Откуда растут наши комплексы и как с ними бороться
Есть такая поговорка: «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь». Т.е. какие жизненные впечатления получит ребёнок в детстве, такова будет и его жизнь. Главными учителями жизни являются, конечно же, наши родители. Как обучают родители?
Во-первых, прямое обучение, когда родители объясняют, что такое хорошо, что такое плохо, что-то требуют, что-то запрещают, что-то поощряют.
Во-вторых, косвенное обучение, когда ребёнок наблюдает за тем, как папа и мама обращаются друг с другом, с ним и с другими людьми.
Причём косвенное обучение оказывает гораздо большее влияние, чем прямое. Общаясь с детьми, родители неосознанно передают им множество косвенных сообщений. Эти сообщения называются предписаниями.
Можно выделить 10 основных типов негативных предписаний, которые родители предают детям. Вот они: «Не делай», «Не будь», «Не сближайся», «Не будь значимым», «Не будь ребёнком», «Не взрослей», «Не добейся успеха», «Не будь собой», «Не будь нормальным», «Не будь здоровым».
Рассмотрим, как передаются эти предписания и чем это оборачивается для взрослого человека.
«Не делай»
Это предписание передаётся обычно родителями, испытывающими страх. Они не позволяют ребёнку совершать многие привычные вещи: «Не лазай по деревьям, не ходи босиком, не бегай слишком быстро и т.д.» Иногда такие родители не хотели малыша, и, понимая, что в глубине души не желают, чтобы он существовал, испытывают панику и чувство вины от таких мыслей. В результате, чтобы скрыть от себя свои страшные мысли, они становятся сверхосторожными и сверхзаботливыми по отношению к ребёнку. Но их забота есть ни что иное, как замаскированная агрессия, потому что дитя от неё задыхается.
Иногда родители, дающие такое предписание, имеют психологическую травму, вызванную потерей близкого человека, например, смертью старшего ребёнка. Отец и мать волнуются по поводу любого поступка, который собирается совершить ребёнок: «Не спеши, надо всё хорошо обдумать». В конце концов, ребёнок уже не верит в то, что может совершить что-либо правильное, не знает, что ему делать и ищет, чтобы кто-нибудь принял за него правильное решение. Повзрослев, такой человек будет испытывать ощущение безсилия перед жизненными ситуациями и иметь большие трудности при принятии решений.
В результате типичной жизненной схемой человека, воспитанного на основе предписания «не делай», становится стремление переложить ответственность за свою жизнь на того, кто на его взгляд, «лучше знает» и соответствующая этому стремлению пассивность в жизни. Он всё время ищет кого-то, кто бы сказал ему «как будет правильно» и избегает самостоятельных решений и поступков.
(остальные предписания будем рассматривать в следующих постах)