![]() |
|
День Ивана Купалы - один из немногих языческих праздников, которые мы еще довольно массово празднуем. Жжем костры, пускаем свечи по воде... не всегда зная зачем и почему. Просто красиво. По поводу даты - разнобой. Кто-то считает, что празднуется Купала в ночь с 23 на 24 июня. Кто-то, что по старому календарю - с 6 на 7 июля. Кто-то - что все две недели после летнего солнцестояния.
Как рассказывала бабушка Ведьме Галине, "в ее молодость там обряд такой был на Купалу. Выбирают всем селом купальную невесту - самую красивую девушку, моют ее в бане, волосы расчесывают, венок надевают и ночью она сидит в речке, а неженатые парни на берегу стоят, спиной к воде. Невеста любого себе выбирает, ну и делает с ним что вздумается. Кто-то гуляет, кто-то Бонча-Бруевича вместе читает, ну по интересам в общем. Отказаться он права не имеет. :-)Главное венок не снимать, потом она этот венок в воду кидает, на суженого. За корягу зацепится - здесь замуж выйдет, поплывет куда - оттуда и муж будет, утонет - помрет девушка. Жуть просто.".
По поводу оставления на себе венка, это да... вот Нянюшка Ягг всегда шляпу оставляла - для пикантности...
Еще большая жуть, если вспомнить, что по ряду толкований славянских обычаев "купальную невесту" могли и в речке утопить в качестве жертвы водным богам. Брр...
С рациональной точки зрения, народ в праздники просто упивался в хлам, что и приводило к несчастным случаям на воде.
На этой страничке - отрывок из книги И.П. Сахарова Сказания русского народа, изданной в 1885 году | И НОВОЕ: о праздновании Купалы на Украине из книги Г. Бердник о мольфарах |
![]() |
ИВАН КУПАЛА НА УКРАИНЕ
Этот материал Г. Бердник с комментариями Dancing Witch Картина: |
Про волшебные дни Летнего Солнцестояния что-то пишется каждый год. В этот раз - немного из книги Громовицы Бердник "Знаки карпатской магии"...Так получилось, со сменой календаря, что Ивана Купала мы будем праздновать еще только через две недели, но самая суть праздника находится здесь и сейчас - в самые короткие ночи и длинные дни, 20-21 июня, поворот Солнца на зиму. Самое время послушать старинные истории и наполненные магией рассказы о былых традициях, а так же узнать, что еще хранится сегодня..:)
Иван Соколов Ночь на Ивана Купалу А еще - прыгать через костры, чтобы там сгорели все болезни, проблемы и неудачи.
|
24. Иванов день.— Купало.— Обряды Народное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору. Купало и Купальские огни известны более в Великой России, Малоруссии и Белоруссии. Новейшие мифографы включили Купало в число славянских божеств; но его не было ни в Киеве, ни в других славянских землях. Об нем не говорят ни Нестор, ни другие писатели; это слово известно в наших письменных памятниках с XVII столетия. Русское Ивановское празднество известно у чехов, сербов, моравов, карпато-россов, болгар и поляков. Там Ивановская ночь известна под именем Соботок. Самое величественное торжество этого дня совершается славянами в Силезии и чехами. Там ивановские огни горят на Карпатских горах, Судетах и Крконошах на пространстве нескольких сот верст. Гулевой народ опоясывается перевязями из цветов, на головы надевают венки из трав, составляют хороводы, поют песни, старики добывают из дерев живой огонь. После перепрыгивания чрез костры огней купаются в росе. Поляки, по описанию Кохановского, отправляли этот день в черном лесу в Сендомирском воеводстве. В песне купальской они поют там, что это празднество передали им матери: Takto matki nam podaly, Same takze z drugich mialy Ze na dzien Swietego Jana Zawzdy Sobotka palana. Так-то матери нам передали Сами также у других переняли, Чтобы на день святого Яна Всегда была Соботка опалена (польск.). Голембовский говорит, что польские поселяне, опоясанные чернобыльником, целую ночь прыгают около огней. Ивановские празднества в Кракове отправлялись на Кремионках, в Варшаве на берегу Вислы и на острове Саксонском. Огиер, путешествовавший по Польше в 1635 г., говорит, что огни изжигались на площадях, около лесов и в разных окрестностях, в дома сносились цветы, травы. Ивановский огонь назывался