прошлую жизнь.....
Век прошлый был революционным во всём : наука, литература, искусство и философия менялись, как и сам мир – стремительно.
История болезненной девушки из Казани Елены Дьяконовой поразительна только на первый взгляд: спасая от туберкулёза и сырой российской зимы свою дочь, её отец – преуспевающий адвокат, отправил Елену ( это имя осталось в России) в швейцарский санаторий, где она познакомилась и влюбилась в уже известного французского поэта Поля Элюара.

Разрезом глаз своих мне сердце обручила.
Круг танца, нежности горнило.
Мне кажется, что я не жил ни дня,
Когда твои глаза не видели меня.
Не позволяй мне быть тобой забытым
Не позволяй мне расствориться в мире.
Мне страшно стать лишь этими стихами,
Лишь этим небом многоликим стать.....

Ты одна и я внимаю травам твоего смеха
Ты это твоя голова выше страха смерти
На шарах блестящих всех дождей в долинах
Под свинцовым блеском тяжёлым светом
Под небом земным
Рождаешь обвалы

Птицы не больше чем шалаш просторный
Ни лень ни усталость
Память леса и ручьёв ломких
Утра желаний
Нежности зримой
Великого утра без всяких обвалов
Лодки глаз твоих заблудились
В кружеве исчезновений
Пропасть раскрылась другие погасли
Тени ты их создавала не имея права ночи

Преодолев все препятствия и недовольство семьи, она вышла замуж , и несколько лет они упивались своей любовью: в этот период стихи Элюара так похожи на стихи поэтов русского Серебряного века.....

Встала она на веках моих,
Косы с моими смешав волосами,
Форму рук моих приняла,
Цвет моих глаз вобрала
И растворилась в моей тени,
Как брошенный в небо камень.

Всегда у нее открыты глаза,
Они не дают мне спать.
Грезит она среди белого дня,
Она заставляет меня смеяться,
Смеяться, и плакать, и говорить,
Хоть нечего мне сказать.


Но поэт Элюар был не из тех, кто довольствуется тихим семейным счастьем, да и время перемен, общество и их друзья были исключительными – «чтобы стать творческим человеком, черпать вдохновение, надо отбросить буржуазность.....»

[показать]

Мораль тоже становилась новой, тем более профессор Фрейд, новоявленный гуру, объяснял, что любой поступок, любое вдохновение следует рассматривать через призму либидо.Отношения в семье становились более чем свободными.
Париж....Элюар на одном из вечеров поэзии знакомится с тогда ещё врачом-психиатром Андре Бретоном и они уже совместно организуют литературно-философское учение - дадаизм, к которому примкнули и Гийом Аполлинер и Луи Арагон.
Единственное, что еще может меня вдохновить, так это слово "свобода". Я считаю, что оно способно безраздельно поддерживать древний людской фанатизм. Оно, бесспорно, отвечает тому единственному упованию, на которое я имею право. Следует признать, что среди множества доставшихся нам в наследство невзгод нам была В предоставлена и величайшая свобода духа. Мы недостаточно ею злоупотребляем. Принудить воображение к рабству - хотя бы даже во и имя того, что мы столь неточно называем счастьем, - значит уклониться от всего, что, в глубине нашего существа, причастно к идее высшей справедливости. Только в воображении я способен представить себе то, что может случиться, и этого довольно, чтобы хоть отчасти слабить суровый запрет, довольно, чтобы вверится воображению, не боясь обмануться (как будто бы и без того мы себя не обманываем ). ( А.Бретон)

Их философия на тот момент – полная революция во всём , и традиционно для того времени – членство в компартии.
Стиль – смесь модерна, авангарда и футуризма, где не должно было быть никаких запретов и табу, они назвали сюрреализмом.
Новое искусство , благодаря действительно талантливым людям, которых объединили Бретон и Элюар, раздражало, но привлекало.Было необычным и скандальным. И открыто для всех – не только литераторов, но и художников .
Молодые сюрреалисты творили и свою , непохожую на привычную обывателю, мораль, снимая табу и с секса. Элюар и его жена делили постель с немецким художником Максом Эрнстом.
[показать]

Эту женщину не интересовали посредственности, но и она, не будучи творческим человеком, обладала исключительным талантом – она умела вдохновлять.
Может это и прозвучит абсурдно – но она была профессиональной музой.
Однажды, когда вся компания была в Испании, в Кадакесе, Пикассо привёл молодого человека, восхищённого всеми – Элюаром, Арагоном и обожавшим Пикассо.
[показать]

Но, как оказалось, ещё больше его заинтересовала русская жена Элюара.
«Я люблю Галу больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги»
Поначалу в этих отношениях незримо присутствовал тот же Фрейд: неуверенный в себе юноша влюбился в опытную женщину - раскрепощённую , сексуальную и таинственную, старше на 11 лет...

