Это цитата сообщения
АлексПолин Оригинальное сообщение
Вот какой ответ на этот вопрос дает нам Большая Советская энциклопедия: «Гиппократ древнегреческий врач, «отец медицины», которая выделилась из философии в отдельную науку. Подход Гиппократа к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам. Гиппократ первый поставил медицину на научные основы и очистил ее от философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени.
В сочинении «О диете при острых болезнях» И далее: «Гиппократ жил во времена Перикла, современник Сократа и Платона, лечил от мнимого безумия смеющегося философа Демокрита. Он родился на острове Кос за 460 лет до н. э. Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими. Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов–династии врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия–бога медицины. Считалось, что Гиппократ был потомком бога в 18-м поколении. Семья Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до н.э. религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чём не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца–врача Гераклита. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Асклепия. История его жизни малоизвестна, даже точно не известно, сколько лет прожил Гиппократ. Одни историки утверждают, что 83 года, а другие–104. Существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Умер Гиппократ около 370 года до н.э. в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник, но на тысячелетия для всех врачей стала кодексом профессиональной чести «Клятва Гиппократа».
В то время как врач Алкмеон из Кротона, в Южной Италии (ок. 500 до н.э.), известный своими анатомическими работами, принадлежал к пифагорейской школе, Гиппократ, по-видимому, примыкал к Гераклиту. Он рассматривал медицину как опытную науку. Медицинская школа Коса долгое время пользовалась большим уважением (знаменитое святилище Асклепион на Косе). И главный его принцип–«Не навреди!» Врач не должен вредить организму пациента». Из чего следует сразу два интересных вывода: во-первых, поскольку сам Гиппократ был продолжателем славной семейной традиции медиков, его, даже, несмотря на его новаторский подход к медицине, никак нельзя назвать «первым врачом»; и, во-вторых, тот факт, что в биографии Гиппократа подчеркивается его прямое родство с самим богом врачевания, свидетельствует о том, что, таким образом, он (или его последователи) пытался (или пытались) обратить особое внимание на факт «божественного происхождения» своего знания. Но так ли это важно? Безусловно, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что если у человека присутствует талант к медицине, то он, естественно, будет лечить лучше. И даже сегодня мы, пытаясь выразить свое восхищение умением доктора, нередко употребляем выражение «медик от бога!». Но древние люди вкладывали в это понятие совсем иной смысл! Согласно мифологии, медицинские знания, наряду со знаниями по астрономии, математике, сельскому хозяйству и многим другим, людям были переданы богами. Таким образом, получается, что для древнего человека понятие «врач от бога» имело не привычный нам с вами смысл: «талантливый доктор», а напрямую указывало на то, что этот человек получил свои знания от богов, а акцент на его родстве с богами, только подчеркивал то, что это именно так. Кому, как не своему потомку бог поведает такое драгоценное знание? Но не только древнегреческие мифы повествуют о том, что боги передали людям свои знания. Об этом свидетельствуют мифы Индии, Вавилона, Шумера, Китая, Тибета, Месоамерики, да и всех остальных древнейших цивилизаций. И, разумеется, немало сказано об этом в мифологии древнего Египта, где главным богом врачевания (как, впрочем, и почти всех остальных наук) являлся бог Тот. Справедливости ради стоит отметить, что к исследуемому здесь вопросу имел также вполне определенное отношение и египетский бог Анубис, почитавшийся не только как Владыка царства мертвых, но и как покровитель бальзамирования и бальзамировщиков, коих и обучил этому искусству, требующему не только очень хорошего знания человеческой анатомии и фармакологии, но и навыков в проведении вскрытия и хирургических операций.
Согласно той же энциклопедии, «живший примерно в 2630–2611 до н. э. и занимавший должность верховного жреца бога Ра в Гелиополе, позднее обожествленный и почитавшийся в качестве бога врачевания. Имхотеп является первым архитектором и ученым, известным в мировой истории. А по происхождению он был ровесником самого фараона Джосера. При дворе Джосера Имхотеп занимал настолько высокое положение, что никто не мог сравниться с ним в полноте власти, а выше его стоял только лишь сам фараон. Имхотеп был верховным жрецом и первым советником фараона–в одном лице. Кроме того, он занимался еще и вопросами строительства, царской казны, вел от имени фараона активную переписку с иностранными правителями и практически реально управлял страной! Авторитет Имхотепа в последующие периоды египетской истории был настолько велик, что его считали величайшим мудрецом всех времен, обладавшим волшебной силой».(Там же). Почему бы это? Уж не потому ли, что проводимые именно под его руководством раскопки, приведшие к созданию столь внушительной коллекции предметов, принадлежащим к наследию древних богов Египта, дали ему в руки бесценное сокровище величайшего древнего знания, обладание которым и дало почву для возникновения мифа о его «волшебной силе»? «В египетской мифологии Имхотеп считался сыном мемфисского бога-творца Птаха (и, чаще всего, богини-львицы Сехмет). Он изображался в виде юноши, сидящего с развернутым папирусом. Иногда он также выступал в роли бога воздуха Шу, отделяющего небо (богиня Нут) от земли (бог Геб), и в таком качестве предотвращал наступление хаоса. Будучи также покровителем искусств, он был связан с Хатхор, Маат и другим визирем и архитектором, позже обожествленным, – Аменхотепом, сыном Хапу, жившим во времена фараона XVIII династии Нового царства Аменхотепа III. Позднейшая греческая традиция (начиная с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа с Асклепием». (Там же).
И как тут не вспомнить о том, что, согласно легенде, сам Гиппократ происходил из рода, своим происхождением восходящего к древнегреческому богу медицины Асклепию? «Первые признаки почитания Имхотепа как полубога встречаются уже через столетие после его смерти. В эпоху Нового царства оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей. Культ Имхотепа достиг своего апогея в греко-римский период, когда его храмы в Мемфисе и Физе на Ниле были заполнены толпами немощных и больных, стремившихся добиться исцеления, оставаясь на ночь в святилище». И упомянутая здесь связь с греческой культурой отнюдь не случайна! Ведь в период античности, также как и сегодня, многие студенты отправлялись на обучение за границу, с целью приобретения новых знаний, а также для того, чтобы поучиться у величайших ученых своего времени, а египетские врачеватели считались лучшими во всём Старом свете, вплоть до конца XVI века! Но об этом несколько позже, а пока вернемся к Имхотепу и его медицинской (и не только) деятельности.
Вся древняя история Египта, как бы, делится на три части: легендарный «период правления богов», оставивших нам (согласно мифам самих же египтян) те замечательные памятники, коими мы восхищаемся по сей день, но, при этом, не оставивший нам практически никаких свидетельств жизни и быта простых людей и существования самого государства Египет и две последующие эпохи существования страны, которые резко разграничивает фигура фараона Джосера. Получается, что вся «послебожественная» история древнего Египта, по сути, делится на периоды «до Джосера» и «после него»! Причем, даже современные историки, напрочь отрицающие существование более раннего «периода правления богов», косвенно поддерживают именно это разделение. Приписывая Джосеру создание первой в истории пирамиды, они, тем самым, ставят этого фараона в положение «главного египетского цивилизатора»! И это далеко не случайно. В древнем мире Египет представлял собой настоящую супердержаву, простиравшую свои владения от Нильских порогов на юге и до Ливана на севере! Это было богатейшее и мощнейшее государство, ведшее постоянные завоевательные войны и реально влиявшее на политику всего ближне-и средне-восточного региона. А период правления фараона Джосера и являлся, как раз, тем самым временным отрезком, от которого «есть пошла» слава египетской империи. Получается примерно следующее. На протяжении веков существует некая территория, на которой живут всезнающие и могучие боги, ведущие свою, одним им понятную жизнь и хозяйственную деятельность, а вокруг них, где-то и как-то существуют какие-то люди, влачащие примитивное и жалкое существование, призванные обслуживать нужды этих самых богов, которых ничуть не заботит ни условия быта людей, ни создание сколь-нибудь серьезной общественной инфраструктуры общества, в целом. Потом боги исчезают, оставив после себя грандиозные архитектурные памятники, своих «ставленников» – фараонов, продолжавших ту же самую политику правления, и совершенно дезориентированных людей. И это ситуация длится еще не одно столетие. А потом к власти приходит новый фараон – Джосер, который возжелал не просто считаться потомком богов, он и реально обладать их могуществом. С этой целью он затевает грандиозную операцию по поиску их великого знания и поручает ее проведение своему доверенному лицу – Имхотепу, который добивается в этом весьма существенных результатов. После чего, Египет, практически в одночасье, из «некой территории» превращается в богатейшее государство, с прекрасно выстроенными общественными институтами, стройной внутренней и внешней политикой и довольно масштабным (по тем временам) промышленным производством, где (уже тогда!) применялись, пусть и примитивные, но, все же, механизмы!
