ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ - НАДО РЕЗКО МЕНЯТЬ ОБРАЗОВАНИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ
22-06-2008 09:01
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Настроение сейчас - ВНИМАТЕЛЬНОЕ
СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ
С.И. Кружилов, В.П. Невежин
(Финансовая академия при правительстве РФ)
Системный подход к образованию предполагает уточнение следующих факторов: целевого, структурного и технологического.
Цели образования. Цели существующей системы образования определяет государственная административная парадигма: социальная ценность чело-века в государстве определяется его положением в административной иерар-хии. Конституция РФ не предъявляет никаких профессиональных требований к претендентам на высшие административные должности (президент, министр, депутат Федерального собрания и т.п.). Та же самая ситуация характерна и для чиновников всех остальных уровней социальной иерархии, в том числе и для управляющего звена частных предприятий.
В таких условиях единственным критерием «профессионализма» является документ об образовании. Уровень образования становится социальным цензом, определяющим право на занятие соответствующих административных должностей. Аттестат о среднем образовании позволяет претендовать на должности низшего управленческого звена, а диплом высшего образования позволяет занимать средние и высшие управленческие должности.
Таким образом, в административной системе качество образования, определяющее уровень профессионализма, целью не является. Основная цель – получение документа о соответствующем уровне образования.
В условиях отсутствия четких профессиональных критериев неизбежна ведущая роль культурных ценностей в обществе, сдвиг социальных акцентов с содержания на форму. Социальной ценностью становится не профессионализм человека, а его внешняя форма, имидж.
В соответствии с принципом вытеснения технологий, утративших свою утилитарность, социальную среду заполняет культура, особенно классическая – а это как мы знаем-консервативная система.
Поэтому ориентация на традиционные культурные ценности неизбежно сдерживает развитие общества. Кроме того, отсутствие четких критериев оценки роднит культуру с культом.
Понятие красоты столь же неопределенно, как и понятие бога. Поэзия, музыка или пение, оторванные от реальности, в условиях отсутствия четких критериев оценки становятся инструментом обучения вере. Отсюда становится понятной высокая роль культуры в современной системе образования, как фактора формирования людей с «культурным» сознанием, потребителей культурных ценностей, на которых базируется государственная административная система.
Реформа системы образования неизбежно предполагает смену целевой социальной парадигмы. Развитие современной цивилизации идет по пути создания сложных человеко-машинных систем. В соответствии с этим критерием развитым считается лишь то общество, которое стоит на высшем уровне техни-ческого развития. В условиях технического общества ценность человека определяется его профессиональными качествами, позволяющими ему решать практические социальные задачи, и, в первую очередь, задачи создания новых технических и социальных систем.
Технологическая парадигма определяет цели системы образования: подготовка специалистов для решения практических социальных задач. Отсюда же вытекают критерии качества образования: реальным знанием является то, что человек может использовать на практике. Кроме того, ориентация на передовой уровень развития техники при подготовке позволяет формировать потребителей современных технических ценностей, что неизбежно стимулирует экономический рост общества и ускоряет смену технологий.
Цивилизация – хрупкая искусственная система, требующая непрерывных усилий для своего поддержания и развития. Носителем цивилизации является человек. Технические знания не передаются генетически, а только в процессе социального обучения.
Цивилизация сохраняется в мозгах специалистов. Если средневековый крестьянин или ремесленник обладали технологическими знаниями, дававшими им возможность выжить в среде, то большинство современных горожан носителями цивилизации не являются. Они лишь потребители современной технической продукции. Поэтому перспектива утраты социальных технологий при социальных и космических катастрофах вполне реальна.
При уничтожении носителей знаний цивилизация обречена. Задача воссоздания ци-вилизационного уровня актуальна и при колонизации космоса (модель «Робин-зон»).
Поэтому важнейшей задачей системы образования является задача формирования носителей цивилизации, способных воспроизвести в реальности базовые технологические циклы, накопленные человечеством:
добыча огня,
изготовление керамики,
выплавка и обработка металлов,
производство электро-энергии,
создание простейших механизмов и транспортных средств,
средств связи и т.п.
Увеличение числа таких людей существенно повысит стабильность нашей цивилизации. В процессе освоения достижений цивилизации неизбежно происходит формирование технического мышления человека. Эволюционный принцип «онтогенез должен повторять филогенез» должен стать основополагающим для всей системы образования.
Таким образом, идеальный результат системы образования – человек-творец, способный развивать цивилизацию, создавая новые технические средства.
Приемлемый результат – человек-пользователь, носитель достигнутого цивилизационного уровня, способный использовать передовые технологии для решения социальных задач и воссоздавать привычный уровень развития цивилизации в случае необходимости.
Структура образования. Умение решать свои задачи в социуме предполагает освоение в процессе обучения целого ряда практических социальных знаний. Первой ступенью должно стать базовое, гражданское, образование. Второй ступенью станет специализирующее профессиональное образование. Цель гражданского образования – подготовка граждан, способных решать социальные задачи во взаимодействии с другими людьми.
Без сдачи экзамена на знание принципов организации своего общества человек не может считаться дееспособным. Подобная методика социальной инициации была обязательной даже в самых отсталых племенах. Актуальна она и сегодня.
