[436x596]Анимационный фильм "Первый отряд" делали долго. Честно скажу, лично я ничего особенного не ожидал с самого начала его скудного интернет-пиара, появления возможности скачать и посмотреть на "Первый отряд" в первом видео в виде нарезки под рэп-композицию. От души хотелось ожидать стоящего продукта японской анимационной промышленности, но "русский след" заведомо разрубал все позитивные настрои. Не так трудно представить, что в случае если бы японцы сами полностью придумывали и делали нечто подобное формата их классических OVA, то результат был бы более удовлетворительный хотя бы в сценарной части.
Конечно, очень приятно, что анимационный фильм "Первый отряд" задуман российскими художниками, которые придумали сюжет, нарисовали персонажей, нашли деньги на создание, подыскали японскую студию и умудрились довести дело до киноэкрана даже в момент бушующего финансового кризиса. Для многих российских фанатов японской анимации уже как минимум гордость, что наш мультфильм создавался на легендарной японской студии "4С" приложившей руку к таким шедеврам как "Спригган", "Аниматрица", "Железобетон". Но озвучивание авторитетной студии и ее восхитительных произведений это обыкновенная рекламная обманка, используемая для завлечения потребителя. "Первый отряд" не только не уровня перечисленных шедевров, но и даже не находится рядом, несмотря на общие корни.
Когда художник вынужден рисовать, придумывать, обивать пороги и искать деньги, становить сценаристом и еще бог знает кем, проталкивая свой проект - это серьезный коммерческий эксперимент с очень нестабильной основой. Когда нет денег, это одно. Но объяснить тот факт, почему при получении инвестиций создатели не нашли немного денег на квалифицированного сценариста можно тремя очевидными причинами, лежащими пластами друг над другом: чрезмерная самоуверенность, которая прикрывают банальное жлобство, которое прикрывает кслассический непрофессионализм. Ожидать в таком случае какого-то сбалансированного продукта не приходится по определению и равноценно шансу увидеть божественное чудо.
Насколько сильно могут подпортить все дело художники подрабатывающие сценаристами можно было подметить в тот момент, когда появилась опровергающая информация "мы убрали из фильма шагающих роботов присутствовавших в первом видеоролике". Впрочем, подобным стилем дрейфующего создания проекта болеет основная часть русского кинематографа. После таких признаний авторов стало сразу понятно, что фильм создавался по мере написания сценария, не был четко продуман и разработан заранее, доводился и переделывался в процессе. Такое производство очень ущербно, непрофессионально и позволить себе фристайл могут только и уверенные в себе и финансировании гении вроде Хаяо Миядзаки, да и то это не правильно. Уже давно в Голливуде и на студии Уолта Диснея вывели идеальную структуру производства, где есть производственные ступени, перепрыгивать через которые или стоять одновременно на нескольких неприемлемо. Одна из таких ступеней является подготовительным периодом, где фильм сценарно разрабатывается и прорисовывается в расскадровке полностью от начала и до конца до того как начнется его съемочный процесс. Соблюдение этих норм зависит от профессионализма высшего творческого звена, продюсеров и режиссера.
На "Первом отряде" режиссер был пусть и от студии "4C", пусть и японец, но совсем не Хаяо Миядзаки и даже не гений. За плечами у Асино Ёсихару в режиссерском стаже только аниме "Отряд волшебниц Алисы", но, правда, в телевизионном и OVA варианте, которыми он занимался с конца 2003 по 2007 годы, а до этого был аниматором. "Отряд волшебниц" первая его серьезная самостоятельная режиссерская работа, не являющаяся показателем, так что другой отряд, "Первый отряд", для Асино Ёсихару стал вторым во всех смыслах. Судя по всему, режиссерского влияния ему и не хватило, чтобы понять самому, изменить или же донести до сценаристов необходимый смысл для самодостаточности и завершенности их произведения. Получилось в итоге словно вырванный кусок из какого-то более большего повествования. Как будто не хватает начала, конца, да и вообще интересных сцен и экшена. Все получилось ровно и идиотично, но надоесть не успевает из-за короткого хронометража. Был бы такой же маскарад с мертвыми пионерами на полтора часа, вероятно, восприятие было бы совсем плохим. А тут удача, пересолить и переперчить просто не хватило времени.
Возвращаясь к коммерческому нестабильному эксперименту основанному на постоянно дорабатываемой идее хочется отметить и явный факт нехватки финансовых средств, благодаря чему студия "4C" создала чуть более 50 минут анимации, что не очень то и много для полнометражной картины. Являются ли причиной нехватка инвестиций, плохая планировка проекта и его переработка в процессе, или же так задумано – история пока умалчивает. Но мы видим реальность, когда еще до премьеры из уст продюсеров прозвучала информация, что недостающий анимационный хронометраж будет заткнут видеоматериалом с комментариями. Я такое заявление понял буквально как увеличение общего хронометража который послужит дополнительным материалом на DVD. Но на "Московском Международном Кино Фестивале" я увидел то, о чем говорилось. Куски с комментаторами вставили в сам анимационный фильм между эпизодами для комментирования происходящего, что создавало прекрасный эффект документалистики, но выглядело как-то непривычно, отвлекающее и разбивало восприятие самого анимационного фильма, разрывало и без того сомнительный сюжет словно просмотр рекламы. Для сюжета построенного на полном абсурде это срабатывает как катализатор, т.е увеличивает этот абсурд.
