[200x320]
Как ни странно, ответ на этот вопрос для многих людей совсем не очевиден.
Если забить в поисковике сети Интернет сочетание «сетевой маркетинг», компьютер сразу же выдаст около полутора миллиона ссылок. Но далеко не все из них будут содержать положительные отзывы об этой индустрии. Как только ни называют сетевые компании (Vision в том числе) — и бизнес-сектами, и коммерческими культами. Конечно, людям, добившимся успехов в сфере МЛМ, все эти обвинения кажутся смешными и нелепыми. Но для кого-то такие отзывы могут стать решающим фактором в отношении к сетевому бизнесу.
На каком же основании можно провести параллель между сетевым бизнесом и деструктивной сектой? Заметьте, это действительно получится параллель, то есть прямая, не имеющая точек пересечения с генеральной линией сетевого маркетинга.
Основные черты тоталитарной секты, присущие сетевым компаниям, по мнению авторов «страшилок» — маститых психологов-любителей, таковы: (все цитаты взяты из реальных предостерегающих статей, публикуемых в СМИ):
БОМБАРДИРОВКА ЛЮБОВЬЮ
Ч
Чтобы удержать человека в секте, его с первых дней окружают любовью и вниманием. Сетевой маркетинг взял на вооружение это правило. Каждый вновь приходящий сразу становится членом команды, ему говорят приятные и редкие в обычной жизни слова, так что он просто не может отказаться от заманчивого предложения участвовать в делах компании».
Автор очень точно подметил эту особенность сетевого маркетинга. Да, действительно, отношение в сетевых компаниях к новичкам теплое и доброжелательное, их обучают основам бизнеса, им помогают, их поддерживают. Однако если бы он взглянул шире, то с ужасом обнаружил бы, что весь мир — секта, а люди в нем сектанты. Разве в других, несетевых, компаниях менеджеры по кадрам не помогают новым сотрудникам войти в коллектив, а коллеги — подкладывают кнопки на стул и подсыпают соль в чай? Очень хочется верить, что во всем цивилизованном мире к людям, и особенно—к молодым, к новичкам — относятся если не с любовью, то хотя бы с уважением и пониманием. Особенность же сектантской «бомбардировки любовью», о которой говорит автор, в том, что она рассчитана на неуверенных в себе, слабых, зависимых людей с комплексами. Им как раз катастрофически не хватает любви и восхищения. В сетевом маркетинге ни один спонсор не захочет работать с закомплексованным, слабым и зависимым человеком — по той простой причине, что это невыгодно.
ЧЕТКАЯ ИЕРАРХИЯ
«Золотой менеджер, бриллиантовый директор, учитель, мастер, гуру по продажам... Эти понятия кажутся почти синонимами. Историю самых успешных работников из корпорации в сетевом маркетинге знает каждый. Каждое продвижение по сектантской или сетевой лестнице, как правило, обозначается отдельной должностью и специальным набором благ».
Удивительно, что у господина психолога не возникло соблазна причислить к сектам еще какие-нибудь организации с четкой иерархией — школу, например, с ее «продвижениями по сектантской лестнице» и «отдельным набором благ»: студент-практикант, учитель, завуч; магазин с продавцом-консультантом, менеджером зала, директором торговой сети и т. д. А знание историй самых успешных работников корпорации — нормально и логично для любого бизнеса. Правда, точности ради, следует заметить, что даже самый успешный дистрибьютер, чью историю «каждый знает наизусть», работником сетевой компании не является.
ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРЫ
«Чтобы человек узнал, чем он все-таки занимается и чему поклоняется, в сектах проводят семинары, обучающие основам веры. В компаниях сетевого маркетинга также постоянно проводятся всевозможные лекции, семинары и тренинги, на которых людям объясняют, что и как они должны делать, и прививают идеологию компании».
Вам не напоминают эти рассуждения автора силлогизмы вроде: у человека две ноги, у курицы две ноги, значит, курица — это человек? В сектах проводят семинары и тренинги, но это совсем не означает, что любая организация, где проводят тренинги и семинары — это секта. Иначе в черный список давно попали бы все компании, посылающие работников на курсы повышения квалификации и конференции. У тренингов тоталитарной секты есть одна особенность — на них учат, как жить. На профессиональных тренингах — учат работе.
ЗАМЕЩЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ
«В сектах и в сетевых компаниях человеку предлагают доброе и, на первый взгляд, ненавязчивое общение. А когда он втягивается, то уже не осознает, что занятия и собрания проходят так часто, что у него не хватает времени на семью и на друзей. Вскоре круг общения начинает ограничиваться исключительно членами секты, а близкие люди воспринимаются как враги. Секта (так же, как и сетевая компания) постепенно склоняет разорвать все старые связи».
Когда у человека появляется серьезное увлечение, будь то музыка, горные лыжи или собирание марок, он стремится к общению с людьми, разделяющими его интересы. Что же касается замещения ценностей — для большинства людей успехи в сетевом бизнесе становятся предметом гордости их родных и близких. Благодаря сетевому маркетингу многие семьи смогли улучшить жилищные условия, выучить детей, помочь пожилым родителям. Известно немало случаев, когда в сетевом бизнесе вместе преуспевают родители, дети, внуки, когда работа в этой индустрии сплачивает семьи, находившиеся на грани распада. Часто в сетевой команде вместе работают школьные или студенческие друзья, бывшие коллеги по службе. Можно ли сказать подобное о деструктивных сектах?
ВЕРБОВКА
«Чем больше человек приведет с собой вновь прибывших, тем больше получит организация в целом. Только если в секте во главу угла ставится внедрение идей, то здесь речь идет о продаже товаров».
Следуя логике автора, любая торговая или производственная компания, расширяющая свой рынок, открывающая новые заводы или торговые точки с новыми продавцами, менеджерами, рабочими — это коммерческая секта. Там тоже все это делается ради продажи или производства товара и, конечно же, получения выгоды. К сожалению, есть еще компании, которые рассчитывают получить прибыль не за счет расширения, а за счет сокращения персонала. Но тогда, слава богу, в дело вступают профсоюзы.
ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
«В сектах и сетевых компаниях полностью контролируют каждый шаг — поведение, манеру одеваться, даже сексуальные отношения. Группа наполняет все ваше время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с вами. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению».
Основная особенность секты в том, что в нее легко попасть и практически невозможно из нее выйти. В сетевых компаниях никто никого насильно не держит. Никто не имеет права заставить тебя отработать в компании больше, чем ты захочешь — неслучайно в контракте каждый человек сотрудничающий с компанией, назван «независимым дистрибьютером». Заключаемый контракт не является трудовым договором, соответственно, не существует каких-то правил трудового распорядка. Ни компания, ни спонсор не имеют диктовать, как именно строить рабочий день и сколько времени уделять работе. Дистрибьютер может вообще не ходить на тренинги и не бывать на событиях — ведь в первую это нужно ему самому, а не компании. Он тратит на работу ровно столько времени, сколько сочтет нужным для своего бизнеса, — в этом, кстати, основное отличие сетевых компаний от всех остальных. Все требования, которые предъявляет компания, могут быть связаны исключительно выполнением условий контракта. Об этих условиях дистрибьютер обязательно узнает до его подписания.