[500x350]
Режиссера Варпаховского предупреждали: будьте бдительны. Будьте настороже.
Она скажет вам, что родилась в недрах МХАТа.
- Очень хорошо, я и сам так считаю.
- Да, но после этого добавит, что вас бы не взяли во МХАТ даже
гардеробщиком.
- С какой стати?
- Этого не знает никто. Она все может сказать.
- Я тоже кое-что могу.
- Не делайте ей замечаний.
- Как, вообще?!
- Говорите, что мечтаете о точном психологическом рисунке.
- И все?
- Все. Впрочем, этого тоже не говорите.
- Но так же нельзя работать!
- Будьте бдительны.
Варпаховский начал издалека. Причем в буквальном смысле: на некотором
расстоянии от театра. Репетиции происходили наедине с Раневской, на одной
из скамеек Сретенского бульвара. Ей это показалось забавным: заодно и
воздухом можно дышать.
- Фаина Георгиевна, произносите текст таким образом, чтобы на вас не
оборачивались.
- Это ваше режиссерское кредо?
- Да, пока оно таково.
- Не изменяйте ему как можно дольше. Очень мило с вашей стороны иметь такое
приятное кредо. Сегодня дивная погода. Весной у меня обычно болит жопа, ой,
простите, я хотела сказать спинной хрэбэт, но теперь я чувствую себя как
институтка после экзамена... Посмотрите, собака! Псина моя бедная! Ее,
наверно, бросили! Иди ко мне, иди... погладьте ее немедленно. Иначе я не
смогу репетировать. Это мое актерское кредо. Пусть она думает, что ее
любят. Знаете, почему у меня не сложилась личная жизнь и карьера? Потому
что меня никто не любил. Если тебя не любят, нельзя ни репетировать, ни
жить. Погладьте еще, пожалуйста...
Когда перебрались в театр и отвлекаться стало не на что, Раневская взяла
свое. Она репетировала только с теми актерами, с которыми хотела. Ее
собирался бить один из артистов, которому она сделала грубое замечание
насчет несвоевременного выхода, - реплику Раневская действительно подала
очень тихо.
- А вы говорите громче, тогда я услышу, - сказал бедняга, и без того
уязвленный эпизодической ролью санитара, которую вынужден был исполнять.
- Что?! Кто это?! Я впервые вижу вас в театре. Это рабочий сцены? Я не
работаю с любителями! Скажите, чтобы меня немедленно заменили.
Ее, конечно, никто не собирался менять.
Это она отменяла мизансцены, переставляла отдельные фразы, куски текста и
даже мебель на сцене и за кулисами. Внезапно ее раздражил огромный диван,
на котором в перерыве отдыхали актеры, и она приказала его уничтожить.
Узнавший об этом Михаил Погоржельский пришел в ярость и выговорил Раневской
многое из того, что думал по этому и другим поводам. Обескураженная
открытым и справедливым напором, Раневская промолчала и через несколько
минут перестала вдруг слышать реплики, подаваемые Погоржельским по ходу
репетиции.
Постоянными придирками она довела до слез Ию Саввину. Потом звонила с
извинениями, которые потрясали величественной откровенностью: "Я так
одинока, все друзья мои умерли, вся моя жизнь - работа... Я вдруг
позавидовала вам. Позавидовала той легкости, с какой вы работаете, и на
мгновение возненавидела вас. А я работаю трудно, меня преследует страх
перед сценой, будущей публикой, даже перед партнерами. Я не капризничаю,
девочка, я боюсь. Это не от гордыни. Не провала, не неуспеха я боюсь, а как
вам объяснить?- это ведь моя жизнь, и как страшно неправильно распорядиться
ею".
Терпели все. Терпели всё. Потому что видели, что могло получиться из этого
хаоса, сора, скандала и склок.
Как и ожидалось, то и дело возникала мхатовская тематика.
- Вы очень торопитесь, - говорила она Варпаховскому, - у вас, наверно,
много работы на стороне, как теперь принято выражаться. Вы халтурщик, а я
мхатовка, могу репетировать с утра до ночи. Я вас возненавижу, бедный!
С ужасом ждали появления декораций. И не напрасно.
- Где первый ряд?
- Вот он, Фаина Георгиевна.
- Этого не будет!
- Но почему?
- Я убегу, я боюсь публики. Я вам аплодирую, но я не буду играть. Если бы у
меня было лицо, как у Тарасовой... У меня ужасный нос... Макет
великолепный, фантазия богатая, рояль надо купить коричневый... - говоря
это, Фаина Георгиевна отодвигала стулья метра на два в глубину сцены.
- Скажите Фаине Георгиевне, - обращался Варпаховский к помощнику режиссера
Нелли Молчадской, - скажите ей, пусть выходит вот так, как есть, с
зачесанными волосами, с хвостом.
Он все еще имел наивность думать, что кто-то способен влиять на Раневскую.
Памятую советы осторожных, он тщательно подбирал слова после прогона:
- Все, что вы делаете, изумительно, Фаина Георгиевна. Буквально одно
замечание. Во втором акте есть место, - я попросил бы, если вы, разумеется,
согласитесь...
Следовала нижайшая просьба.
Вечером звонок Раневской:
- Нелочка, дайте мне слово, что будете говорить со мной искренне.
- Даю слово, Фаина Георгиевна.
- Скажите мне, я не самая паршивая актриса?
- Господи, Фаина Георгиевна, о чем вы говорите! Вы удивительная! Вы
прекрасно репетируете.
- Да? Тогда ответьте мне: как я могу работать с режиссером, который сказал,
что я говно?!