Известный египтолог У.Эмери, в своем интервью, посвященном выходу в свет его книги «Архаический Египет. Государство», довольно подробно остановился на деятельности Имхотепа: «являясь верховным жрецом и первым советником фараона, Имхотеп основывал первую в истории налоговую службу, организовал общественные работы, где каждый человек мог работать на благо фараона, за определенную плату и написал огромное количество рукописей, охватывающих, буквально, все области человеческого знания и содержащих очень много революционных, для того времени идей. Имхотеп пишет множество трактатов по медицине, которые надлежит изучать всем врачевателям страны, открывает при храмах первые в истории медицинские школы, по окончании которых, будущий лекарь обязан сдать выпускные экзамены и получить стандартное разрешение на свою врачебную практику и даже организовывает специальную медицинскую гильдию, члены которой должны соблюдать строго определённые (в им же написанных правилах) моральные нормы поведения лекаря и только члены этих гильдий имеют законное право практиковать свое ремесло!» И всё это за 3000 лет до «революционных медицинских реформ» грека Гиппократа, который, кстати сказать, и сам гордился своим происхождением от Асклепия, с коим к тому времени уже дано сросся образ Имхотепа. Таким образом, получается, что, уж, коль скоро, вступая в свою новую профессиональную
жизнь, молодые врачи произносят слова величайшей и древней клятвы, желая, тем самым, подтвердить серьезность своего выбора и свое твердое решение быть достойными славы своих величайших предшественников, они должны помнить о том, кто на самом деле является «отцом современной медицины». И, по справедливости, сама медицинская клятва должна называться не «Клятва Гиппократа», а «Клятва Имхотепа».
Сам масштаб деятельности Имхотепа, грандиозность его замыслов и революционность идей уже объясняют причины его последующего обожествления, но это, вместе с тем, также напрямую свидетельствует не только о бесспорной гениальности этого древнего ученого, но и о том, что он имел доступ к неким источникам доселе неизвестного знания, ведь в его трудах содержится такое количество новаторских и качественно новых идей, что невольно задумываешься о том, что, судя по всему, не только древние артефакты богов были обнаружены им, в ходе руководимой им операции. К сожалению, на сегодняшний день мы можем это лишь предполагать, так как доподлинно о нахождении Имхотепом письменных источников, относящихся к периоду правления богов ничего не известно. Да и сами рукописи Имхотепа до нас (во всяком случае, пока) не дошли, хотя надежда ещё остается, так как гробница Имхотепа до сих пор не найдена, а там вполне могут находиться и его рукописи. Так что главными свидетельствами его широкомасштабной научной, производственной и политической деятельности, пока что являются лишь косвенные упоминания о ней, сохранившиеся в других источниках. Но кое-что у нас, все же есть! Повинуясь приказу своего главного жреца, прилежные храмовые писцы усердно переписывали папирусы Имхотепа, таким образом, размножая их. И это продолжалось не одно столетие. И некоторые из этих более поздних копий уже найдены. Одним из таких копий является выставленный нью-йоркском музее Метрополитен на выставке «Медицина Древнего Египта» («The Art of Medicine in Ancient Egypt») документ, который ученые считают древнейшим трактатом по медицине.
