Multi Level Marketing (MLM) в переводе с английского - многоуровневый маркетинг. Это система распространения товаров и услуг, связанная с особой системой вознаграждения. Другое ее название - Network Marketing, т.е. сетевой маркетинг.
MLM - это индустрия, которая существует и развивается вот уже восьмой десяток лет и завоевала прочное место в мировой экономике, имея ежегодный оборот 425 миллиардов долларов.
История MLM неразрывно связана с именем американца Карла Ренборга (1887-1973 гг.), чьи реализованные идеи превратились в индустрию сетевого маркетинга. В середине 20-х годов Карл Ренборг среди многих других иностранцев оказался в тюрьме, когда к власти в Китае пришли революционные силы под руководством генерала Чан Кайши. Именно тогда он стал на практике проверять различные диеты, так как тюремная пища не способствовала сохранению здоровья. Но где было взять необходимые для организма элементы? Например, железо? Карл нашел выход - первой пищевой добавкой стали...ржавые гвозди! Частички от них Ренборг добавлял в тюремную пищу, потом договорился с охранниками, чтобы те приносили ему различные травы... Карл Ренборг и те, кто следовал его примеру, смогли не только выжить, но и вернуться на родину.
В 1934 году Карл Ренборг основал компанию "California Vitamins" и благодаря новой системе продаж, когда потребители продукта становились и его распространителями (дистрибьюторами), компания быстро достигла оборота 7 миллионов долларов, не вложив ни одного доллара в рекламу.
В 1939 году Карл Ренборг переименовал свою компанию "Nutrilite Products" (по названию продукта), сохранив принцип распространия пищевых добавок. Его сотрудники сами приглашали на работу новичков, давали им необходимые сведения о продукте и предлагали каждому строить свою собственную сеть, приглашая в бизнес своих знакомых.
Компания обеспечивала всех дистрибьютеров своей продукцией и выплачивала каждому комиссионные не только за проданную им самим товары, но и за каждую продажу, совершенную лично привлеченным дистрибьютером. Торговый представитель компании, который стал называться "спонсор", то есть поручитель, пригласивший на работу новичка, брал на себя обязательство обучать его и помогать ему совершать как можно больше продаж - от этого зависели его собственные комиссионные. Причем они могли быть больше от групповых объемов продаж, чем от личных. Таким образом Ренборг ввел практику классического бизнеса "одноуровневый маркетинг".
Дальнейшая история MLM связана с именами сотрудников "Nutrilite" - Рич Де Вос и Джей Ван Эндел, которые после десяти лет успешного бизнеса в структурах ренборга в 1959 году создали собственную компанию "American Way Corporation", сокращенно "Amway" (Американский Путь). В период 1959-1975 годов концепция МЛМ медленно развивалась. В течениеэтого периода около 30 фирм могли быть названными МЛМ.
В 1975 году Федеральная Комиссия по Торговле (Federal Trade Comission, FTC)в США ввела в действие ряд "Положений о структурах типа "пирамида"". В процессе расследования для населения главного удара среди 30 компаний была выбрана компания "Amway". Через 4 года суд вынес решение - "метод распростанения товаров, называемый многоуровневым маркетингом, является приемлемым и допустимым с точки зрения закона способом продаж и распространения продукции".