Сергей Суразаков "Как Николай Барышников вознамерился козла драть". Пьеса в трёх частях: "Партактив тюменского колхоза"
22-10-2010 13:23
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Часть первая.
29 июня 2009 года в 321 аудитории Тюменской областной думы в 15 часов началось заседание рабочей группы партийных проектов политической партии «Единая Россия»: «Безопасные дороги», «Новые дороги городов России». Ведущий заседания – заместитель председателя Тюменской областной думы, региональный политический куратор проектов, Геннадий Корепанов.
…- Приступаем к рассмотрению следующего вопроса повестки дня: «Об организации учебного процесса в автомобильных школах Тюменской области». Андреев Андрей Викторович. Пожалуйста.
Председатель Некоммерческого Партнёрства «Ассоциация автомобильных школ Тюменской области» Андрей Андреев, известный также широкой тюменской публике по деятельности автоклуба «Форсаж», начал деловито.
- Уважаемый Геннадий Семёнович, уважаемые участники совещания, в настоящее время автошкола в своей деятельности должна руководствоваться двумя основными документами: это программа подготовки водителя транспортных средств, которая включает в себя требования к учебно-материальной базе, структуре… и, буквально на днях, была утверждена новая методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Данная методика разработана департаментом по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Она устанавливает формы, методы и порядок проведения экзамена Госавтоинспекции, а также систему оценки знаний и навыков кандидатов водителей. Как и прежде, экзамены в общем виде будут состоять из трёх частей: теоретическую часть и двух этапов практического вождения. Основное нововведение состоит в том, что теоретический экзамен и первый этап практического экзамена теперь будут проходить в автоматизированном режиме. Так, теоретический экзамен будет проводиться только методом программированного контроля знаний с использованием соответствующей автоматизированной системы. Впервые в нашей стране предусмотрено проведение первого этапа практического экзамена на автоматизированном автодроме, где весь экзаменационный процесс будет фиксироваться с помощью специальных датчиков и записывающего оборудования, передающего данные на диспетчерский пульт автодрома. В соответствии с новой методикой, автоматизированные автодромы должны состоять из специально оборудованных и связанных между собой в локальную сеть объектов – это: закрытые для движения других автомобилей площадки транспортных средств, используемых для проведения экзамена и диспетчерского пункта, обеспечивающего контроль.
На втором этапе практического экзамена помимо дополнительных педалей управления, зеркала заднего вида и опознавательных знаков «Учебное транспортное средство», все экзаменационные автомобили должны быть оснащены специальными комплексами аудио-видео наблюдения за дорожной обстановкой и действиями кандидата в водители, с обязательной регистрацией и хранением полученной информации. Результаты практического экзамена будут храниться в электронном виде в экзаменационном подразделении. Новая система сдачи экзаменов потребует значительных подготовительных работ по обеспечению выполнения указанных норм. Её внедрение позволит исключить коррупционную составляющую, человеческий фактор, а также повысит объективность результатов экзамена на получение водительского удостоверения.
Всё дело в том, что вступление в действие этой методики было перенесено уже два раза…и теперь новая методика вводится в действие с 1 ноября 2011 года. Но с правом досрочного применения. Это означает, что если техническая база позволяет работать по новой методике, то можно принимать квалификационные экзамены у кандидатов в водители уже сейчас. Так, например, на сегодняшний день принимать экзамены в новом порядке готовы в Кемеровской, Самарской и Челябинской областях, где введены в строй автоматизированные автодромы. На сегодняшний день подобные комплексы находятся в стадии строительства в Республике Татарстан, Нижегородской, Кировской, Мурманской областях и ряде других субъектов Российской Федерации.
Состояние, в котором сейчас находится сфера подготовки водителей на самом деле удручающее, - продолжил Андреев. - Бытует мнение, что в безобразие на дорогах в основном виноваты автошколы: они только и думают, чтобы набить карманы деньгами; они не учат, а халтурят; школ слишком много; их надо закрыть; оставить только те, которым можно доверять, остальные – распустить. И всё будет в порядке. На самом деле, здесь нельзя всех как бы под одну гребёнку. За полгода, с января по июль-месяц, в Тюменской области некоторые автошколы из-за неразберихи принятия этих вот нормативных документов и неквалифицированных действий некоторых сотрудников экзаменационных классов находятся в тупиковом положении. Например, вот в автошколе «Автомобилист» не решён вопрос по Исетскому району, где нельзя до сих пор… - тут докладчик почему-то запнулся, - там люди сидят без зарплаты, - эмоционально продолжил он, - и практически учебный процесс не проводится.