Долгое время раритет был скрыт в хранилище редких книг в Нью-йоркской медицинской академии. В академию папирус доставил американский египтолог Эдвин Смит, купивший его в Луксоре в 1862г. Тогда (на основе шрифта и почерка автора манускрипта) его датировали 1600г. до н.э. Позже, исследовав язык и многочисленные ошибки в транскрипции, учёные выяснили, что работа является копией другого текста, который был написан приблизительно тремя столетиями ранее. Документ Смита включает описания, процедуры экспертизы, диагнозы, и практические обработки для сорока восьми телесных повреждений, полученных на войне или строительстве. Из папируса ясно, что древние медики прекрасно знали, что кровь, перекачиваемая сердцем, течет по телу. Это понятие не было до конца установлено в Европе вплоть до XVII в. В рукописи также содержатся старейшие из известных описаний симптомов мозговых травм. В манускрипте есть советы по применению естественных антисептиков: меда (для открытых ран) и настойки липовой коры, содержащей вещества, химически схожие с аспирином. Впервые этот документ был переведен в 1920г. Автор перевода, эксперт Джеймс Брестед, назвал его «древнейшим в мире проявлением действительно научных знаний». В своей работе «Медицина в древнем Египте» Ю.Ф.Марченко пишет: «В Древнем Египте все достижения в медицине связывались с именем бога Имхоте-па. В его честь сооружались храмы, в которых жрецы излечивали страдающих от различных недугов, руководствуясь наставлениями Имхотепа.
Долгое время считали, что Имхотеп– это мифический образ, созданный народной фантазией. Некоторые египтологи доказывали, что Имхотеп–это некая ипостась бога Птаха, вызванная потребностью в новых божествах, воплощающих проявление интеллектуальных способностей. А видный египтолог прошлого века Ф.Циммерманн доказывал, что Имхотеп–это результат обожествления часто упоминаемой в текстах формулы «им-хотеп»– «идущий в мире». Однако при более тщательном изучении документов, связанных с именем Имхотепа, египтологи получили множество свидетельств того, что Имхотеп–это реально существовавшая личность, удивительно талантливый и разносторонне одаренный человек. Сорок восемь веков назад Имхотеп был «обычным» смертным, современником фараона III династии Джосера. Затем Имхотеп является полубогом, то есть человеком, которому боги даровали бессмертие. А еще через несколько веков на протяжении почти трех тысячелетий его почитают как полноправного бога – бога врачевания. С IV века н.э. начинается период постепенного забвения Имхотепа, и только после расшифровки древнеегипетских иероглифов в XIX веке имя Имхотепа начинает постепенно возрождаться из небытия.
Помимо Имхотепа, к богам, имеющим отношение к врачеванию, относится бог Тот, изображаемый в виде человека с головой ибиса или в образе павиана. Тот – бог науки, законов и священных книг, предсказывал через посредство жрецов королевским матерям рождение их божественных детей. Одна из главных египетских богинь, Исида, всегда призывалась на помощь больным, особенно детям. Она считалась основательницей врачевания с помощью магии. Изображалась она в виде молодой женщины с короной в виде солнечного диска, обрамленного рогами богини Хатор. В руках Исида всегда держала иероглифический знак «анх», означающий «жизнь». Искусством врачевания владел и сын Исиды – Гор. Бог смерти Анубис, изображаемый в образе черного шакала, почитался мастером бальзамирования. Богиня Сехмет – женщина с головой львицы, была покровительницей врачевателей, а защитницей рожениц и младенцев была богиня Тауэрт, изображаемая в виде чудовища с головой гиппопотама, туловищем лошади и лапами льва. Известно, что в Древнем Египте число врачей было велико и занимали они очень высокое социальное положение. Врачи в Египте были, говоря современным языком, чиновниками, они жили при храмах и на доходы, получаемые от земель, принадлежащих храмам. Дополнительно на их содержание выделялась часть государственных сборов. Особо отмечается, что врачи не получали никаких вознаграждений от пациентов.
