Давно известно, что Индийская и Цейлонская чайные традиции вторичны по отношению к Китайской. Впервые, удивительные качества чая и как растения, и как напитка, и как явления культуры, оценили в Китае.
У Китайской чайной истории есть две составляющие – мифологическая и документально подтвержденная. Естественно, они тесно переплетаются между собой.
Существует Китайская легенда, согласно которой чудесный напиток был открыт китайским императором Шен Нангом (2737-2697 гг. до н.э.). Он считался знатоком природы и любил путешествовать. Шен Нанг изучал свойства различных растений и проверял их действие на самом себе. В целях гигиены он употреблял только кипяченую воду. Однажды в походе Шен Нанг отдыхал под тенистым деревом и дожидался, когда вскипит вода в котле над костром. Тут на него (или к нему в чашу – есть варианты) с дерева упал листок. Шен Нанг рассмотрел этот листок, понюхал, попробовал и счел его очень полезным для здоровья. Так все и началось. Китайцы, следуя за своим императором, поначалу использовали чай исключительно в лекарственных целях – в первую очередь, как противоядие. А уж дальше пошло – поехало.
Существует еще одна легенда, связанная с происхождением чая. Где-то в 519 до н.э., на границе Индии и Китая объявился Бодхисаттва. Он пришел с запада, сел напротив стены и занялся медитацией. В какой-то момент он задремал, а проснувшись, рассердился на себя, вырвалсвои ресницы и бросил их на землю. Вот из этих-то ресниц и вырос чайный куст. Буддийским монахам рекомендовалось пить чай во время медитаций и церемоний, чтобы не спать. Еще по одной легенде, Бодхисаттва просто пожевал листочки и почувствовал прилив бодрости – безо всяких кровожадных выдираний век. Понятия «чай» и «бодрость» в китайском языке обознаячаются одним иероглифом.
Дальнейшая китайская чайная хронология начинает приобретать уже более научный характер – на сцену выходят письменные документы. В 770 до н.э. Некий Чжоу-Гун в своей книге «Эрья» пишет о чае, как об одном из продуктов питания. Чай упоминается в трактате « Изначальная Книга Божественного Дракона» и в тексте «Теория еды»,написанными Великим Хуа То. В 222 году чай часто упоминается в переписке китайских аристократов, как альтернатива вину.
К этому времени о чае уже много писали врачи, ему посвящали стихи поэты. В письменных источниках упоминаются чайные лавки «чадянь» и коллективные чаепития.
В четвертом – пятом веке происходит одно из самых важных событий в истории чая – жизненный опыт показал, что самый лучший чай получается из молодых листьев. К разнообразным названиям напитка прибавилось еще одно - «ча», что значит «молодой листок».
Именно от этого слова и произошло название напитка. С пятого по седьмой века чай получает распространение на севере и на северо-западе Китая. В 479 в летописи зафиксированы факты обмена чая на другие товары на северной и западной границах Китая. Фактически, так началось движение чая по знаменитому Шелковому Пути и Победное шесвие по всему миру.
[400x387]