Захотелось наконец сделать анализ. Пишу этот очерк для узкого круга знатоков и интересующихся. Это мой субъективный взгляд.
К сожалению, многие профессионалы потеряли самое главное - вкус к искусству, я подчеркиваю: вкус к высокому искусству. Проблемы любого художника связаны с основой основ. Мы выдаем за гениальное идею, но забываем про форму, или виртуозно передаем форму, но не вкладываем туда идею. Думаю, почти все знают этот пастулат, но есть еще и тонкости. На примере фотохудожественных работ Роднея Смита, разберем некоторые фокусы.
Я думаю, все видели открытки, иллюстрации в книгах этих фотографий. В историю неповторимый стиль фотографа вошел как сюрреализм.Обычно люди восторгаются или не понимают. Все кончается словами "Вау!", или объясняется как сюрреализм.
Работы Смита действиельно сюрреалистичны и абстрактны. Как художник достиг подобного? Очень просто.
I. Первое что делает фотограф - это соблюдение закона времени и пространства. Герои его работ попадают в абстрактное время и пространство. Например, вот эта интеллигентная дама, вставшая с красивого кресла, и оказавшаяся на пруду с утками.
Может ли быть такое в реальности? Может, но вызовет здоровый смех. Зритель находится в интеллектуальном недоумение. И вот тут вот начинаетя самое инересное.
II. Работы фотографа воспринимают буквально, именна эта буквальность, ненавязчивость создает очарование, навевает тонкий юмор на зрителя и впечатляет. Как достигается буквальность?
III. В искусствознание есть несколько канонов при оценки изобразительного искусства, один из них связан с нашим зрением. Дело в том, что Родней Смит был большим психологом и играл с ним. Работы создают очень яркие образы и заставляют работать наши зрительные представления. Таким образом, идет игра с архитектонической целостностью. "Близкое" и "дальнее" зрение. В большинстве случаях Смит работает с нашим дальним зрением, когда мы видим предмет в целостности, что позволяет делать сразу же полный анализ объекта. Возьмем как пример эту работу.
[показать]
Теперь следим как двигается наш глаз. Он не бегает, сразу же передается суть и буквальность. Именно в этом и состоит гениальность и простота. Изображение этого корпоративно одетого мужчины прыгающего на возе сена воспринимается нами не как плоскость, а как пространство. Мы сразу входим в работу, уже не как зрители, а как случайные наблюдатели этого фантосмагорического действа.
IV. Родней Смит работал четко над цветами и деталировкой, в его работах нет ничего лишнего. Не случайно он снимал в стиле черно-белой фотографии или определенными цветовой гаммой. Виртуозно-четкие композиции и уникальные игры с контрастами шокируют наше зрительное восприятие. Предлагаю 2 работы, на которых вы увидите насколько выверены композиционно детали и предметы. Линиями и цветами я показала соответствия:
более простая
и совсем сложная.
Впечатляет, не правда ли?
V. Еще один секрет заключается в совершенно простом. Фотограф заигрывает с нашим зрением. При помощи вышеперечисленных способов идет визуальный обман. В искусствознание это называется как "софистика", да-да, софисты - как словестные шарлатаны в Греции и Риме. Именно граффити, инсталяции, коллажи - становятся излюбленными приемами модерна, посмодернизма и авангарда. Старое искусствознание трактует это как жестокий обман зрителя и недопустимый прием в искусстве. Почему же? Это рушит визуальное восприятие нашего зрения. Если скульптор из скульптуры делает плоскость, то живописец полотно передает как скульптуру, наделяя его пространством. Что происходит тут? Здесь стирается грань пространства и плоскости. Зритель (при первом анализе) не понимает плоскость или пространство перед ним. Допустим:
Жестоко правда? И опять же не все так одназначно и просто. Это всего лишь 2 снимка и виртуозное дублирование одного и того же предмета - шляпы. Родней Смит показывает возможность выхода из закостенелости искусства, с тончайшим юмором разрушается связь пространства и плоскости и все-таки неразрушается (!!!) потому что Смит - классик, софистикой он не занимался. Подобные эксперименты большое мастерство. Конечно, он ходил по лезвию бритвы, вот так вот играя с человеческим зрением. Но самое интересное - тут нет ничего разрушительного, фотографии не несут негатива. Напротив, создаются прекрасные формы.
В этой работе я вижу тончайшую попытку обмана и интеллектуальное заигрывание со зрителем.
VI. Поражают классические портреты с использованием дневного света. Именно он дает мягкость и легкую игру контрастов.
VII. Еще один секрет успеха художника - актуальность. Социальная тематика. На этих работах она прекрасно видна. Трактовать их философию не имеет смысла.
В заключение хотелось бы сказать, что все гениальное просто. Отсекайте лишние формы. Они весят много и мешают двигаться вперед.