Пот Хендрик Герритс(ок. 1580, Амстердам - похоронен 15 октября 1657, Амстердам) - голландский живописец. Он был, вероятно, учеником Карела ван Мандера, как и Франс Хальс, и они оказывали влияние друг на друга. Он был также под влиянием живописца и гравера Willem Buytewech.
Жил и работал в Гарлеме, где состоял членом городской милиции, или schutterij. Франс Хальс запечатлел Хенрика Пота на картине The Banquet of the Officers of the St George Militia Company (c. 1639). Пот - мужчина в правой части картины, читающий книгу. (здесь, очевидно, в Википедии ошибка, т.к картину с таким названием Ф.Халс написал в 1616 г., человека с книгой на ней обнаружить не удалось, он есть вот на этом групповом портрете гвардейцев другого полка)
[показать]
Frans Hals - Meeting of Officers and Sergeants of the Civic Guard of St Adrian (1633, Frans Halsmuseum, Haarlem)
это – городская голландская милиция 17 века. Люди на картине – это просто бюргеры, и одновременно – не просто бюргеры. Это нечто вроде добровольного военного объединения граждан, городского ополчения, народной гвардии. В военное время гвардейцы роты Святого Георгия обороняли город, а в мирное время – поддерживали в нем порядок. Но, конечно, не столько в роли голландских «околоточных», сколько в статусном смысле — в роли почетной милиции, обязанности которой сводились больше к парадам, торжественным встречам, почетным караулам. Офицерский состав менялся каждые три — четыре года. По окончании срока службы устраивался традиционный банкет, запечатлеть который приглашались самые знаменитые художники. В 1616 г. такой заказ впервые получил Frans Hals. Интересно, что художник и сам был в составе этой гвардейской роты, то есть он писал не просто военных – он писал своих сослуживцев и друзей.
Насчет самого застолья. Эти достойные мужи, защитники голландского отечества, выглядящие весьма торжественно — под знаменами, при орденах и перевязях, при полном параде – были, тем не менее, мастера погудеть. Праздник отличался размахом и длительностью. Можно предположить, что на картине запечатлено лишь самое начало «торжеств». Возможно, под конец праздника, который зачастую длился целую неделю, почетные граждане выглядели уже не столь впечатляюще. Во всяком случае, городские власти Хаарлема были вынуждены издать в 1621 году специальное постановление, которое предписывало ограничить офицерский банкет сроком не «долее трех или, в крайнем случае, четырех дней».Эта традиция существовала довольно длительное время, и один только Франс Хальс писал «Банкеты» несколько раз. В музее Хаарлема хранятся три его замечательные картины с одинаковым сюжетом — одна 1616, и две 1627 года, групповые портреты празднующих офицеров двух городских гвардейских полков. Бравые голландские парни умели веселиться в этом своем 17 в
А вот офицеры того же самого полка на картине самого Хендрика Пота:
[показать]
Пот Хендрик Герритс. Officers of the Civic Guard of St Adrian (1630, Frans Halsmuseum, Haarlem)
Пот провел свои первые годы в Амстердаме и Гарлеме. В 1632 году он отправился в Лондон, чтобы писать портреты короля Карла I и королевы Генриетты-Марии, портреты сейчас находятся в Royal Collection в Лондоне
[показать]
Charles I and Henrietta Maria with their son Charles, Prince of Wales.(1632, Royal Collection)
[показать]
Portrait of Charles I (1632, Лувр, Париж)
С 1633 по 1648 г. он жил в Гарлеме, после чего переехал в Амстердам, где и умер в 1657 году. Он был деканом гильдии Святого Луки в Гарлеме в 1626, 1630 и 1635 гг.. Был старостой Гильдии или Hoofdman в 1634 году и 1648 году.
Пот иногда писал картины на аллегорические, исторические и религиозные темы. Известна его Аллегория на тюльпаноманию
[показать]
Flora's mallewagen.."Почтовый парусник Флоры" (ок.1637, Frans Hals Museum)
Богиня цветов едет в повозке вместе с мужчинами, которые пьют и занимаются взвешиванием, и двумя женщинами. Ткачи из Харлема побросали свои инструменты и следуют за повозкой. Судьба повозки показана на заднем плане: она исчезнет в море. На картине изображена Аллегория на тюльпаноманию. Картина высмеивала ту самую голландскую "тюльпаноманию", которая окончилась в 1637 году крахом рынка тюльпанов и разорением множества ослепленных жаждой наживы людей
[показать]
De triomf van Prins Willem I.
[показать]
The Coronation Of Marie De Medici On 13th May 1610, At St. Denis
[621x700]
De drie Maria's bij het graf na de opstanding. Три Марии у гроба после воскресения
[650x700]
Het kleden van Esther. Платье Эстер
[526x660]
Пастух с флейтой
[показать]
Пастушка с лавровым венком в руке
[показать]
Молодая женщина с золотыми монетами в руках (Эрмитаж, С.-Петербург)
[512x688]
The Lute Player
В своих жанровых сценах Х. Пот чаще всего изображал "Веселые компании" (считается, что он заложил основы этого сюжета в жанровой живописи), сцены в борделе, которые наполнены мотивами и символами чувственной любви. Темы красоты, возраста.и смерти получили логическое развитие в Vanitas.
[700x508]
Elegant gezelschap (1630-1640, Mauritshuis Royal Picture Gallery, The Hague)
[640x496]
An Elegant Merry Company
[627x700]
Bordeelscene (1625)
[показать]
A Merry Company at Table (1630, National Gallery, London)
[показать]
A Merry Company at Table by Hendrick Pot (c.1630, Wallace Collection, London)
[показать]
Bordeelscene
[показать]
Bordeelscene (The Five Senses)
[показать]
Bordeelscene
[700x576]
Vanity (1633, Frans Halsmuseum, Haarlem)
[показать]
Woman Seated at a Table (Vanitas) (1635-40, Museum of Fine Arts, Boston(
Пот был неплохим портретистом, кроме портретов короля и королевы Англии известны и другие, довольно стильные, его портреты:
[показать]
Dutch gentleman
[показать]
A Portrait Of A Geographer, Aged 34
[показать]
Bernardus Paludanus (1629, Frans Hals Museum)
[показать]
Portret van Christiaen Henrici Ouwens
[показать]
Sir Robert Phelips (1632, National Portrait Gallery, London)
[показать]
Portret van Jean Fontaine (1608-1668) (1633, Mauritshuis Royal Picture Gallery, The Hague)
[показать]
Portret van Anna Hooftman (1613-na 1645) (1633, Mauritshuis Royal Picture Gallery, The Hague)
[показать]
Portrait of a Young Woman (1635, Liechtenstein Museum, Vienna)
[показать]
Portrait of a Woman with a Dog (ок.1635, Cleveland Museum of Art)
[показать]
Portret van een vrouw (1638, Rijksmuseum, Amsterdam)
[показать]
Portret van admiraal Maarten Harpertz. Tromp (1639, Museum voor Schone Kunsten Gent)
[показать]
Portrait of a Man
[600x700]
The Miser. Скупой (1640е, Galleria degli Uffizi, Florence)
[показать]
Portret van een man, gekleed als herder (1645, Rijksmuseum, Amsterdam)
[показать]
The Painter in his Studio (1650, Gemeentemuseum, The Hague)
[685x700]
The Coin Collector. Нумизмат (1655, Indianapolis Museum of Art, Indiana)