• Авторизация


Без заголовка 26-12-2007 22:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения -СКА3КА- Оригинальное сообщение

К вопросу формирования эстетических пристрастий молодежных элит

Молодежные элиты, сформировавшиеся за последнее 10-летие на Западе и в России, – понятие весьма сложное и неоднородное в своих проявлениях. Их эстетические вкусы столь же неожиданны и непредсказуемы, как порой и сами представители этих групп и сообществ. Именно в сообщества они и объединяются, и именно сообщества – в первую очередь, виртуальные – формируют их взгляды, вкусы и ценности. В связи с этим небезынтересно, как нам кажется, предпринять попытку анализа подобных Интернет-сообществ, тем более что они не только способствуют формированию элит, но оказывают существенное влияние на их становление и развитие.
Однако прежде чем рассматривать содержание, обратимся к побудительным мотивам, а именно к тем объектам и субъектам молодежных субкультур, без которых они были бы немыслимы. Поскольку таковых достаточно много, сосредоточимся на двух: рок-музыке и кино, тем более что в нашем случае одно плавно переходит в другое. Подобное явно нетипично для массовых сообществ, но все более четко определяется в тенденцию среди элит.
Что касается рока, вообще-то он, как известно, и начинался как движение протеста в современной молодежной культуре. А на протест, выраженный довольно сложным «музыкальным языком и не менее серьезными текстами способны никак не массы» (J. Darida). Во всяком случае, на начальном этапе. Led Zeppelin, Queen и другие, не очень многочисленные их последователи, шли и идут непроторенными путями. Они своим творчеством-порой на уровне интуиции выражают те тенденции в мировоззрении молодых, которые еще только намечаются. Рок-группы определяют их, формулируют в поэтические и музыкальные образы с достаточной четкостью. Так было, например, с Queen и их новаторством в клипмейкерстве, так было со Scorpions, которые одни из первых стали сотрудничать с симфоническими оркестрами и осуществили одну из первых студийных записей с филармоническим оркестром под управлением Герберта фон Караяна.
К сожалению, последнее время, когда количество всевозможных рок-коллективов постоянно возрастает, качество их заставляет желать лучшего. Но вот в начале нового тысячелетия в США появляется группа, уже одним названием выделяя себя из когорты своих собратьев – 30 секунд до Марса – 30 Seconds To Mars. В 2002 году они выпускают первый альбом с одноименным названием – и обретают армию более чем преданных поклонников. В этой статье не ставится задача анализировать механизм привлечения (сами музыканты в различных интервью много и с благодарностью говорят о своих почитателях, которых, по их словам, привлекли к ним, прежде всего, интенсивные гастроли группы, живые выступления на самых разных площадках в самых разных ипостасях и для самой пестрой аудитории). Мощный первый альбом, с совершенно нетривиальными текстами и оригинальным музыкальным рядом, столь же, думается, способствовал формированию своеобразной армии Марса. Группа эта многим выделилась с самого начала: они целенаправленно стали работать со своим зрителем, создали оригинальную символику - глифы, во многом своими корнями уходящую к масонам. А что такое масонство, как не объединение, довольно закрытое, избранных, «вольных каменщиков»? После выделения самых преданных фанатов в особое сообщество Echelon (двойная игра: помимо собственно эшелона, так называется и песня группы) группа устанавливает с ними тесные контакты, как непосредственно на концертах, так и в Интернете. Взаимоотношения строятся иерархически, группа спускает эшелоновцам послания, в которых порой именует их адептами. Все это вкупе с девизом Provehito in Altum выделяет молодых людей из толпы и придает им веса в собственных глазах, благодаря причастности к жизни кумиров, прежде всего творческой. Успех второго альбома “Красивая ложь” (A Beautiful Lie), последующих за ним синглов и видеоклипа на The Kill, одну из наиболее ярких и интересных песен второго альбома, во многом определили преданные поклонники активным участием в разного рода Интернет-голосованиях и прочих способах продвижения группы к вершинам рок-Олимпа. И вот здесь немного задержимся. Интернет-голосование, сайты группы и Эшелона предполагают некую потенциально готовую аудиторию: наличие Интернета, адаптация в виртуальном мире, знание языков. В совокупности это недоступно большинству. Вернее, это доступно далеко не всем молодым людям, особенно в российской глубинке. Таким образом, 30 секунд до