Ещё раз я повторюсь, - подчеркнул оратор, - что, наконец, появились те документы, согласно которым, автошколы будут знать, куда двигаться. Необходимо время, чтобы привести это всё в соответствие и решить многие проблемы. А проблемы существуют. Они влияют на учебный процесс и на всё состояние безопасности дорожного движения в целом.
То есть: например, содержательная часть обучения – программа подготовки одинакова, однако, подаётся в разных учебных заведениях по-разному. Более того, есть школы, которые принятым программам и методикам не следуют абсолютно. Теперь система приёмов экзаменов. В настоящий момент автошколы и экзаменаторы работают по принципу: «мы делаем вид, что учим, они делают вид, что принимают экзамены». В результате все знают, что вначале надо получить права, а затем уже научиться ездить. Другими словами, признаётся, что система приёма направлена не на то, чтобы выявить людей, в основном готовых к дорожному движению, а на то, чтобы выявить людей, которым можно дать права и чтоб они потом научились ездить. Ситуация в этой области однозначно улучшится с принятием новой методики проведения квалификационных экзаменов с получением права на управление транспортными средствами. Чтобы эта методика заработала в Тюменской области, необходимо построить автоматизированный автодром. В настоящее время силами автошкол, входящих в ассоциацию, эта проблема решается. Например, на базе «Автомобилист» уже идёт строительство такого автодрома, и хотелось бы получить помощь властей, тем более что это существенно может сократить бюджетные расходы в сравнение, ну, например, если строить новый автодром.
Следующая проблема, - продолжил Андрей Викторович, переведя дух, - это проблема подготовки педагогических кадров для системы подготовки водителей. Она полностью отсутствует, какая-либо система подготовки педагогических кадров для нужд автошкол. То, что сегодня готовят по девяти дневной программе – это самая натуральная пародия. Где взять хорошего преподавателя Правил дорожного движения – неизвестно. А хороших инструкторов знают и просто поимённо, их единицы…
Дальше. Отсутствует система контроля квалификации водителя. После того, как он получил водительское удостоверение, а он, к примеру, четыре года не ездил и навык потерял. Правило управления автомобилем сродни лицензии на занятие определённым видом деятельности, а лицензий не бывает бессрочных. Должна быть введена система периодического контроля знаний и навыков водителя, привязанная, может быть, к процедуре обмена водительских удостоверений, к фактам нарушения ПДД или ещё каким-то образом. Параллельно с этим должна быть создана система непрерывного повышения уровня квалификации водителей. Как добровольная, так и принудительная. Сейчас как грибы растут школы повышения квалификации водителей, школы водительского мастерства, экстремального и безаварийного вождения. Необходимо внести всё это в нормальное организационное русло. Здесь тоже нужны рекомендательные программы, методики и преподавательские кадры. Также отсутствует система воспитания участников дорожного движения, которая должна начинать работать с детского возраста. Нет подготовки человека с малого возраста к культуре поведения на дороге как способе сохранения жизни. Конкретно рекомендации в этой области должны давать профессионалы. Необходима государственная поддержка этих школ, которая будет заботиться о воспитании участников дорожного движения и государственная система мер по стимулированию, созданию, функционированию в Тюменской области детско-юношеских автомобильных школ. Здесь всё.
И ещё хочу сказать, - продолжил свою речь «автошкольный» эксперт, - до сих пор нет чёткого определения - что такое автошкола. Это система образовательная или это бизнес? То есть с одной стороны к ней подходят как к социально значимому явлению, а с другой стороны к ней сразу применяются правила, как к бизнесу. И пока не решат этот вопрос: как с этим быть, то есть это я к чему, что, например, вот нужно построить этот автодром, но, сколько ни обращались, знаю, наши школы, почему-то от властей поддержки никакой нет. Хотелось бы, Геннадий Семёнович, ещё раз попросить, чтобы оказали содействие автомобильным школам в строительстве автодрома.
- Всё? – коротко прервал его куратор.
- Да – ещё короче закончил свой доклад некоммерческий партнёр «Единой России».
Часть вторая.
