Настроение сейчас - сияющее
ОДНАЖДЫ ЭТОТ АВТОР ПЕРЕВЕРНУЛ ВСЮ МОЮ ЖИЗНЬ.
Он - восхитительный, пронизывающий, трепетный, выжимающий нервы и дарящий тебе ЗВЕЗДУ - НАДЕЖДУ.
Эрик-Эммануил Шмитт...
"Дорогой Бог,
меня зовут Оскар, мне десять лет, я поджигал кошку, собаку, дом (думаю,что при этом золотые рыбки поджарились), и пишу я тебе в первый раз, потомучто раньше времени не было -- из-за школы. "
Это откровения маленького мальчика по имени Оскар, из рассказа-монолога "Оскар и Розовая дама". Те, кто прочел Сэлинджера "Над пропастью во ржи", немного поймут меня, поскольку Оскар говорит практически одним языком с Холденом:
"Если вам на самом деле хочется услышать эту историю, вы, наверно,
прежде всего захотите узнать, где я родился, как провел свое дурацкое
детство, что делали мои родители до моего рождения, - словом, всю эту
давидкопперфилдовскую муть".
Но разница все же огромная - маленький старичек Оскар своей историей просто расслаивает читателя, распыляет на много-много личностей, которые дремлют в каждом из нас.
У Шмитта "Оскар" является частью "Миларепы", т.е. "Цикла о незримом".
"Цикл о незримом" тема -- духовность и религия. Религиозные конфессии --
буддизм (в "Миларепе"), ислам и иудаизм (в "Господине Ибрагиме и цветах
Корана") и христианство (в "Оскаре и Розовой даме") как бы художественно
проиллюстрированы и сопряжены с конкретными человеческими (прежде всего
детскими) историями. Форму этих небольших произведений можно
классифицировать по-разному. Кто-то причисляет их к романам, кто-то к
монопьесам (потому что они написаны от первого лица), кто-то к детским
сказкам. Некоторые критики находят сходство Оскара с Маленьким принцем или с
героем Пенака Бенжаменом Малосеном. Так или иначе, эти произведения написаны
скорее для игры, чем для чтения. "Оскара" с большим успехом сыграла Алиса Френдлих в своем бенефисном спектакле.
Говорить о содержании мне не хотелось бы, поскольку я решила бы вас самого ценного, что есть в каждом первоклассном произведении - ИНТРИГИ. Но я советую прочесть Шмитта не потому, что он ультрамоден и известен (его "Распутника" уже поставили во многих театрах мира, в том числе и России, а премьера театра Романа Виктюка "Дон Жуан. Эшафот любви" - это тоже пьеса Шмитта "Ночь в Вааллоне"), а потому что произведения Шмитта - это прежде всего разговор о таких позабытых чувствах, как ЛЮБОВЬ, ВЕРА, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ. Это маленький осколок света, который, после того как попадет в ваши ладони, сможет заполнить сиянием каждую клеточку вашей души...
"-- Самые интересные вопросы остаются вопросами. В них содержится тайна. К каждому ответу следует всегда добавлять "возможно". Только мало значительные вопросы имеют окончательные ответы.
-- Вы хотите сказать, что у "Жизни" нет решения?
-- Я хочу сказать, что у "Жизни" -- множество решений, а,
следовательно, нет единого решения.
-- А я думаю, Розовая мама, что единственное решение у жизни -- это жить"...