Марса, особенно в 2002-2005 годах были как сами элитной группой, так и обращали свое творчество избранным, устанавливая как живые, так и виртуальные контакты с поклонниками. Автор особое внимание уделял путям, которыми молодые люди пришли к почитанию группы. Здесь более чем ярко подтверждается закон случайности и закономерности. Случайно вошли в Интернет – наткнулись на сайт группы. Случайно услышали. Вообще – любят рок. Знали Джареда Лето (фронтмена) как актера. О личности Джареда Лето мы поговорим отдельно. Здесь же выскажемся: как не имея доступа к Интернету, не имея пристрастия брожения по сайтам, не включая рок в круг своих интересов, не владея английским, могла бы состояться подобная случайность? Вопрос чисто риторический и не требующий дальнейшего ответа...
2.
В это же время (2004 году) на мировые экраны вышел фильм Оливера Стоуна «Александр» с Колином Фареллом в роли главного героя и Джаредом Лето в роли его друга и соратника Гефестиона. Фильм этот тоже никак нельзя отнести к массовой культуре. Неслучайно он совершенно не был воспринят массовой аудиторией, а элитные кинематографические круги, равно как и высокая академическая критика, оценили работу режиссера, актеров и всей постановочной группы весьма высоко. Воздействие же его на определенные группы молодых людей, интересующихся древней историей, оказалось – по признанию самого режиссера итальянскому журналу Академия кино (2005, 3. с. 22) – совершенно неожиданной.
Фильм в одночасье становится культовым. Особый интерес к нему проявляют и сексуальные меньшинства, преследуя, что совершенно естественно, чисто субъективные цели и извращая саму идею фильма, в котором, несомненно, наличествует бисексуальная направленность, обусловленная тематикой фильма и эпохой в нем изображенной. В то же время особый эстетизм картины, высокий профессионализм постановщиков и исполнителей главных ролей, естественно, привлек к ней молодых людей, имеющих определенные эстетические взгляды и эрудицию и наделенных верным художественным вкусом. Пространство Сети обрастает сайтами и сообществами, посвященными как фильму непосредственно, так и актерам. И, что представляется более важным, самим историческим прототипам героев, которые, во многом благодаря таланту актеров, у теперешнего поколения молодых навсегда будут неразрывно связаны с их воплотившими – Фареллом и Лето. А Джаред Лето, не забудем, является еще и фронтменом 30STM.
Поэтому именно он становится неким объединяющим началом для нескольких молодежных Интернет-сообществ, во многом благодаря тому пленительному образу Гефестиона, который он создал в фильме, своей необыкновенной, близкой к античному идеалу красоте, таланту поистине ренессансовскому, и харизме, а иными словами, особому обаянию. Джаред Лето, безусловно, нетипичная для современного Голливуда личность. Обладая внешностью романтического героя и начав свою актерскую карьеру в образе героя-любовника в телесериале «Моя так называемая жизнь», он последовательно утверждал: его успех в таланте, и он может сыграть все. И это действительно так: он не только играет характерных персонажей и не боится безумных, приносящих порой вред его здоровью экспериментов над собой и своим обликом, он еще и создал одну из самых ярких и интересных рок-групп современности, являясь ее душой, автором загадочных. философских текстов и музыки своих песен. Его не остановили примеры Джонни Деппа и Рассела Кроу, вынужденных принести свое увлечение музыкой в жертву актерской карьере. И он доказал - актер может добиться успехов и в музыкальном шоу-бизнесе. Ведущий критик бельгийской газеты Artsinema Жульен Саразье пропел актеру следующий восторженный дифирамб: «Как на солнце, на него больно смотреть. Убежден, Гомер признался бы: Аполлона звали Джаред Лето» (май, 2007). Отзыв, под которым наши элитные молодые люди рады были бы подписаться. И вот, во многом благодаря двойной ипостаси Джареда Лето, особой тематической направленности его песен, устремленных в некую условную запредельность (анализу их можно было бы посвятить отдельное исследование: чего стоят, например, “We won’t crush into oblivion”, или утверждения – все: “It’s a beautiful lie” и нежелание спасения: “Don’t save me… I don’t care”, призывы к бунту: “Come let’s crush these weak defenses”) создана некая вселенная, объединившая интеллектуальные группы молодых людей. Welcome to the Universe. Поэтому я не назвала бы их просто фанатами и даже поклонниками. Джаред Лето в своих воззваниях называет эшелоновцев семьей. Пожалуй, так оно и есть. Некая новая религия, о желании создать которую фронтмен говорит в одной из своих песен, если не родилась, то находится на стадии формирования. Во всяком случае, о марсианском стиле в одежде, образе мыслей и жизни мы можем уже с полной определенностью говорить.
