[190x300]
Подзаголовок романа Сергея Самсонова «Аномалия Камлаева» утверждает, что перед нами не просто книга, а литературная симфония. И это действительно так – эту книгу Самсонова читать невозможно – её надо только слушать. Этим произведением можно исключительно наслаждаться – оно не требует полного сопереживания, за повествованием приятно просто следить. Но при этом, в отличие от чисто развлекательных книг, читая «Аномалию Камлаева» не перестаёшь удивляться. Автор подбрасывает нам самые удивительные темы – вроде бы и обыденные, но уникальные в своей индивидуальности.
Главный герой произведения – выдающийся музыкант Матвей Камлаев. Именно его жизнь Самсонов показывает нам как аномальную, хотя на самом деле все переживаемые им события вполне привычны для нашей жизни. И, тем не менее, жизнь, Камлаева, действительно уникальна и потому, безусловно, в чём-то неправильна. Отправной же точкой этой уникальности является музыка.
Маленького Матвея ещё в детские годы отдали в музыкальную школу. Однако Камлаев не стал мальчиком в красивом костюме играющим красивую музыку. Он просто пользовался своим положением в удобных для себя целях. Занятия музыкой не доставляли ему особых неудобств – музыка входила в его сферу интересов, но совсем не в привычном для нас понимании. С самого детства Матвея привлекала другая, неправильная, аномальная музыка.
Удивительно метко Самсонов описывает любовь своего героя к звукам поездов. Читая слова, начинаешь именно слышать мерный стук колес. На протяжении всей книги автору не раз удаётся передать музыку словами – как он это делает мне объяснить трудно, но ему это удаётся. Музыка это одна из центральных тем повествования. Она неотделима от жизни Камлаева – именно сквозь неё автор раскрывает нам жизнь своего героя и этапы современной истории в целом.
И всё, чего касается Сергей Самсонов в своем произведении, подаётся нам в новом как раз аномальном статусе. Это не привычный для сегодняшней литературы шок, а как бы оборотная сторона известных нам явлений. Яркий пример – новая точка зрения на события теракта 11 сентября – главный герой Камлаев услышал в падении башен-близнецов «божественный диссонанс», поразился красотой этого события. Конечно, это сразу вызывает отторжение, но чёткая доказательная линия заставляет задуматься – а чем ещё кроме красивой картинки эта трагедия отозвалась в жизни половины земного шара?
Другая главенствующая тема романа Самсонова это любовь. Избитое, затертое писателями, поэтами и режиссёрами, чувство в «Аномалии Камлаева» приобретает совсем иную форму, предстаёт единичным случаем – уникальным и абсолютно неповторимым. Грубое описание секса сменяется красивыми эротичными эпизодами, и всё это переходит в удивительно описанные чувства Камлаева. Любовь у Самсонова тоже звучит – точь-в-точь как музыка. Случайные встречи главного героя, его увлечения и настоящая любовь плавно текут по страницам, как могут течь ноты в гармоничном произведении.
И все же в одном плавность течения книги сбивается. Настоящая любовь Камлаева получает грубую пощечину. Его жена Нина – девушка, которую Матвей просто боготворил – не может иметь детей. Вот тут и проявляется самая главная аномалия знаменитого музыканта – при огромном количестве случайных связей и более длительных увлечений, ни одна женщина от Камлаева не забеременела. Дойдя до вполне солидного возраста, он так и не стал отцом. И вот тут Самсонов начинает старательно и очень точно описывать медленное крушение семьи. Психологическая линии Нины и Матвея выведена безупречно – читатель даже не сопереживает, а вживается в роль этих двух героев. Необходимость размышлять над их ситуацией отпадает, мы полностью погружаемся в чужую жизнь и мыслим как герои произведения.
Нина желает взять ребенка из детского дома в надежде сохранить свой брак – вполне ожидаемое и предсказуемое решение. Но какой ненавистью проникается к этой идеи Матвей и ведь ненависть его не слепая, а обдуманная и логически обоснованная. «Ты хочешь заменить моего ребенка ребёнком неизвестно чьих родителей?», – сокрушается он на свою жену. Понимание между супругами исчезает, они всё дальше и дальше отдаляются друг от друга. У Матвея появляются любовницы.
Попутно с этим в книге развиваются другие сюжетные линии. Книга по большей степени представляет собой сборник разных жизненных этапов Камлаева. Это делает повествование более динамичным, ведь в самих сюжетных линиях никакой динамики – в них просто отображается. Обычная простая жизнь не совсем обычного человека.
Интрига в романе появляется в тот момент, когда становится известно о беременности Нины. Несмотря на все заверения врачей, несмотря на все бессилие медицины, жена Камлаева все же сумела забеременеть. И вот теперь новая проблема – врачи рожать категорически запрещают. Все самые авторитетные специалисты говорят о смерти Нины во время родов. А она всё равно хочет родить… И отношения с мужем как раз в этот период были практически разорваны. Эта интрига не оставляет читателя до самой последней страницы.
И, несмотря на все беды, отображенные в этом произведении, роман Самсонова оставляет в душе теплые воспоминания. На мой взгляд, так получилось, потому что автор описывал настоящую реально осязаемую вещь. Многие эпизоды этого романа просто так выдумать невозможно – они явно почерпнуты из действительности, а многие, наверняка, из личной жизни Самсонова.
Особо бы хотелось бы отметить язык этого романа. Самсонов использует длинные предложение, довольно витиеватые фразы, но при этом пониманию это нисколько не вредит. Наоборот, получаешь глубокое удовольствие от чтения, многие предложения хочется перечитывать по несколько раз. Текст сам по себе, даже в отрыве от смысла, красив и приятен.
Подводя итог, скажу, что литературная симфония Самсонова действительно удалась. Мягкая, лирическая, с небольшой интригой, не требующего глубокого анализа – всё это делает «Аномалию Камлаева» прекрасной книгой для неспешного чтения в расслабленной атмосфере. И что главное – это произведение останется в вашей памяти надолго.