Золотой Иерусалим
01-01-2009 22:29
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
«Возрадовался я, когда сказали мне: "пойдем в дом Господень".
Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, -
Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,
куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.
Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!
Да будет мир в стенах твоих, благоденствие - в чертогах твоих!
Ради братьев моих и ближних моих говорю я: "мир тебе!"
Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе»
(Пс.121:1-9)
Иерусалим всегда занимал особое место в сердцах еврейского народа во все времена и во всех поколениях. Каждый год евреи в дни праздников желают друг другу: «В следующем году в Иерусалиме!». Что же это за город, к которому так стремилась и стремится еврейская душа? Что же это за город, который привлекает внимание всего мира и вокруг которого ведется столько споров в наше время. Какова его история- древняя и новая? Что происходит в Иерусалиме сегодня? Каково его будущее? Мы постараемся исследовать этот вопрос.
Первое упоминание Иерусалима (Рушалимум) содержится в египетских заклятиях враждебных городов 19–18 вв. до н. э. Название Шалем, под которым город упоминается в книге Бытия (14:18), обозначает ханаанский Иерусалим до завоевания страны израильтянами. Правители города из теократической династии носили имена, включавшие слово цедек (`справедливость`), например, цари Малки-Цедек (буквально `Царь справедливости`; Быт. 14:18, ср. Пс. 110:4) и Адони-Цедек (буквально `Господин справедливости`; ИбН. 10:1). Именно в этом месте Авраам принес дары хлеба и вина священнику Мелхиседеку. А позднее на горе Мориа, которая сейчас называется Храмовой горой, Авраам, повинуясь Богу, собирался принести своего сына в жертву всесожжения (Быт.22).
В книге Иехошуа бин-Нуна (10:1 и сл.) сообщается, что царь Иерусалима стоял во главе пяти аморрейских царей, тщетно пытавшихся противостоять израильтянам.
Относительно завоевания Иерусалима израильтянами в Библии обнаруживаются две различные версии. Согласно Суд. 1:8, «воевали сыны Иудины против Иерусалима и взяли его и покорили его мечом и город предали огню», тогда как по другим версиям (ИбН. 15:8; 18:16; Суд. 1:21; 19:10, 12) Иерусалим, который при разделе Ханаана между коленами отошел к Биньямину,еще долго оставался иевуситским городом — вплоть до завоевания его Давидом. Захват Иерусалима был осуществлен Давидом очевидно, в 1002 г. до н.э. силами собственной дружины без помощи племенного ополчения (II Сам. 5:6–7), что обеспечило захваченному городу статус царской собственности. Переместив в город Ковчег Завета(II Сам. 6:1–17; I Хр. 13:6–8), где он временно находился, Давид превратил Иерусалим также в религиозный центр царства Израиля.
В правление преемника Давида, Соломона, статус Иерусалима как столицы Израиля еще более упрочился. Расширив город к Северу и построив на горе Мориа Храм, а по соседству с ним царский дворец, Соломон закрепил за Иерусалимом уникальный статус священного и, одновременно, престольного города. Позднее Иерусалим, будучи средоточием религиозного и государственного бытия еврейского народа, превратился в краеугольный камень национального самосознания и восприятия национальной истории, мессианских чаяний пророков и духовных руководителей еврейства.
Когда после смерти Соломона в 928 г. до н. э. Объединенное царство распалось, Иерусалим остался столицей Иудейского царства, которым правила династия Давида.
В 598 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор осадил Иерусалим. Город сдался, и царь вместе с придворными, знатью, воинами и ремесленниками — всего около десяти тысяч человек — был уведен в Вавилонию (II Ц. 24:10–16).
Туда же были вывезены храмовые и царские сокровища. В 588 г. до н. э. вавилоняне подошли к Иерусалиму, и после изнурительной двухлетней осады город был взят и полностью разрушен. Храм сожжен, большинство населения убито или уведено в плен; царь Цидкияху, ослепленный после того, как сыновья были умерщвлены у него на глазах, был в цепях отправлен в Вавилонию (II Ц. 25:1–21). Город оставался в развалинах вплоть до возвращения изгнанников.
Изгнание и связанное с ним чувство унижения не умалили верность народа Иерусалиму.
Отождествляя с ним свою судьбу, изгнанники не теряли надежды на возрождение страны и восстановление Иерусалима. Псалом 137 (особенно стихи пятый-шестой: «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя...») является выражением этой верности и надежды.
В 538 г. до н. э., после завоевания Вавилонской империи персами, персидский царь Кир издал декрет, разрешивший еврейским изгнанникам вернуться на родину, восстановить Иерусалим и отстроить Храм.
В 332 г. до н. э. Иудея и Иерусалим без сопротивления покорились Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, данные Иерусалиму персидскими правителями. После смерти Александра (323 г. до н. э.) Иерусалим был захвачен (по-видимому, в конце 4 в. до н. э.) и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, установившим контроль над Иудеей. Многие жители столицы были уведены в плен. Однако стабилизация власти Птолемеев (301 г. до н. э.) принесла Иудее процветание; страна получила широкую внутреннюю автономию.
