Недавно перечитала пьесы А. Камю. Совсем иное видение. Сначала мне попалась пьеса «Калигула», но оказалось, что это не единственная его книга в этом жанре. Я стала искать. Нашла. Это оказалось нелегко: если «Недоразумение» я еще нашла быстро, то с «Осадным положением» и «Праведниками» пришлось помучиться. Пьесы – изумительные, но у меня возник вопрос: почему Камю – гениальный писатель, актер и режиссер театра – так мало уделил в своем творчестве внимания пьесам?
Для Камю театр – попытка понять мир, вжиться в самые разные роли с целью как можно глубже понять устройство реальной жизни, вникнуть в ее смысл и предназначение. Именно поэтому Камю не только драматург, но и актер. По мнению Камю, актер – творец искусства. Искусство доступно избранным, но игра – одна из форм существования, ведущая к художественному творчеству. Играть, творить свою жизнь может каждый. Театральный опыт отразился на всем творчестве Камю. Драматургию Камю часто обвиняли в чрезмерном профессионализме, возможно, он и сам это понимал, потому что пьесы ему давались легко, в отличие от романов и повестей.
В «Калигуле» Камю использует исторический сюжет для создания трагедии «прозрения». Его герой развенчивает иллюзии сознания, доводит нигилистическую логику до «фантастической черты», взрывает освещенные веками традиции, верования, убеждения. В драме ставится своеобразный эксперимент поиска истины от противного: герою поручено объяснить смысл смерти, то есть феномена, который превращает жизнь в абсурд. Калигула, столкнувшись со «скандалом бытия» – смертью своей любимой сестры Друзиллы, через страшные муки и страдания приходит к «прозрению»: «Люди умирают, и они несчастны». Постигший иллюзорный характер жизненных ценностей, ложь «здравомыслия» патрициев, Калигула гневно протестует против декораций бытия, испытывая отвращение к человеческой покорности жить «ненастоящей», призрачной жизнью. Он соперничает в жестокости с судьбой, с богами. Сея ужас и смерть, насилие и террор, он пытается заставить людей мыслить, прийти к прозрению своей жалкой участи и взбунтоваться.
Пьеса «Недоразумение» очень лаконична, в ней нет ничего лишнего: четко выстроенные диалоги, сдержанные, ёмкие реплики героев, такие же сдержанные чувства персонажей, никаких лишних движений. Возникает ощущение, будто ты попал в сонное царство, где ничто не нарушает покой его обитателей. И в самом деле, даже те убийства, которые совершают мать и дочь, не выбиваются из рамок тишины и покоя. Одно из самых страшных преступлений – убийство – преподносится нам как нечто само собой разумеющееся. Автору удалось создать такую атмосферу пьесы, что даже самые дерзкие поступки и действия персонажей будут казаться зрителю вполне разумными и логичными. В этом – главная фишка пьесы. Целью автора было стремление показать всю абсурдность человеческой жизни, которая сводится к лжи, самообману и бесцельному обогащению за счет других. Камю зовет к бунту против такого порядка вещей. Человек должен быть искренен перед другими людьми и прежде всего - перед самим собой, чтобы без фальши признаться в истинной цели своих поступков. Действующие лица не имеют своей предыстории, об их прошлом ничего не известно. Фон пьесы – мрачный, безысходный: «небо без горизонта», «непроницаемая земля, лишенная света», однако пьеса лишена ненужных кровавых подробностей. Камю, таким образом, умышленно создает атмосферу житейской заурядности, банальности происходящего.
«Осадное положение» восходит к средневековому зрелищному театру с хором и балаганным фарсом. В пьесе есть и пение хора, и фарс, и бытовые зарисовки, и шутовская пантомима, и философская беседа, и выкрики толпы, и гротескные аллегории. Такое смешение всего и вся создает ощущение катастрофы, близкого конца света. Недаром в начале пьесы неоднократно звучит фраза «Конец света!» Некоторые эту пьесу Камю сравнивают с его романом «Чума», но это не правильно. Смысл один, но подходы разные.
Последняя пьеса Камю - о русских террористах «Праведники». По поводу этой пьесы можно сказать, что сегодня мир поворачивается к нам таким омерзительным ликом (убийства) именно потому, что он построен людьми, присвоившими себе право переступать пределы чести и справедливости, и прежде всего право убивать других людей, не платя за это собственной жизнью. Довольно своеобразный взгляд на русскую историю.
Может быть, если бы Камю не ушел из жизни так рано, мы увидели бы еще не одно гениальное творение этого художника. Кстати, недавно пробовала найти информацию о постановках Камю на мировой театральной сцене. Нашла упоминания только о «Калигуле», больше после смерти автора не одна его пьеса, видимо, не ставилась. Хотя….