• Авторизация


Философия и мозготрах - если влом вникать, то лучше и не читайте 19-11-2007 00:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


У меня никогда не было таких дней, как сегодня. Разве что пару раз. Сегодня я понял очень много вещей, серьезно поменял взгляды на мир. И это не сиюминутное ощущение, нет, когда я проснусь завтра, после завтра, через неделю, я буду думать так же, понимать все то же, что и понимаю сейчас.

Я как будто постарел сразу лет на двадцать. Я стал по-другому оценивать людей, мне теперь гораздо легче беспристрастно раскладывать их на достоинства и недостатки. Большая часть моих знакомых кажется мне теперь не теми, кем казались ранее, причем теперь я смотрю на них в гораздо более негативном ключе. Теперь многие из них кажутся мне свиньями, уродами, козлами, предателями по натуре. Я всегда считал, что у меня много друзей. Теперь я понимиаю: приятелей, товарищей, собутыльников, просто хороших знакомых и других дорогих моему сердцу людей гораздо больше, а в полном смысле друзей у меня всего двое. И мне так сейчас противно от того, что я всю жизнь смотрел на мир через розовые очки! Я стал мудрее, причем на порядок.

Если капля воды, двигающаяся рядом с миллиардами таких же капель по руслу реки, вдруг захочет сменить направление, остальным каплям это понравится. И они тоже захотят начать жить своей жизнью, а не тупо, бездумно двигаться туда, куда двигаются все остальные. И тогда начнется хаос. Если проводить аналогию между рекой и социумом, то можно сказать, что реки, вода в которых течет туда, куда хочет, если и были, то давно все пересохли. Так же и люди. Если и существовало когда-то такое общество, члены которого были движимы собственными интересами хотя бы в мало-мальской мере, то они давно уже исчезли в процессе естественного отбора. Неприятно это осознавать? Мне - очень. Так вот, природа-матушка придумала замечатеьный механизм для избежания таких ситуаций: стадный инстинкт. Причем не стадный инстинкт в узком плане, как когда ты стоишь в толпе на митинге, все крчат "Ура!" и тебе тоже хочется закричать. Стадный истинкт (пожалуй, корректнее было бы назвать его "социальным", но и так сойдет) - это очень сложная и мощная в смысле воздействия на сознание и на образ дествий система алгоритмов, ценностей и мотивов поведения. Стадный инстинкт влияет практически на каждый наш поступок. С чего начинается ваш день? Вас будят родители и говорят, что пора в школу. И вы встаете, несмотря на то, что приятнее было бы, конечно, поспать еще. Зачем? Затем, чтобы закончить школу и институт, пойти на работу и, с обной стороны, обеспечить себе кусок хлеба, но в то же время с другой - обеспечить себе в будующем положение в обществе и возможности для взаимодействия со вполне определенными людьми. Потом вы, завтракая, ешьте яичницу ножом и вилкой не потому, что так удобнее, а потому, что в обществе так принято. Банально? Да, но, спорю, вы никогда не задумывались, насколько глубоко засел стадный инстинкт в человеческих мозгах, какую огромную их часть он захватил.

А теперь вот вам совет. Попробуйте разложить ВЕСЬ свой день на поступки, а эти поступки - на мотивы деятельности. Потом разложите эти мотивы на более мелкие, посчитайте сколько таких, которые связаны с социумом. И ужаснитесь.

Самое поганое, что стадный инстинкт либо уже приобрел, либо приобретает статус априорного знания или, если хотите, сисемы безусловных рефлексов. Действительно, даже младенцу в определенный момент становится стыдно за мокрые пеленки, а стыд, как и гордость - это чистый, ничем не разбавленный продукт стадного инстинкта. Другой вопрос - из-за чего наступает такой момент, из-за того, что ребенок начинает понимать, чего от него хотят или из-за того, что у него появляется стыд сам по себе, уже после осознания желаний родителей.

Все это я понимал и раньше, как и множество других людей. Но только сейчас я начал хотя бы примерно представлять себе масштабы влияния стадного инстинкта на деятельность людей.

