Пласты памяти главного героя наслаиваются друг на друга неторопливо и размеренно, словно плиты. Но потом в романе «Мальвиль» произошел взрыв и огонь, огонь, огонь везде и нестерпимо жарко, даже мурашки по коже.
А потом..., ну что потом Мерль, по-моему, увлекся, антиутопия уж слишком затянулась. Автор конечно молодец. Его цель, видимо, была показать не то, как угасает цивилизация после «Дня Происшествия», а как выжить тем, кто остался в живых, и не просто выжить, а возродиться.
Я всегда удивлялась, почему после каких-либо страшных событий люди в первую очередь обращаются к Богу. В романе есть на это ответ да не один. Одни – чтобы захватить власть, другие – чтобы просто верить, чтобы не сойти с ума, чтобы не покончить с собой. Причем Мерль не навязывает какую-то определенную точку зрения. Я с ним согласна: если люди обращаются к чему-то за надеждой, за поддержкой, за прощением, не все ли равно во что они будут верить. А после взрыва у выживших людей не так много осталось. Деньги и драгоценности обесценились, связи отсутствуют, люди, пища и скот на пересчет, волшебство и магия только в забытых легендах... Остался только Бог, он всегда был и будет чем-то неведомо объединяющим. Отсюда и чтение Библии у камина, и желание Эммануэля быть аббатом Мальвиля, и исповеди, и очень точное и нужное людям определение «Мальвиль – наша душа», вместо привычного «Мальвиль – наша крепость». И противостояние двух сил: Эммануэля и Фюльбера, которые, по сути, для осуществления своих целей используют одно и то же оружие – религию. Только вот замыслы разные: возрождение цивилизации и власть.
И весь «Мальвиль» пропитан идеями социализма. Все работают не ради денег и славы, а ради постоянного движения к общей цели, никакой собственности, община и культ героя. «В эту минуту у меня такое чувство, будто я частица целого, я им командую, но в то же время я ему подчинен, я лишь одно из его колесиков, а целое мыслит и действует само по себе, как единый живой организм. Это пьянящее чувство, неведомое мне в моей жизни "до", когда все мои поступки самым жалким образом вертелись вокруг моей собственной персоны».
Если сравнить «Мальвиль» с «МЫ» Замятина и «Кысь» Толстой, то у детища Мерля есть неоспоримое преимущество, роман дает НАДЕЖДУ, пусть утопичную, но все-таки надежду в светлое будущее. А как жить без надежды.