тогда у них: kresz. Польский писатель Мартин свидетельствует об участии поляков XVI века в этом торжестве: «С вечера Иванова дня женщины зажигали огни, плясали кругом их, пели песни, воздавая честь и мольбы демону. Сего языческого обычая доселе не оставляют в Польше, приносят жертвы из травы чернобыльника, зажигают костры огнем, полученным чрез трение дерево об дерево». Сербы думают, что Иван дан столь велик, что для него солнце на небе трижды останавливается. У Вука Стефановича находим сербские Ивановские песни: «Иваньско цведье, Петров-ско» и проч. Литовцо-руссы называют Ивановское празднество — праздником росы. С вечера, под Ивановскую ночь они собираются на избранном месте, на поляне ставят шалаши, разводят огни, поют песни, пляшут с факелами и перескакивают чрез огонь. Рано утром отправляются в лес — на росу. Утренние сборы называются у них стадом, а пляска коркодоном. Утром сбирались травы для врачевания и чарования. Литовцо-руссы верят и в папоротников цвет. В письменных памятниках великорусские ивановские обряды известны не ранее XVI века. О псковских обрядах говорит игумен Памфил в своем послании к псковскому наместнику: «Егда приходит великий праздник день Рождества Предтечева, исходят огньницы, мужие и жены чаровицы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубровы, ищущи смертные отравы и приветрочрева, от травного зелия на пагубу человеком и скотом; тут же и дивии корения копают на потворепие мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечев с приговоры сатанинскими. Егда бо нриидет самый праздник Рождество Предтечево, тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся в бубны, и в сопели, и гудением струнным и всякими неподобными играми сатанинскими, плесканием и плясанием, женам же и девкам и главами киванием и устнами их неприязнен кличь, вся скверные бесовские песни, и хребтом их вихляния и йогам их скакание и топтание; что же бысть во градех и и селех». На Стоглавом соборе говорили: «Против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скомраше-ствы, и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою». В указе 1721 года, 17 апреля сказано: «К тому ж будто бы воспоминают мерзких идолов, в них же был некий идол Купало, ему же на Велик день приносили жертву оным купанием; о чем пространно зрится в Летописце Киевском». О малорусских обрядах Ивановской ночи Ги-зель в своем Синопсисе писал по-своему: «Пятый идол Купало, его же бога плодов земных быти мняху, и ему прелестию бесовскою омрачении благодарения и жертвы в начале жнив приношаху. Того же Купало бога, истинны беса, и доселе по некиим странам российским еще память держится; наипаче же в навечерии Рождества св. Иоанна Крестителя, собравшеся ввечеру юноши мужеска, девическа и женска пола соплетают себе венцы от зелия некоего и возлагают на главу и опоясуются ими. Еще на том бесовском игралище кладут и огнь, и окрест его емшеся за руце нечестиво ходят и скачут и песни поют, скверного Купала часто повторяюще и чрез огнь прескачуще, самих себя тому же бесу Купале в жертву приносят». В Потребнике 1639 года находим: «Нецыи пожар запалив, предскакаху по древнему некоему обычаю». Таковы известия, сохранившиеся в наших письменных памятниках. Перейдем теперь к описанию народного празднества, отправляемого в разных местах. Следы обрядов Ивановского празднества, сохранившегося в новгородских окрестностях, суть следующая: В старой Ладоге Ивановские огни совершаются на горе Победище, при впадении речки в Волхов. Там сей огонь, добытый при трении из дерева, известен под именем: живого, лесного, царя огня, лекарственного. Тихвинцы купаются в озере, находящемся близ Антониева Дымского монастыря. После купают там и лошадей хворых. В окрестностях Петербурга, по рижской дороге бывали в XVIII веке ивановские огни, где участвовали вместе с русскими и ижорцы. Последние это игрище называли: кокуем. В Лужском уезде, по реке Луге, Ивановское празднество известно более под именем Соботок. Вероятно, что это название занесено из Литвы. В Парголове ростовские переселенцы справляют ивановские огни со всеми обрядами. Зажженн |