[521x280]
Где могут «научиться бизнесу» бывшие советские граждане? Особенно те, кто уже вышел из студенческого возраста и успел обзавестись семьями и достойными, но неприбыльными профессиями? Особенно те, в ком проснулась тяга к комфортной жизни и желание изменить свое финансовое положение, но «социалистические грехи» не пускают в «капиталистический рай». Какие такие грехи? — убежденность, что работа с определенным окладом (и лишь она!) является стабильной, иллюзия, что регулярные отчисления в государственный пенсионный фонд позволят иметь достойную старость...
Оптимальные варианты адаптации бывшего «бюджетника» к рынку — это франчайзинг и так называемый «народный» франчайзинг, или сетевой маркетинг.
Бизнес-аналитики предвидят «франчайзинговый бум» в России.
Но приблизительным оценкам экспертов сайта www.franchising.msk.su (бизнес-портал «Империя бизнеса»), сейчас в России работает около 100 франчайзеров и около 5500 франчайзи. Ещё примерно 250 тысяч человек готовы вложить до 100 тысяч долларов США на покупку франшизы.
Оптимисты заявляют, что во франчайзинговом бизнесе могли бы работать 7,5 миллиона россиян.
Что надо делать?
Предприниматель (франчайзи), заключая франчайзинговый договор, получает от владельца торговой марки (франчайзера) раскрученное имя, ноу- хау, наработанные технологии, обучение. В их создание пришлось бы вложить не только годы труда, но и сотни тысяч (а порой миллионы) долларов.
Московская фирма «Горячие Крендели» гарантирует своим франчайзи: «Мы готовы дать вам бесплатно оборудование для уличной торговли и обеспечить торговые точки высококачественной продукцией (пекарня производит более 15 видов кренделей). Подвоз товара ежедневный и бесплатный, так же бесплатно мы снабдим вас всеми расходными материалами. Мы осуществляем полную техническую поддержку, проводим регулярное обслуживание и ремонт оборудования». От покупателя франшизы требуется лишь желание действовать!
Клининговая компания (чистка-уборка любых поверхностей и помещений) «РRIМЕХ» (Москва) была образована при участии шведских, эстонских и российских партнеров в 1991 году. «Мы предлагаем комплексный пакет услуг, основанный на принципах франчайзинга, включающий в себя обучение топ-менеджмента и право пользования фирменным наименованием, товарным знаком, дизайном, ноу-хау и системой ведения бизнеса. К моменту открытия все в округе уже знают, что вы будете предоставлять услуги на высокопрофессиональном уровне. В отличие от вас индивидуальный предприниматель должен с самого начала думать не только о продажах, но прежде всего о том, чтобы создать хорошую репутацию никому не известной фирме».
«Сбарро». Первый ресторан итальянской кухни открылся в США в 1971 году в Лонг-Айленде. С тех пор рестораны Сбарро» работают более чем в 50 странах мира. Первый ресторан появился в Москве в декабре 1997 года. Гарантирована всесторонняя поддержка со стороны ООО Бразерс и компании.
Какие нужны инвестиции?
Франчайзи выплачивает франчайзеру единовременный паушальный взнос, а затем ежемесячные платежи — роялти с оборота фирмы.
Роялти в России обычно устанавливается в процентах от объема продаж, а не от дохода, как это принято во всем мире. В среднем по Москве иностранные и российские держатели брендов берут с франчайзи взнос $25 000-30 000 за открытие одной точки плюс роялти б-10 процентов от оборота. По оценкам экспертов (Российский клуб экспертов по франчайзингу и готовому бизнесу — www.5051505.ru), срок окупаемости иностранного проекта составляет около трех лет. Многие же российские предприниматели считают, что при сроке окупаемости больше года начинать дело вообще не стоит.
Вот некоторые расценки на субфраншизы по данным сайтов «Корпорация Лавка бизнеса» (http://7220000.ru/fr.html) и «Франчайзинг» (http://www.franchising-shop.ru/fr_rating.html). Стоимость указана за точку. Иностранные франчайзеры, работающие на Российском рынке: «Ростик'с» — $25 000-30 000, «Баскин Роббинс» — $80000, «Сабвей» — $10000, English First — $40000. «Кодак» — $20 000, Alfagraphics — $125 000, «Сбаррои»— $150000-500000. Отечественные франчайзеры: «Оптика КрОНОС» - $30 000-50 000. «Горячие Крендели» — $150-600
Подводные камни
До начала бизнеса франчайзи стоит проанализировать востребованность товаров или услуг франчайзера.
Подписывая договор о покупке франшизы, франчайзи связывает свою жизнь определенными правилами на пять-десять, а то и двадцать лет, что подходит далеко не всем. Франчайзи — это владелец бизнеса и подчиненный в одном лице. Он обладает качествами управленца и при этом готов обучаться и следовать системе и указаниям франчайзера. А по мере того как он становится опытным бизнесменом, его может начать тяготить централизованный контроль, и он захочет свободы для своего собственного творчества.
Франчайзи вкладывает в дело начальный капитал и сам несет немалые затраты: на аренду помещения, его обустройство, на лицензию, на обязательные взносы в общий рекламный фонд. А чем больше средств инвестировано во франчайзинговый бизнес, тем дольше он окупается.
В российском законодательстве понятия «франшиза» вообще не существует. Все ограничивается главой 54 Гражданского кодекса, где вводится понятие коммерческой концессии. В том, что это такое, путаются даже бывалые юристы. До принятия четкого законодательства еще далеко, хотя первые шаги в этом направлении делаются Российской ассоциацией франчайзинга (РАФ).