Все вышеприведенное имеет как положительные, так и не совсем таковые последствия. Не совсем таковые лежат на поверхности, так как обожание, даже и осознанное, как в нашем случае, легко переходит в страсть, а всякая «страсть пагубна, ибо превращает свободного человека в своего раба» (Аристотель, Логика). Но в этом случае, мне думается, положительного все же больше, особенно для тех молодых людей, которые в равной степени увлеклись не только творчеством рок-группы и ее лидера, но и фильмом об Александре. Он подвиг их на более глубокое изучение не только исторических прототипов героев, но самой эпохи эллинизма с ее высокой, утонченной культурой, философией, с ее духовными прорывами, которые Карл Ясперс определил как «Осевое время» для будущего человечества», а Гуссерль назвал «Колыбелью европейской культуры». Поклонниками Александра изучено море литературы, как древних авторов, так и самых современных, фильм побудил их на собственное творчество и оно, несмотря на некоторую тягу к нетрадиционнсти и обостренному гедонизму, вполне достойно читается – так называемый слэш, и смотрится – в Сети есть совершенно замечательные рисунки и видеоклипы на темы античности. Что же касается создателей сайтов Русского Эшелона и 30SТМ – это девушки, в основном студентки – то они просто совершают подвиг, не только продвигая группу в России, но и демонстрируя незаурядный эстетический вкус, трудолюбие, преданность идее.
В одной из своих песен Джаред Лето написал: «Division will unite». И меньшинство способно за очень небольшой промежуток времени стать если не большинством, то ощутимо влиять на массовое восприятие. Так, например – и здесь при всем желании невозможно игнорировать Интернет-сообщества – уже мало кто называет фильм Стоуна неудачей, наоборот, многие солидные издания (вроде Thenithita Akademia в Италии) признали его лучшим фильмом пятилетия в своем жанре (№1, 2007). Sinemonde помещает восторженную статью о Фарелле, Лето, Джоли, Килмере и других актерах фильма. Даже в Голливуде его уже не осмеливаются причислять к блокбастерам, а все чаще именуют исторической драмой, каковой он, в сущности, и являлся с самого начала.
Что же касается 30 SТМ, то они за прошедший год поднялись на мировой рок-Олимп, забрав почти все возможные награды, и как лучшая новая рок-группа, и за лучшее рок-видео года (МТV, 2006), и Джаред Лето увенчан Fuse-титулом Принца Тьмы за самый инфернальный образ, созданный в клипе. И именно голосование преданных поклонников, объединенных теми же самыми элитными сообществами, сыграло здесь едва ли не ведущую роль (ни коем образом не подвергаем сомнению выдающийся талант Джареда Лето и музыкальное дарование его одногруппников).
И коль скоро речь зашла о клипах, то не забудем, что клип – единственный известный нам случай полного растворения элитарной, авангардной, революционной по своему генезису формы в масскультуре. Если возможно выделить несомненные достижения в этом бесконечном потоке, то работы Джареда Лето, выступившего режиссером и The Kill и From Yesterday, создавшего, в сущности, мини-фильмы редкой, минималистской элегантности, удивительной пластической и концептуальной чистоты – творения элитарного искусства, естественным образом привлекшие внимание элитарных молодежных сообществ. Круг замкнулся?..
Таким образом, меньшинство не просто объединятся. Элиты способны существенно влиять на происходящие события, изменяя их в своих интересах, формируя особую эстетическую среду. Это пока еще скрытое влияние, безусловно, формирует особое социокультурное пространство, неудержимо углубляющее и усиливающее свое воздействие, порой даже не отдавая себе в том отчета. Но это влияние ощутимо изменяет все взгляды, мироощущение, само геополитическое поле. Оно уже стало явлением, равно как и породившие его молодежные элиты. И если в первом качестве оно заслуживает уважения, то во втором – самого пристального внимания и изучения.

Библиография:

Аристотель Избранное. - М..Наука, 1998. т.1,с.237
Грамши А.Иллюзии реальности.- М..Искусство.1961,с.45
Cocto J La Mirakle de Profeccionale. - P., Etidionne, 1989, p.184-200
Darrida J. Ad Marqinem.- EWT and Travel conculing, 1993
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Бешеная_Белка_Ирка - Если вам не страшно... | Лента друзей Бешеная_Белка_Ирка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»