В своей практике врачи были обязаны строго придерживаться указаний, изложенных в медицинских руководствах и сборниках, подобных, по всей видимости, сохранившимся папирусам Г. Эберса и Эдвина Смита. Одновременно, как сообщают греческие авторы, в Египте существовало еще 36 медицинских трактатов, таких, как «Книга сердца», «Книга глазных болезней». Доступ к этим трактатам имели только особо посвящённые врачи и жрецы. При лечении по ним принимались в расчет целительная сила души и некие внеземные силы. По всей видимости, число медицинских трактатов – 36 неслучайно. Это число в Древнем Египте имело некий магический смысл: от 36 полных декад в году (египтяне выделили 36 особо почитаемых ярких звезд на небе, сутки они делили на 36 равных промежутков). Существует много свидетельств того, что египтяне верили в эффективность и применения медикаментов, и использования магии. Между этими двумя способами не было жесткого разделения: медицинское лечение, как правило, содержит только незначительные примеси магических процедур, в то время как магические меры против болезней используют традиционную фармакопею. Магические элементы, применяемые практикующими врачами, состоят из коротких заклинаний, уверенности в магии чисел, символических актов, требования определенного расписания для выполнения отдельных операций при приготовлении лекарств или помощи во время лечения детей.
Анализ содержания медицинских папирусов, замечаний в литературных памятниках и отдельных упоминаний в сборниках законов, а также археологические находки медицинских инструментов позволят представить уровень достижений египетских врачевателей по разделам, принятыми современной медицинской наукой». Являясь сторонником теории палеоконтакта, Марченко, основываясь на результатах исследований содержания древнеегипетских папирусов, посвященных медицине, доказывает, что в примитивном обществе Древнего Египта, каким его представляют нам традиционные историки, попросту не могло самопроизвольно возникнуть и развиться такое углубленное медицинское знание, особенно учитывая тот факт, что по своему уровню египетские врачи намного опережали своих коллег из соседних стран. И разница эта была столь существенна, что на протяжении нескольких веков во всем древнем мире авторитет египетской медицины был просто непререкаемым. И в Вавилоне, и в Ассирии, и в других государствах ближнего и среднего востока, при царских дворах служили именно египетские врачи. Правители этих стран приглашали их, также и для того, чтобы обучать своих подданных. Так египетское медицинское знание постепенно распространялось по всему древнему миру, а из него уже, впоследствии, и зародилось то, что является основой нашей современной «европейской» медициной. Марченко же, акцентируя внимание читателей на этом феномене, делает единственно верный, по его мнению, вывод: «такой высочайший уровень медицинских познаний древних египтян, причем, возникший сразу и вдруг, не имея под собой ни длительного опыта постепенного накопления знаний в данной области, ни даже элементарной научно-экспериментальной базы, может иметь только одно единственное объяснение: египтяне (прямо или косвенно) получили в свое распоряжение знания от представителей очень высоко развитой цивилизации, которые, вероятнее всего, были пришельцами с другой планеты».
В своем докладе «Палеовизит и медицинские познания» он пишет: «В мифах народов первых цивилизаций приемам врачевания людей в древние времена научили боги: Имхотеп, Хуан-ди, Индра. Если полагать, что миф - это осмысление реальной действительности, то миропонимание древних заслуживает самого серьезного внимания».
Египт. Чтобы оценить уровень медицинских познаний древних египтян следует обратиться к письменным документам.
Вешпта. Первое упоминание о существовании некого сборника медицинских предписаний сохранилось в надписи на каменных блоках гробницы архитектора Вешпта, жившего в ХХV веке до н.э. во времена правления фараона V династии Нефериркара. Содержание надписи таково. Однажды фараон и его окружение посетили новое строящееся сооружение, архитектором которого являлся Вешпта. Все были восхищены проделанной строителями работой. После осмотра фараон обратился к архитектору с восторженными словами, но находивший в добром здравии незадолго до этого Вешпта никак не реагировал на слова фараона. Срочно вызванный врач констатировал, что архитектор мертв, и в качестве подтверждения возможности такой внезапной смерти представил папирус. Итак, в ХХУ веке до н.э. скоропостижно умирает человек, и приглашенный врач проявляет осведомленность в возможности такой смерти и находит описание подобного летального случая в неком медицинском трактате.