Гражданское образование должно давать практические навыки для жизни в обществе:
Основы практического права. Знание социальных прав и способы их защиты. Знание основных законов, принципов работы судебной системы и правоохранительных органов.
Практические способы правового разрешения конфликтных ситуаций. Договора. Права потребителя. Виды социальной ответственности.
Основы практической экономики. Понимание принципов «домохозяйства», системы социального распределения. Формирование и распределение бюджета, бухгалтерия, экономические отношения и договора, банковские технологии, финансовые накопления – ценные бумаги, пенсионные и страховые технологии.
Основы практической социологии. Знание общих принципов общества и назначения основных социальных институтов.
Основы практической физиологии и психологии. Знание о строении человека. Навыки по оказанию первой медицинской помощи. Знание принципов работы мозга и их практическое использование для сбора и анализа информации, проектирования и обучения.
Практические информационные технологии. Технологии использования знаковых систем для передачи информации. Язык, как социальный инструмент с основным критерием информативности общения: в первую очередь понятно или непонятно и только потом грамотно и красиво. Практическое освоение информационных технологий: умение искать и анализировать информацию, умение понимать прочитанное, умение понятно изложить. Изучение основ информационного моделирования.
Технологии и техническое проектирование. Общие знания об основных законах природы и способах их использования в технике. Практическое освоение базовых технологий в процессе обучения в том порядке, в котором его осваивало человечество.
От простейших – добыча огня, приготовление еды, рисунок, лепка, сценические технологии, до более сложных – гончарное дело, строительство, обработка дерева, изготовление и обработка металла, механические устройства, паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, электрические машины, электронные устройства и т.д. Изучение этих технологий предполагает знакомство с необходимыми сведениями по физике, химии и математике.
После получения гражданского образования, каждый гражданин должен иметь право получить профессиональное образование по выбранной специальности. Профессиональное образование должно осуществляться поэтапно.
Первый этап – это уровень исполнителя (уровень «бакалавра»), соответствующий уровню российского техникума. На этом уровне осваиваются практические технологии конкретной профессиональной деятельности.
Второй этап – аналитический уровень специалиста (уровень «магистра»), выводящий человека на уровень аналитика и проектировщика.
Технологии образования. Основные технологические принципы образования традиционны:
Принцип ограниченности сознания.
Вследствие ограниченности возможностей мозга большое количество информации и сложные модели не усваиваются человеком. Поэтому принцип «все гениальное просто» является важнейшим критерием качества образования. Другой важный принцип «то, что не вмещается в голову учителя, не может вместиться в голову ученика». Оптимальный объем информации может быть дан ученику только тем, кто усвоил ее сам (принцип одного учителя).
Много учителей дают много избыточной неусваиваемой или ненужной информации. Реальное практическое обучение идет только в школе одного мастера (научного руководителя), от мастера к ученику. Перспективной формой обучения является система мастер-классов, частным случаем которой является начальное образование, определяющую роль которого, равно, как и значимость личности учителя начальной школы в формировании базовых установок сознания трудно переоценить.
Принцип практичности.
Обучение должно носить практический характер. Принцип «лучше меньше, но с возможностью использовать на практике» должен стать одним из основных принципов обучения. Критерием оценки знаний должен быть объективный критерий их практического применения. Знаешь – значит, можешь решить задачу или сделать что-либо.
Принцип эволюционности.
Новые знания должны строится на базе старых. Поскольку мозг не может забыть, то, что прочно усвоено, то с этим человеку придется жить всю жизнь. Поэтому нельзя «ломать» мозги ученикам, давая сначала неправильные упрощенные модели, а затем отрицая их на более высоком этапе изучения. Сложное – это развитие простого. Новое – это развитие известного. Такая преемственность развития характерна как для эволюционного процесса самого человека, так и для создаваемых им технических средств.
Принцип наглядности.
Традиционные в обучении вербальные знаковые системы не являются лучшим средством для передачи информации. Влияние знаковой среды на структуру сознания ребенка трудно переоценить. Так, например, оторванность от реальности и неструктурированность русского языка, в котором на каждое правило есть несколько исключений, неизбежно приводит к мифологичности и неструктурированности сознания ученика, к пассивности его сознания в условиях отсутствия образных моделей, связанных со словом, и невозможностью переноса опыта. Если нет четкой парадигмы в языке, то его нельзя понять, а можно только заучить наизусть. В таких условиях невозможно сформировать сознание творца. Поэтому без реформы русского языка и изменения способов обучения ему невозможно изменить сознание народа.
Наиболее приемлемыми для практического обучения являются приближенные к реальности натурные и графические знаковые системы. Именно на них основана производственная и научная деятельность. Их роль в обучении трудно переоценить.
Заключение. Как известно, общество – это люди. И эти обученные люди (кадры) решают все. Поэтому без изменения системы образования невозможно изменить общество и преодолеть структурный кризис, в котором длительное время находится Российская федерация.СИТУАЦИЯ СТАНОВИТСЯ КРИТИЧНОЙ - РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ ЖИЗНЕНО НЕОБХОДИМА!!
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote