Эрленд Лу(1969) - норвежский писатель и критик. Роман "Наивно.Супер" увидел свет в 1996 году, за 4 года книга переведена на 10 европейских языков, стала европейским бестселлером, а её автор - культовой фигурой.
Жанр книги затрудняются определить даже критики: сочетание черт мемуарного жанра, комедии, притчи, романа и философского трактата.
И действительно, озадачивает многое, уже начиная с эпиграфа: "Всякий, кто ездит на велосипеде, мой друг" Гэри Фишер. Возникают сакраментальные вопросы: а почему не на автобусе, троллейбусе, автомобиле (и далее по списку), они-то и затягивают дальше, в это занятное и, на первый взгляд, бесхитростное повествование: молодой человек 25-ти лет отроду вдруг почувствовал, что жизнь потеряла всяческий смысл, точнее: "Всё распалось на бессвязные кусочки", и он (герой романа) пытается собрать распавшуюся на отдельные фрагменты картинку реальности. А для этого решает начать всё сначала, уйти на дно, и как раз подворачивается случай: старший брат уезжает на два месяца в командировку, оставляя младшему квартиру, куда тот незамедлительно переселяется в поисках себя и своего "Я" ( на время прерывая учёбу и т.д).
Книга написана легко, бесхитростно и где-то даже наивно, но за этой наивной непритязательностью проступает нечто большее, а именно: умение о сложном говорить просто и понятно, без излишнего "умничанья" и тому подобного.
Книга очень искренняя и настоящая ( в том смысле, что не искусственная, не сконструированная, а живая). В общем, как и всё настоящее в жизни: на первый взгляд просто и смешно, а присмотришься повнимательнее - умно и трогательно. Есть множество прекрасно написанных эпизодов и мастерски выписанных (и - самое главное - подмеченных!!!) деталей.
"Я сижу на скамейке и гляжу на людей. Мне нравится видеть, как много есть людей, кроме меня. Что их так много других. Я испытываю к ним нежность. Большинство ведь стараются как могут.
Я тоже стараюсь как могу".
А ещё герой книги (его имени, по-моему, так и нигде не промелькнуло) обожает всяческие списки, коими и заполнена книга ("Вчера я составил список того, что у меня есть и чего нету", "Я составил новый список. В нём перечислено то, что вызывало у меня душевный подъём, когда я был маленьким","Вот люди, которыми я восхищаюсь" и т.д). Один из них наиболее (на мой взгляд, любопытен и загадочен:
"В человеке, весящем 70 килограммов, содержится, между прочим:
45 литров воды,
достаточно извести, чтоб побелить курятник,
фосфора, которого хватит на 2200 спичек,
жиру примерно на 70 кусков мыла,
железа на двухдюймовый гвоздь,
углерода на 2000 карандашей,
одна ложка магния.
Я вешу более семидесяти килограммов" ( глава "Жизнь")
А некоторые вопросы вместе с героем задаёшь себе и ищешь на них ответ:
"Мой дедушка - по-настоящему цельный человек.
Интересно, цельный ли я.
Интересно, есть ли вообще в моём поколении цельные люди"
"Я машу Лизе из окошка в конце автобуса.
И ровно в ту секунду, когда она исчезает из виду, её лицо начинает проступать на снимке.
Так что я продолжаю её видеть!" (глава "Смысл")
Так и с романом: закрываешь книгу, прочитав последнюю страницу, а её смысл всё реальнее и чётче проступает в твоём сознании.