
[200x326]«Павел Санаев (1969 г. р.) написал в 26 лет повесть о детстве, которой гарантировано место в истории русской литературы. Хотя бы потому, что это гипербола и экстракт состояний, знакомых почти всем, и в особенности советским детям, но никогда еще не представленных в таком концентрированном виде.
От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния. Это гомерически смешная книга о жутких превращениях и приключениях любви. Поэтому она адресована самому широкому кругу читателей, независимо от возраста, пола и мировоззрения.»
То, что талантливый сын Елены Санаевой, знаменитой Лисы Алисы, оказался помимо того, что одаренным режиссером, еще и замечательным писателем, факт удивительный. Впервые, я прочитала об этой книги у Михаила Задорнова, ко мнению которого прислушиваюсь, ибо в его высоком литературном вкусе сомневаться не приходится. Но, даже я не была готова к тому, что прочитала.
«Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу…»
Начало очень напоминало моего любимого Оскара, творения Эрика Э. Шмита, что сыграло решающую роль в «усвоении» повести.
«Дорогой Бог, меня зовут Оскар, мне десять лет, я поджигал кошку, собаку, дом (думаю, что при этом золотые рыбки
поджарились), и пишу я тебе в первый раз, потому что раньше времени не было -- из-за школы»
Ни один человек, у которого в груди сердце, а не кусок железа, не сможет отнестись равнодушно к тем откровениям,
которые открывает перед нами Савельев Саша. Это нежная, щемящая, уморительно-смешная история непростых
взаимоотношений, показанная глазами ребенка, и этим же смягченная, поскольку уверена, при всем юморе и обаянии,
история Саши Савельева – настоящая трагедия, или трагикомедия.
Именно этот факт лишает ее приторной слащавости и характера «слезу – коленом - вышибающая». Явный драматизм
событий – ненормальная, жестокая, эгоистичная любовь бабушки к ребенку, обращающаяся к нему не иначе
как к «проклятой сволочи» и ежедневно обрушивающей на его маленькую голову все мыслимые и немыслимые
проклятия, превращает эту бесхитростную исповедь в пособие, позволяющее в новом свете увидеть психологию
ребенка. А легкий и понятный «детский язык», открывает ее для самого взыскательного и капризного читателя.
К тому же, поскольку повесть посвящена Ролану Быкову, то явность прототипов характеров Быкова – «карлик
кровопийца», матери-актрисы – Елены Санаевой, дедушки – актера - Всеволода Санаева и др. добавляет интригу
в, и без того, занимательную историю.
Желаю вам приятного чтения!