Папирусы. До наших дней сохранилось всего 20 папирусов, которые можно уверенно причислить к медицинским. Они составлены в разное время и имеют различную историческую ценность. Наиболее древним среди них является Кахунский ветеринарный папирус, исполненный иероглифической письменностью примерно в 2000 году до н.э. Примечателен тот факт, что во многих медицинских папирусах имеются ссылки на то, что данные папирусы являются копиями еще более древних документов».
Несмотря на то, что, постепенно распространяясь по миру, египетское медицинское знание охватывало все большие и большие территории, многие народы мира, также сохранили в своих мифах сведения о том, что знания в области медицины им дали «спустившиеся с небес боги». И теперь уже, наверное, невозможно отделить то, что эти народы сами получили от богов, от того, что было привнесено в их культуру египетскими врачевателями, тем более что совершенно не исключен факт возможной тождественности некоторых из этих знаний. Наибольший интерес, в данной связи, представляют медицинские познания Шумера, Междуречья, Индии, Китая и Тибета, где традиции своеобразной медицины дожили до наших дней. В своей книге «История Медицины», Т.С. Сорокина подробно рассматривает наследие медицинского знания этих народов: «При раскопках одного из древнейших шумерских городов– Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н.э. и представляет из себя древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания.
Развитие медицины в Междуречье
С падением Шумера и пришествием на смену ему других могущественных империй – Ассирии и Вавилона, передача медицинских знаний продолжала осуществляться в узком кругу посвященных: «Дай посвященному (знающему) показать свои секреты магических знаний – посвященному, непосвященный да не увидит их. Что касается сына, которому ты покровительствуешь, – заставь его поклясться именами Асаллухи (Мардука) и Нинурты... затем покажи ему...» Ученики врача назывались асу агашгу (аккад. asu agasgu). Клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии (э-дубба), которая существовала до XVII в. до н. э. Деятельность э-дуббы весьма положительно отразилась на развитии естественнонаучных знаний в Междуречье. Специально о медицинских школах в текстах древней Месопотамии не упоминается. Скорее всего, они просто еще не существовали. Число свободно практикующих врачевателей в древней Месопотамии было невелико. Их положение в обществе было различным в зависимости от исторического периода и с течением времени имело тенденцию к ухудшению в связи с падением престижа асу. При ассирийском дворе в последние столетия истории Ассирии служили только заклинатели ашипу. Клинописные таблички свидетельствуют также и о некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских текстах имеется единичное упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах(XI–VI вв.до н.э.) говорится о врачевателях, которые лечили болезни глаз. Особенно много рассказывается о ветеринарах–му-наишу (аккад. muna-isu – целители скота, шум. a-zu ansu – врачеватель ослов).
Другим древнейшим центром медицинского знания являлась Индия. И, если в отношении практики египетских медиков в Междуречье и Шумере доподлинно известно из древних источников, то вопрос наличия в древности подобных контактов между Египтом и Индией остается пока открытым. Мы попросту не знаем ничего по данному вопросу, а потому ни констатировать факт такого контакта, ни полностью исключить его не можем. Справедливости ради, стоит отметить, что индийская медицина не только существует уже довольно длительное время, насчитывая, ни много, ни мало, а несколько тысяч лет истории, но и качественно отличается от тех медицинских традиций, которые приняты в европейской медицине и которые, в конечном итоге, восходят к знаниям древнеегипетских медиков. В книге К.А. Антонова «История Индии», это отличие характеризуется так: «Индийская медицина особое внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также наследственности. До сих пор в Индии большим почетом пользуется Аюрведа – наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехстах операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того, упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке Аюрведа».
Медицинские познания собраны в священных гимнах, или ведах, именно в Яджур-веде. Позже, в период браминов, появились объяснения вед, сделанные различными писателями; из последних особенно замечательны Чарака и Сушрута. У них мы встречаем здравый взгляд на болезни и логические выводы относительно лечения, в которые вошли отрывки из ранних текстов других авторов. Кроме двух приведенных сочинений сохранилось много других, разъясняющих ту или другую отрасль медицины. Сначала медициной занимались исключительно брамины, однако, довольно рано врачебное дело перешло в руки особого сословия – к касте ведия. Представители этой касты, в противоположность браминам, получали вознаграждение за свои труды. Преподавание медицины производилось особыми браминами, которые назывались гуру; оно состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в примерном лечении больных; для пополнения образования ученики с учителем совершали путешествия и наблюдали, как лечит другой гуру. Окончив врачебное образование, молодой человек получал от раджи право лечить, при чем давал обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий. Наряду с образованными врачами были и знахари. Призванный к больному, образованный врач тщательно исследовал страдающую часть тела и назначал лекарство, когда окончательно убеждался в характере болезни.