- Спасибо, - продолжал заседание Корепанов. – Татьяна Владимировна, Геннадий Дмитриевич, - обратился депутат к заместителю директора областного департамента по образованию и науке регионального правительства Татьяне Родяшиной и начальнику управления ГИБДД Тюменской области, полковнику милиции Геннадию Лоточкину, - есть что-то дополнить по подготовке водительских кадров? Вы тоже являетесь участниками этого большого, так сказать, процесса; мы дважды собирались, пытались найти, так сказать, точки соприкосновения, чтобы руководители автошкол поняли, что это не просто чья-то прихоть, что могут изъять лицензию на обучение, а за то, что, так сказать, они не соответствуют. Каким образом они получили эти лицензии – это второй вопрос, но факт остаётся фактом, что сегодня значительная часть школ не имеет вообще никакого права готовить эти кадры. Как вот это у нас получается до сих пор, почему они готовят этот брак и когда это наконец-то прекратиться – вот хотелось бы, Геннадий Дмитриевич, - от вас и, Татьяна Владимировна, - от вас услышать: что предпринимается, какая работа ведётся по налаживанию вот этой работы?
Несмотря на то, что вопрос был задан обоим участникам встречи, после секундной паузы слово взяла женщина, хотя рядом с ней по правую руку сидел не просто милицейский полковник - мужчина, который должен говорить первым.
- Сначала я хотела бы сообщить по вопросу подготовки педагогов, которые могут работать в автошколах. Сегодня это вопрос – подготовка педагогов - рассматривают как дополнительное повышение квалификации для взрослого населения. На самом деле сегодня ни наши педагогические вузы не готовят таких специалистов, ни институт переквалификации взрослого населения таких специалистов не готовит. На федеральном уровне – я смотрела документы – всё-таки больше отводиться акцент на министерство транспорта. Поэтому здесь мы должны совместно думать, чьей это является компетенцией: подготовка водителей для автошкол (девушка явно оговорилась, перепутав слова, скорее всего, она хотела сказать – «педагогов» – авт.). То есть однозначного ответа о том, что это готовит система образования – сегодня нет. Сегодня такой задачи перед нами нет в законе «Об образовании».
В последних словах Татьяны послышалась интонация оправдания. На несколько продолжительных секунд, как могло показаться автору, в аудитории возникла гробовая тишина.
- Всё пока, да? – не понял куратор, кончила ли она или будет ещё говорить. - А в целом по проблеме, Тать Владна, - окончание имени и отчества представителя областного образования окончательно увязали во рту регионального политика, - какова сегодня ситуация? Сколько школ проверено на сегодняшний день? Какая тенденция до конца года? Что мы будем иметь – мы будем иметь вот эти школы, которые не имеют никакого, я говорю, основания для подготовки водительских кадров. Кроме авторучки и чернильниц с мухами - ничего нет. И в то же время они готовят, та сать, водителей. Как они могут это делать? Каким образом, та скать?
- Ну, - продолжала Татьяна, сглотнув ком, который как будто застрял в её горле, (она говорила с трудом, и, чувствовалось, что эта тема ей не очень нравится – авт.). – На совещании у Сергея Михайловича (имелся в виду С.М.Сарычев, вице-губернатор Тюменской области – авт.) об этом подробно доклад Шишкина (И.Г.Шишкин – первый заместитель директора департамента по образованию и науке правительства Тюменской области – авт.), если необходимо, то он…
- Я присутствовал на этом совещании, - вставил куратор.
- Проверками занимается управление по контролю и надзору в нашем департаменте совместно с ГИБДД.
- Понятно, - сказал Корепанов. – Геннадий Дмитрич, - обратился он к Лоточкину, - что вы можете сказать по качеству подготовки водителей? - сделав особое ударение на выделенном слове, спросил милиционера народный избранник. - Как мы их подготовим - таково состояние во многом и будет. Так ведь?
- Совершенно правильно, - согласился начальник управления ГИБДД. – Дело вот в чём, заявлять о том, что никакой базы в автомобильных школах нет, я как бы не согласен. Есть недостатки. На заседании комиссии по безопасности дорожного движения 2008-го года мы же там приняли решение о создании межведомственной комиссии, куда вошли прокуратура, образование, ГИБДД и ещё ряд других учреждений государственных, которые осуществляли проверку. Да, действительно, там были приостановлены деятельность ряда учебных школ, которые в какой-то рамке не обеспечивали полный набор учебных программ и так далее и так далее, для того чтобы кандидаты в водители не могли получить водительское удостоверение. Они были приостановлены. После того, как комиссия выявила там ряд недостатков, им было предложено эти недостатки устранить. Большинство из этих школ недостатки устранили, в основном – по материальной базе… В целом, я скажу так, что…э-э, ну я не хочу говорить, что здесь виноваты учебные эти организации, я об этом не говорю…Здесь, понимаете, если человек получил водительское удостоверение – остаётся один на один с теми участниками дорожного движения, какое у нас в городе. У нас есть проблемы с «дисциплистью» водителей, - слово «дисциплинированностью» Лоточкиным было «съедено» в речи до неузнаваемости. - Вот этот факт с «недисциплистью» водителей – он влияет на молодого, скажем, водителя «от года до трёх». Неопытность чисто, я могу так сказать. В целом, конечно, с 1 июля будем ещё раз подходить к вопросу обследования ряда школ, которые занимаются подготовкой кандидатов-водителей, и будем принимать решения. Я думаю, что ассоциация учебных организаций нам – подспорье в этом. Я знаю, что намерения у ассоциации учебных организаций работать в этом направлении с нами активно. Я думаю, что мы найдем общее понимание.