Положение предпринимателя на рынке может ухудшиться в случае продажи франчайзером своего бизнеса. Прогресс в технике, изменение в законодательстве или смена вкусов потребителей могут вести к банкротству, так как франчайзи обычно реализуют узкий перечень товаров и услуг.
Что такое «народный франчайзинг», или МЛМ?
Ни один вид бизнеса не породил столько мифов и предрассудков, как МЛМ — multilevel marketing (англ.) — многоуровневый, или сетевой маркетинг.
В системе многоуровневого маркетинга товар доходит до клиента не через магазины, а через дистрибьюторов. Дистрибьютор работает методом прямой продажи, являясь единственным посредником между производителем и потребителем, за счет этого уменьшаются расходы на продвижение продукции. Обычно товары, распространяемые методом MLM, не продают в магазинах. Они эксклюзивны, то есть монополию на их реализацию держит одна фирма. Например, косметику «Мэри Кэй» могут реализовать только дистрибьюторы «Мэри Кэй». Такой подход гарантирует отсутствие внешней конкуренции.
Дистрибьютеры не только продают, но и имеют право создавать собственную организацию независимых предпринимателей («сеть»), обладающих такими же правами и обязанностями. В этом случае дистрибьютор зарабатывает не только на личных продажах, но получает oт компании комиссионные деньги — определенный процент от товарооборота своей сети. Выплату комиссионных и бонусов регулирует маркетинг-план.
Как стать МЛМ-предпринимателем? И во сколько это обойдется?
Во-первых, надо собрать информацию о компании.
Ознакомьтесь с ассортиментом товаров, обращая внимание на эксклюзивность, качество и цену. Какая репутация у компании, сколько лет она работает на рынке. Познакомьтесь с маркетинг-планом нескольких фирм. Разница может быть весьма значительной!
Во-вторых, заключить контракт (соглашение, договор) с компанией. Отношения дистрибьютер — компания МЛМ строятся на контрактной основе, подобно франчайзинговым отношениям. Однако в этих отношениях присутствует «третье лицо». Это информационный спонсор, человек, предложивший вам бизнес-возможность. Спонсор становится вашим наставником, так как он финансово заинтересован в вашем долгосрочном процветании.
Заключая контракт, вы покупаете право на оптовую скидку на весь ассортимент компании. Этот единовременный платеж на сумму от 1 до 20 у. е. является «паушальным взносом» в компанию МЛМ. В итоге получаете готовую модель бизнеса: обучение, юридическое и бухгалтерское сопровождение, налаженную поставку товара, необходимый пакет документов, сертификатов и пошаговое руководство.
В-третьих, в большинстве сетевых компаний дистрибьюторы инвестируют в бизнес личные деньги — выкупают набор фирменной продукции по оптовой цене. Обычно это сумма от 50 до 600 долларов США — то есть риск «пойти по миру» мизерный по сравнению с покупкой франшизы.
Стоит насторожиться, если фирма требует больших предварительных вложений ($1500-3000) — это может быть признаком запрещенной пирамидальной махинации.
Один из «рифов» МЛМ, о который так часто бьются «корабли» начинающих бизнесменов, — ложная уверенность, что этот бизнес прост и ему не нужно учиться. Стоит помнить, что любой вид бизнеса требует глубоких теоретических знаний и большой практической работы — именно это делает человека специалистом и определяет уровень его успеха.
В-четвёртых, дистрибьютер развивает собственные рынки сбыта и- создаёт клиентскую базу и подбирает кадры для своей организации. Теоретически и фактически размер потенциального дохода ничем не ограничен. В любой сетевой компании вам назовут количество «своих» долларовых миллионеров, и это необязательно те, кто пришел первым. Например, на сегодняшний день в международной компании Vision таких миллионеров уже более шестидесяти.
Сетевая компания — это объединение тысяч независимых предпринимателей, работающих под эгидой одного бренда. У вас нет номинального начальника, никто не отдает вам приказы, никто не давит и не требует отчета, поэтому для достижения успеха нужна самодисциплина. МЛМ — необычная форма предпринимательства, которая, отвечая всем требованиям бизнеса, подходит для любого человека — от студента до пенсионера, от домохозяек до бизнесменов.
И, наконец, еще об одном нюансе этого бизнеса: работа с людьми — одна из самых сложных.
Вы амбизиозны и хотите, чтобы новый бизнес приносил серьезный и постоянный доход? Для этого необходимо построить жизнеспособную организацию — стать крупным сетевиком. Вы обладаете терпением и работоспособностью? Готовы обучаться и работать над собой, развивая организаторские и коммуникативные навыки? Для обучения в МЛМ-компаниях есть все условия: организована система тренингов, семинаров и школ. Остальное зависит от вас: применяя знания в ежедневной работе, сможете вырасти до компетентного высокооплачиваемого специалиста МЛМ.
Золотые вершины
Таким образом, и франчайзинг, и МЛМ — это практически одинаковые модели бизнеса, только разного масштаба. Они решают целый ряд социальных задач: создание новых рабочих мест, повышение благосостояния людей, приобретение новой профессии. При этом риск потери времени и денег минимален по сравнению с традиционным бизнесом.
Единственный способ достичь «золотой вершины» — изначально осознавать, что в любом виде бизнеса преуспевают компетентные и деятельные люди. А далее дерзайте и — вперед, на покорение вершин!
бизнес проект http://www.vipm.siteedit.ru/