Собственно, вот к чему я клоню: именно стадный инстинкт позволил человечеству развиться и духовно, и технически, до теперешнего уровня и сейчас предохраняет человечество от развала. Но все хорошо в меру. Не нравится мне стадный инстинкт не просто так, а потому, что он, во-первых, ограничивает использование человеческого мозга, могущее привести чловечество в кратчайшие сроки к таким благам, которые ему даже не снились и, во-вторых, лишает людей интеллектуальной совести. Этот термин взят из Ницше и означает он совершенно естественную (как мне кажется) потребность разума сначала доказывать себе истинность некоторого положения, прежде чем принимать это положение на веру. Дело в том, что людям очень часто не нужно объяснять себе ,почему они считают так или иначе. Например, зачем солдаты идут на войну? Родину защищать. А что такое Родина? Это земля, культура и народ. А зачем солдату защищать свою землю, культуру и народ? Ну как зачем, это же свое, родное. А чем свое лучше чужого? На этот вопрос никто еще не дал мне внятного ответа. Другой пример - религия, хотя тут все, конечно сложнее. Так вот, не кажется ли вам, что стадного инстинкта слишком много в нашей жизни? Мне - кажется. О чем я, собственно говоря, уже написал.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
Turn_off 19-11-2007-03:08 удалить
ты написал очень много не на чём не обоснованных идей.
-mefi- 19-11-2007-10:01 удалить
Во-первых, идеи не пишут, а высказывают или выражают. Во-вторых, они либо ни на чем не основанные, либо никак не обоснованные. В-третьих, мне, честно говоря, все это кажется очевидным. Хотя я могу ошибаться. В любом случае покажи пальцем.=)
Verushechka 19-11-2007-11:54 удалить
нет.они вполне обоснованны, я думаю...
Turn_off 19-11-2007-15:45 удалить
Verushechka, -mefi-, ты высказываешь предложения-постулаты,которые ни чем не доказываешь,такие предложения у тебя по всему тексту,начиная с "Если капля воды, двигающаяся рядом с миллиардами таких же капель по руслу реки, вдруг захочет сменить направление, остальным каплям это понравится.",и заканчивая "он, во-первых, ограничивает использование человеческого мозга, могущее привести чловечество в кратчайшие сроки к таким благам, которые ему даже не снились".
BobroPunk 19-11-2007-16:36 удалить
Turn_off, мне кажется ты помешался на доказательствах. Эти вещи вполне понятны и без них. -mefi-, Помнишь, ты просил Ницше? Я так поняла что ты уже нашел книгу, но все равно спрошу: "Принести свою завтра?"
Turn_off 19-11-2007-17:12 удалить
BobroPunk, они вообще не понятны.С первым я абсолютно не согласен.А второе очень сомнительно,следовательно не может быть использовано,как предпосылка.
-mefi- 19-11-2007-19:15 удалить
Ну, как тебе сказать, не хочешь - не верь. Конкретно сейчас мне просто впадлу вступать с тобой в диспут и доказывать, например, что вся эта херня действительно ограничивает использование человеческого мозга. это долго и утомительно
Turn_off 19-11-2007-19:20 удалить
-mefi-, дело в том,что ты не сможешь этого доказать.и таких моментов в твоём тексте Куча!а про каплю,вообще не верно!!
Gevain 19-11-2007-21:42 удалить
я согласен с Глебом в плане стыда и гордости. Но вот насчет Родины... -mefi-, я считаю что я дал тебе вполне ВНЯТНЫЙ ответ. И мне он кажется вполне обоснованным, хотя я не могу это доказать. и если тебе кажутся эти вещи очевидными то пожалуйста! я считаю что мыслить так или иначе это право любого мыслящего существа.
-mefi- 19-11-2007-22:05 удалить
Нет, Вован, это совершенно не касается тебя, так как я сейчас говорю не о некоторомм количестве дорогих тебе по каким-то причинам людей, а об абстрактной "Родине-матери"
Full_Die 21-11-2007-22:30 удалить
чувак,ты завтра топаешь в военкомат?
-mefi- 21-11-2007-22:44 удалить
авай я тебе ща позвоню


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Философия и мозготрах - если влом вникать, то лучше и не читайте | -mefi- - Дневник -mefi- | Лента друзей -mefi- / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»