Административный аппарат во главе с первосвященниками находился в Иерусалиме; Иерусалимский храм служил центром религиозной и общественной жизни столицы и всей страны. В Иерусалиме сосредоточивается духовная и светская знать страны, завязавшая тесные связи с двором Птолемеев и греческой аристократией Египта.
Царствование Антиоха Эпифана(175–164 гг. до н. э.) было отмечено жестокими мерами по эллинизации негреческого населения империи. Между ревнителями иудаизма и поборниками эллинизации начались ожесточенные столкновения в борьбе за должность первосвященника. Антиох, усматривая мятеж в сопротивлении широких еврейских масс назначенному им первосвященнику Менелаю, овладел Иерусалимом, разрушил городские стены и разместил в построенной им в городе крепости Акра греческий гарнизон. В 167 г. до н. э. Антиох издал ряд направленных против еврейской религии указов, которые с особой неукоснительностью исполнялись в Иерусалиме, конфисковал храмовые сокровища, а Храм приказал превратить в святилище Зевса Олимпийского и отправлять там также культ Диониса. В декабре 164 г. до н. э. народное восстание под предводительством Иегуды Маккавея заняло Храмовую гору, очистило Храм от принадлежностей языческого культа и возобновить традиционные жертвоприношения. В ознаменование этого события Иехуда Маккавей и его сподвижники провели восьмидневное торжество освящения –Хануку- которое с тех пор ежегодно празднуется евреями.
К первому веку нашей эры Иерусалим становится административным центром Римского протектората и управляется непосредственно римским прокуратором. Но значение Иерусалима было гораздо глубже, нежели его положение самого большого города небольшой римской провинции: в глазах еврейского народа Иерусалим сохранял статус столицы еврейского народа и был символом единства еврейства Эрец-Исраэль и диаспоры, центром притяжения евреев и прозелитов всего древнего мира. Город пользовался широкой известностью и среди неевреев: по свидетельству Плиния Старшего, Иерусалим был самым известным городом на Востоке.
В 70 году н.э., через одно поколение после рождения Иешуа, в точности с его пророчеством, Иерусалим был захвачен и разрушен императором Титом, а храм сожжен. В 133 гду н.э. подавляет восстание Бар Кохбы и строит римский город на руинах Иерусалима. На протяжении всей своей истории Иерусалим переходил из рук в руки 17 раз. Ассирийцы, вавилоняне, персы, греки, римляне, византицы, арабы, турки – все эти народы пытались овладеть Иерусалимом, а если не овладеть, то уничтожить, стереть с лица земли. Но всякий раз Иерусалим восставал из руин, тогда как другие города его эпохи уже давно превратились в развалины. И никто даже не думал и не думает о восстановлении этих городов. В чем секрет этого вечного города? Так исполнялось слово, которое Господь через Своих пророков говорил о Иерусалиме. Сам Бог обещает защищать и спасать Иерусалим («Как птицы - птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет» Ис31:5). Сам Бог называет Иерусалим непоколебимой скинией («Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется.» Ис33:20). Сам Бог обещал, что Иерусалим будет отстроен и заселен ( «…и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме.» Зах.12:6)
Через пророка Сам Бог обещает , что спасение придет из Иерусалима( «И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху, ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное - от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа соделает это.»Ис37:31-32) . И Бог не человек, чтобы Ему лгать. Он верен Своим обещаниям. Именно в Иерусалим пришел наш Машиах Иешуа, именно в Иерусалиме Он был осужден и предан на смерть за грехи всего мира.
И именно в Иерусалиме Он воскрес из мертвых. И именно с Иерусалимом связано начало новой эры, когда в верхней горнице в Шавуот на 120 учеников был излит Святой Дух. И благая весть о спасении стала распространяться из Иерусалима по всей Иудее, Самарии и до края земли.
Но с Иерусалимом связаны не только события, произошедшие в прошлом. Мы живем в знаменательное время, когда Иерусалим не просто вновь отстроен и заселен. В 1967 году в ходе шестидневной войны Иерусалим перешел под юрисдикцию Израиля, а в 1980 году Кнессет принимает закон, который утверждает воссоединенный Иерусалим столицей Израиля. С этого времени начинается и духовное восстановление Иерусалима – к 2000 году более 300 000 евреев по всему миру приняли Иешуа как своего Мессию. С Иерусалимом связаны события грядущие – Царь Иерусалима вернется в Свой город, в котором Он попрал все силы врага и лишил его власти на кресте. Он принесет полное духовное освобождение в Иерусалим.
Иерусалим – это не просто красивый город, древняя святыня, город трех религий, как часто его называют. Важно то, что Бог избрал этот город, чтобы явить Себя . И если мы хотим быть в согласии с Божьей волей, стать частью Его плана, нам необходимо встать на стражу за Иерусалим: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его - как горящий светильник.». (Ис62:1) Встать на стражу и не умолкать до тех пор, пока Господь не восстановит и не сделает Иерусалим славой на земле: « О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, -не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле» (Ис62:6-7).
«Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя;
прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего»
(Пс.136:1-9)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote