У каждой эпохи своя скорость... И это видно очень ясно на примере литературы.
Медленнее всего время тянулось в древности. Возьмем все эти бесконечные эпосы, тягучие, как тысячелетия, подробные, с повторами и перечислениями. "Я список кораблей прочел до середины"...
Когда появился роман, в котором описывается жизнь поколения, повествование убыстрилось, но подробности и описания остались. Эти романы читались долгими зимними вечерами - вслух, для всей семьи, собравшейся в гостиной вокруг огня. Важность подробности была колоссальна.
В 20 веке язык романа менялся по мере ускорения темпа жизни. Сперва улетели прочь подробнейшие описания природы. Потом изничтожились пространные описания внешности и обстановки.
Сейчас писатели, насколько я могу судить, пишут очень лаконично, в несколько фраз втискивая то, что писатель 19 века расписывал на пяти страницах. Это, разумеется, полностью меняет эстетику повествования. Ценность каждого слова увеличивается во много крат, требования к образности, кстати - тоже.
Наверное, и это соображение имел ввиду Пастернак,спрашивая:"Какое,милые,столетье на дворе?".Ценность каждого слова в современных текстах-относительна. Почему? Потому что искусство на протяжении века убивает автора-гаранта любых этико-эстетических ценностей.И последнее.Жанровые границы в литературе(музыке,живописи и т. д.) сегодня не существуют:все пронизано лирикой с ее свободой повествования,словесной,звуковой игрой,атмосферой пира...
Это касается не только романов, но и рассказов. Может быть, рассказов - даже в большей степени.