[показать]

Говорят, что большинство мужчин – вуайеристы, но Дали был гипервуайеристом, так как был гениальным художником.Гала же ничего не имела против, когда за ней наблюдали , даже когда она занималась любовью с другими. Бретон , увидев как Дали смотрит на Галу, предупредил:"Опасайся русских, они залезут тебе в душу....",но Гала сделала больше – она вошла в его мозг.
Элюар и Макс были забыты, а для Дали она стала наркотиком.
[показать]

Он рисовал её везде и всегда, её образу предстоит стать самым знаменитым лицом прошлого века Поначалу они жили как и все их привычные друзья – очень бедно, Гала как бы отмахивалась от проблем, говоря своему возлюбленному :"Не обращай внимания, разве нам плохо?", по чётко понимая, что перед ней настоящий гений, сокровище, которому надо предоставить лишь возможность творить, а счетами и бухгалтерией, но самое главное- его раскруткой, она займётся сама....
[показать]

«Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!»

Это она создала его образ – Дали обожал, боготворил Веласкеса, она решила из него сделать модного Веласкеса : вытягивая, бриолиня и закручивая на кончиках его усы. Их жизнь благодаря ей становилась предметом обсуждения не только в салонах, но и в модных газетах...... она создавала ему рекламу, прекрасно зная, что публике необходим скандал, потом только она рассмотрит гений.
«Люблю журналистов! Они также способствуют кретинизации населения. И прекрасно с этим справляются»
Она воспитывала его, и ему это нравилось чрезвычайно – потому что совершенно не походило на наставления католического окружения, в котором он рос.Она говорила то, что он чувствовал.
«Публика обожает копаться в куче дерьмади и грязном белье, я им предоставлю и дерьма и грязных тряпок , продав за самую высокую цену!»
Но это никак не вязалось с философией сюрреалистов, по мнению Дали, у них не должно было быть моральных принципов..... раскол стал очевиден после того, как Дали заявил, что восхищается Гитлером, так как по его мнению, Гитлер – настоящий мастер креатива и, следовательно, истиный сюрреалист.Коммунизм его больше не интересует, это скучно......за фашизмом гораздо интереснее наблюдать художнику
"Но ведь ты считаешь своим другом Пикассо, а он –коммунист и ненавидит фашизм!"- кричал Арагон
"Пикассо – гений, как и я, и испанец, как и я" - ответил Дали.
На этом дружба была закончена, Арагон до конца жизни не подавал руки Дали, все друзья от него отвернулись.
«Сюрреализм – не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм»
«Я – высшее воплощение сюрреализма - следую традиции испанских мистиков»
По иронии судьбы, прав оказался Дали – когда теперь говорят о сюрреализме, в первую очередь вспоминают его.
«Живопись и Дали не одно и то же, я как художник не переоцениваю себя. Просто другие так плохи, что я оказался лучше»
Осталась лишь Гала и её море восхищения. Она стала его Вселенной, только с ней одной он мог быть не брендом, не играть напоказ, а самим собой – мудрым и надсмехающимся над миром человеком.
[показать]

В одиночку постичь и выразить смысл жизни значит сравниться с великими ти танами Возрождения. Такова моя жена Гала (Елена Дмитриевна Дьяконова, русская по происхождению), которую я обрел себе на счастье. Ее мимолетные движения, жесты, ее выразительность - это все равно что вторая Новая Симфония: выдает архитектонические контуры совершенной души, кристаллизующиеся в благодати самого тела, в аромате кожи, в сверкающей морской пене ее жизни. Выражая изысканное дыхание чувств, пластика и выразительность материализуются в безукоризненной архитектуре из плоти и крови. Когда Гала отдыхает, могу сказать, что она равна своей грацией часовне Темпьетто ди Браманти, что близ собора Святого Петра Монтозио в Риме. И как Стендаль в Ватикане, я позже и независимо от него могу поставить на одну доску стройные колонны с ее гордостью, нежные и упорные перила с ее детскостью, божественные ступени с ее улыбкой. Долгими часами перед мольбертом, украдкой любуясь ею, когда она этого не замечала, я твердил себе, что она такое же прекрасное полотно, как работы Вермеера и Рафаэля. Тогда как другие, кто нас окружает, кажутся всегда.так мало прорисованными, так посредственно отделанными, что похожи скорее на гнусные карикатуры, намалеванные на скорую руку голодным художником на террасе кафе.
С.Дали


Его картины – это его бизнес, потреба публике, которой это безумно нравится
«Моя живопись – это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства»
А для сердца то, что проскальзывает, что невозможно скрыть – мастерство и школа
«Когда меня спрашивают: «Что нового?», я отвечаю: «Веласкес! И ныне и присно»

«Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума»

Эта история из тех, когда можно сказать, что жили они долго и счастливо – для неё он купил замок, а когда Гала умерла, уединился от публики, нарисовав совсем другую картину, которую назвал Замок Галы....
[показать]

используемые мной цитаты из книги "Тайная жизнь Сальвадора Дали ,написанная им самим"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дали и Гала | Frekken_ - Дневник Frekken_ | Лента друзей Frekken_ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»