- Спасибо, Геннадий. Игорь Германович, - обратился Корепанов к Игорю Бусыгину, начальнику управления транспорта и дорожного хозяйства ГУС и ЖКХ Тюменской области, - Андреев в своём докладе назвал ряд областей, которые готовы сегодня работать в новых условиях, у них уже появились автоматизированные автодромы. У нас, что в этом плане делается, та сать, и когда у нас появится такой автоматизированный автодром, и кто его должен, вообще, создать? Автошколы сами? ГИБДД? Правительство Тюменской области? Внесите, пожалуйста, какую-то ясность по этому вопросу.
- Пока я вот хорошо знаком с опытом Челябинска, - многозначительно важно начал тот, - так там, в основном, всё построено на частные деньги. Пришёл инвестор и в этом процессе участвует. Значит, тут, мы с вами пытались выяснить, что, а нужен автодром? решили, что нужен. Вот тут сложнее, потому что, если сегодня есть предложение о том, что, ну, скажем так, инвестировать в существующий объект, тот, который у нас на Московском тракте – вот здесь мы упираемся в «стену». И вы слышали при мне, да, когда нам говорили, что «бюджетный кодекс нам не позволит». До кризиса мы, действительно, рассматривали этот вопрос, и Челябинск мне все расчёты давал по строительству совершенно нового автодрома, чтобы здесь кому-то передать для организации этого процесса. Ну, вот в связи с этими событиями, вот такая сегодня ситуация.
- М-м-г, - задумчиво протянул куратор.
- То есть, - пояснил подробнее Игорь Германович, - мы там же, где мы были года полтора назад.
- Игорь Германович, - предложил Корепанов, - ну давайте мы с себя тогда – и я, и вы – не будем снимать, и вместе продолжим эти разговоры на самом, та скать, высшем уровне, коль этот вопрос надо всё-таки для области решать, другое дело найти надо будет организационно-технические формы, найти либо, действительно, инвестора какого-нибудь, который станет хозяином этого автоматизированного автодрома, или, если его нет, то ждать не будем, давайте будем выискивать бюджетные, значит, средства, и место – земельный участок и так далее, и так далее…
- Пожалуйста, Анатолий Николаевич Шуваев, - начал представлять ведущий встречи следующего докладчика по дальнейшей повестке дня, - заведующий кафедрой автомобильных дорог…
- Геннадий Семёнович, - неожиданно перебил его на 47-ой минуте заседания, словно очнувшийся Николай Барышников, ещё один региональный политический куратор партийных проектов «Единой России» в Тюменской области и областной думе, опоздавший на работу группы на десять минут и сидевший, казалось, совсем незаметно рядом с харизматичным ведущим.
- Да, Николай Палыч.
- У меня вопрос: так всё-таки, кто наделён нормативными актами, Законом, правом выдачи лицензии?
Часть третья.
В воздухе повисла пауза.
- Департамент образования, - подсказал кто-то.
- Департамент образования, я понимаю, - продолжал спокойно Барышников. – Автошкола – это образовательное учреждение?
- Нет, - ответила робко Татьяна.
- А какое это учреждение? Бизнес? Или это сельскохозяйственное предприятие? Или частный бизнес? Мелкий, какой? Это образовательное учреждение? – начинал «заводиться» он.
- В законе «Об образовании» есть типология образовательных учреждений, там таких учреждений нет.
- Нет, тогда кто вам дал – департаменту образования – такое право выдавать лицензии? – голос его сделался очень строгим.
- Ну, если там образовательная деятельность проводится, - оправдывалась Родяшина, кляня, наверное, в душе тот миг, когда она согласилась принять участие в этой головомойке.