В трактатах Чараки и Сушруты большое значение придается врачебной этике (от греч.«ethos»–обычай, характер). Согласно древним легендам, боги смешали небо и землю и создали 14 «драгоценных вещей», одной из них был врач. Его положение в обществе было относительно высоким, но и требования к нему предъявлялись большие. Сушрута в своем трактате писал: «Врач, неискусный в операциях, приходит у постели больного в замешательство. Врач, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним крылом». Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории и практики должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности. В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».
В Древней Индии существовало понятие врачебной тайны: сведения, полученные от больного, не разглашались, если они могли произвести тяжелое впечатление на близких людей. Врач не должен был сообщать пациенту о тех своих наблюдениях, которые могли отрицательно повлиять на душевное состояние больного и таким образом помешать выздоровлению. Это соответствовало аюрведическим представлениям о необходимости душевного покоя для сохранения здоровья. Т.С. Сорокина в книге «История Медицины», продолжая свое исследование древнего медицинского знания, пишет: «Искусство врачевания (санскрит. Аюрведа – учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: «Чарака-самхита» (датируется I – II вв. н. э.) и «Сушрута-самхнта» (датируется IV в. н. э.). Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран, лечение болезней области головы, лечение болезней всего организма, лечение психических заболеваний, лечение детских болезней, противоядия, эликсиры против старческого одряхления, средства, повышающие половую активность».
Что же до знаний тибетской медицины, бесспорно, вызывающих уважения и сегодня, то они, в основе своей, базируются, все же, на индийских традициях.
Первоначальной родиной тибетской медицины была Индия. С древних времен в Индии различали восемь разделов медицины: лечение ран, лечение заболеваний головы; лечение болезней, охватывающих весь организм, лечение психических заболеваний, вызываемых злыми духами; лечение детских болезней, учение о противоядиях, учение о средствах против старения, учение о средствах, повышающих половую активность. Медицина именовалась «Аюрведой» – знаниями о средствах продления, поддержания жизни. Индийская буддийская медицина и послужила прообразом тибетской медицины. Основной канон тибетской медицины «Джюдши» («Четыре трактата») переведен на тибетский язык кашмирцем Чандрапандой. В XI веке тибетские врачи Ютогба-старший и Ютогба–младший переработали текст «Джюдши», приспособив его для лечения в специфических условиях Тибета, хотя в нем многое по-прежнему осталось от Индии, скажем, упоминание о львином мясе или упор на слишком жаркий климат летом. Ютогба-младший ввел в трактат учение об определении болезней по пульсу, отсутствовавшее в древней индийской медицине. Вся позднейшая тибетская медицинская литература составляла всевозможные комментарии на «Джюдши». Тибетский врач обучался 12 – 15 лет. Прежде всего, он обязан был выучить наизусть весь «Джюдши» и прочесть его вслух на память на экзамене. Процедура эта обычно начиналась на заре, а заканчивалась за полночь. Учителя по очереди ходили молиться, есть, принимать больных, а экзаменующийся всё говорил и говорил без передышки. Основой диагностики считалось состояние пульса, цвет лица, глаз, языка. Выпускник – «чагпори» обязан был, исследуя органы больного, определять до 400 болезней, опытный врач – около 1000.
Еще одним центром древнейшего медицинского знания является Китай. В традиционной китайской медицине прослеживается продолжение, свойственной всей китайской культуре, концепции о «воспитании жизни» («ян шэн сюе» – 養生學), куда помимо медицины входят и различные методы психофизиологических практик (ушу, цигун, дао-инь и т. д.), диетология, ритмология и пр.
Скачать книгу: http://www.onlinedisk.ru/file/266383/

nedorazvmenie