Попытка смешать реалистичные комментарии людей достоверно и очень авторитетно рассказывающих о второй мировой, психологии и разных научных терминах, с анимацией, где немцы вызывают для борьбы с русскими рыцарей-крестоносцев утонувших в чукотском озере (да, в моей версии именно чукотском, а не чудском, потому что если авторам можно было столько бреда наворотить, то еще один документально-бредовый момент лишним не будет). В общем в чукотском озере-океане семьсот лет дрейфуют рыцари утопленники, а по советским просторам в это время бегают пионеры с самураскими катанами, причем, кто бегает по земле, а кто по тому свету, что честное слово – вызывает только смех. Поэтому люди смеялись, хотя было совсем не смешно. Драматургия за этим хаосом идиотизма отсутствовала напрочь, либо просто была не видна. Да и что можно было ожидать, когда люди эмоционально реагируют там, где это совсем не предполагает действие. Это признаки очень плохой постановки.
Но есть два очень удачных момента, которые оценить сможет исключительно русский зритель знающий Москву, это виды ВДНХ и виды советских просторов. Узнаваемый ландшафт, домики, деревья – это приятно.
Советский коммунистический режим, конечно, вещь особенная, если не сказать страшная. Первый отряд это побочное влияние этого периода на создателей и их визуализация собственных страхов в виде мертвецов, призраков, оккультных наук, Гитлера нам и представлена. Предполагалось развлечение, потом вздумалось привнести налет документальности и реалистичности. Получилась абракадабра.
Признаюсь, были моменты, когда многочисленные намеки на парапсихологию, психологию и психику в фильме мне говорили "а в здравом ли рассудке авторы данного детища?" и "зачем все это зрителю?". К счастью авторы оказались в здравом уме и рассудке, судя по разговорам на пресс-конференции и после просмотра. Проблема лишь в том, что специалисты одной области полезли в другую, где они не были специалистами. К сожалению, это встречается часто. Результат обычно один и тот же.
Анимационный фильм "Первый отряд делался с японской озвучкой. Впрочем, артикуляция у аниме-персонажей всегда одинаковая, это не сравнить с богатой мимикой "Диснеевского" полного метра, и подставить под нее любое другое наречие не проблема. Но продублировали очень плохо. Видимо спешили, дубляж как будто черновой. Авторам он не понравился, зрителям не понравился, будут, наверное, переделывать. Но это ладно, проблемы с голосовыми вещами были и на стороне авторов. Может и показалось, но меня удивила полная неподготовленность процесса общения авторов со зрителями первого показа "Первого Отряда" на большом экране, словно это была для всех неожиданность. Единственным подготовленным и хорошо говорящим объектом был ведущий, представляющий авторов и благодарящий в конце. С хорошей дикцией, нормальной речью, хоть и с педерастичной интонацией в голосе. Все остальное происходящее было абсолютно неподготовлено. Нормальных интересных ответов от авторов я не услышал, японскую речь Асино Ёсихару я не понял, а перевод так вообще не расслышал. Вопросы от зрителя были в основном идиотские и нормальных как таковых не было вообще (хоть бы подставного кого-нибудь бы поставили, чтобы был повод интересное рассказать и оставить хорошее впечатление). В итоге послевкусие у меня осталось испорченным еще больше.
Несмотря на получившийся результат, надеюсь, что попытка авторов "Первого отряда" на поприще анимации не последняя и набив шишки на первом, они повысят квалификацию и сделают второй отряд, а то и третий. Причем, примерно такие планы у авторов "Первого отряда" есть, как они уже успели заявить, планируют продолжать и будет "Первый отряд 2".
Это, конечно, чересчур наивное желание, сделанное еще до проката, до факта провала фильма в прокате, что, несомненно, будет. Но стремление хорошее. Мертвые пионеры до второй части вряд ли останутся в кондиции и, наверное, совсем протухнут, но оккультизм и высокие технологии бальзамирования всегда на страже родины где даже Ленин все еще лежит в мавзолее – призовут еще кого-нибудь, благо покойничков даже один период СССР наделал немало, не говоря уж о былых веках. Так дойдет и до уже очень известного юрского периода и до большого взрыва, чтобы взять колбочку антиматерии. КГБ уже "за!". С пионерами вооруженных холодным оружием Россия не пропадет.
"Первый отряд" для первого блина, который обычно комом, не так то уж и плох, тем более, если учитывать, что из-за кризиса и обрыва финансирования многих производств российская анимация в полном нокдауне. Так что господа авторы "Первого отряда" – продюсеры и художественные затейники Михаил Шприц и Алексей Климов со своим японским анимационным кощунственным видением великой отечественной войны и мертвых пионеров-героев сами оказываются вполне такими пионерами и даже героями, правда, благими и, к счастью, живыми, но в мертвом царстве Российской анимации. Да, даже тут получается абсурд.
По любому аниме "Первый отряд. Момент истины" странный продукт, но он заслуживает внимания хотя бы для того, чтобы решить, больше в нем положительного или это совсем уж трэш. Кому-то этот мультфильм не понравится, а кто-то будет в неописуемом восторге и гордости на "наших". Мне же многое показалось сомнительным. "Первый отряд мы делали, прежде всего, для себя" - сказал продюсер, а такое отношение к зрителю не очень красиво. Это и есть момент истины "Первого отряда". Истина, к сожалению, где-то там.
© Борис Савельев, аниме-журнал trashanime.