- Стало быть, вы наделены, стало быть, вы по закону несёте полную на сто процентов ответственность. Вы, как их выдаёте: бесплатно или же за какую-то плату? – повернул неожиданно Барышников вопрос в совсем уже не приятное для чиновницы департамента русло.
- У нас процедура эта вся регламентирована, - начала объяснять было она.
- Бесплатно или за плату? – горячился Барышников, - каков вопрос – таков ответ! Бесплатно или за деньги?
- За деньги, - подсказало «некоммерческое партнёрство».
- За де-е-ньги, - сделал окончательный вывод депутат. – И сколько стоит выдача лицензии одной?
Через секунду звенящей тишины в аудитории возникла всеобщая звуковая какофония: знающие участники совещания начали одновременно вслух называть каждый свои цифры: «три», «тридцать», «тридцать три», «мы поднимали этот вопрос».
- Во-о-т, - продолжал дотошный депутат, - то есть вы за лицензию получаете «денюжку». Вы не знаете, сколько получаете, - анализировал он вслух только что полученную информацию. - Как вы несёте ответственность – без понятия. Тогда вопрос следующий: каким образом вы несёте ответственность, если вот такие…А экзамены кто принимает? – вдруг спросил Барышников, перебив сам себя.
- ГИБДД – ответил кто-то тихо.
- ГИБДД – растягивая слово в длинный буквенный ряд, мотал на ус Николай Павлович, - ГИБДД выдаёт, ага! а «оно» какие денежки имеет? Только за приёмку экзаменов? За лицензию ответственности не несёт, а вы несёте. Так вы никакой ответственности не несёте? – «наступал» Барышников на хрупкую девушку из областного образования. – Поэтому, - сказал депутат властно, почти, как значительное лицо в гоголевской «Шинели», - всякое выдающее, выдавающее – как там – дающая лицензию организация, должна выдающееся отвечать за исполнение этой лицензии. Если не исполнять, то есть не проверять, то у меня тогда складывается впечатление, что департамент образования очень безответственно неисполняет-исполняет закон «Об образовании» и выдачи лицензии. Поэтому у меня напрашивается ходатайство от руководства нашего партийного проекта: обратиться к губернатору области, чтобы департамент наказали за недобросовестную работу по руководству этим делом. И всё.
- У меня есть встречное предложение, - набравшись духу, пыталась спасти положение Татьяна, мужественно бросившись «на амбразуру», - чтобы детально разобраться в этих вопросах…
- Вы разберётесь, - грубо перебил её Барышников. – Мы попросим – вы разберётесь!
- Может, вопросом следующего совещания… - почти умоляла молодая чиновница, пытаясь сломить неприступную волю ревнителя народных интересов.
- Не надо! От количества заседаний в бюджете не прибавляется, - не преминул сострить любимым афоризмом депутат Барышников. – Поэтому я предлагаю просить наказать за недобросовестное отношение к работе по выдаче лицензии, соответственно, по контролю за исполнение этих лицензий. Вы бы отобрали, кто плохо себя ведёт, а вы «ничо» не делаете. Расписались!
- Так это наши полномочия, - чуть не плача вставила бедная девушка.
- А чьи, мои что ли? – возмутился Барышников. – Лицензии выдавать – ваши полномочия? Скажите честно, что мы выдаём, но никак не контролируем. Вот и всё оправдание.
- Вообще-то Николай Павлыч прав, - поддержал коллегу Корепанов, - я полностью согласен, что нужен какой-то механизм. То, что сегодня происходит – это ни в какие не вписывается рамки. Лицензии выдаём, а ответственности не несём.
- Вот кто и крайний, - заключил Барышников. – Поэтому «козла отпущения» нашли, и давайте этого козла будем драть!
- Я предлагаю перейти к последнему вопросу повестки дня, - политкорректно попытался перевести тему разговора первый ведущий куратор.
- Это предложение моё запиши, что «обратиться»! – снова перебил его второй политический куратор Барышников, намекая на запись в протоколе заседания.
- Да записали, записали, - успокоил коллегу Корепанов и передал слово доктору технических наук, профессору тюменского государственного архитектурно-строительного университета Анатолию Шуваеву, который представил доклад «О концепции программы снижения дорожно-транспортных происшествий в Тюменской области до 2020 года». Но это, как пишут классики, уже совсем другая история…
(Монологи и диалоги действующих лиц написаны с расшифровки аудио-записи заседания, на котором автор присутствовал лично).
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote