У меня эйфория, экстаз, катарсис и чёрт знает что ещё.
Была сегодня на "Кармен" - гастролях в Большом Латвийской национальной оперы. Они ещё "Леди Макбет Мценского уезда" привезли, но мы её не любим, со знаменитой статьёй "Сумбур вместо музыки", ей посвящённой, согласны по всем пунктам.
"Кармен". Это было нечто. Количество походов в оперу у меня уже явно перевалило за две сотни, но никогда я не слышала, чтобы ТАК аплодировали. До исступления. Чуть не до стенотрясения. А почему?
Действие французской оперы, происходящей в Испании, было перенесено на Кубу и прекрасно там закреплено. Со всеми сопутствующими атрибутами. Потретами Фиделя Кастро и Че Гевары, пьяными и развратными латиносами, револьюцьонными лозунгами и т.д. Семейства негритят, детские хоры.. сначало настораживало. Потом стало восхищать. Постановка по силе воздействия сравнима разве что с "Волшебной флейтой", но ведь это критерий..
Ну и что, что поётся о встрече в Севилье? Мы замутим бар "Севилья". Что нам до того, что на Кубе нет корриды, и, соответственно, тореадора? Мы его в боксёрские трусы нарядим и отправим на ринг. Ну и что, что надо по сюжету Кармен закалывать? Мы ей горло бутылкой перережем. По сцене машины, велосипеды, мотоциклы пустим. Звучит дико. А смотрится неописуемо хорошо.
Кармен во время своей знаменитой Хабанеры ("У любви как у пташки крылья...") всегда претендует на необыкновенную страстность, танцует, пытаясь изобразить роковую красотку, откидывает мужчин, непременно к ней в этот момент липнущих и надрывается, выводя своё французское "Меня не любишь, но люблю я, так берегись любви моей..". Сегодняшнаяя пьяница вразвалочку вышла из дверей табачной фабрики, уселась на ящик и стала поливать себя водой. Тихо, чуть не интеллигентно, пасторально начала петь. Хабанеру. Как будто лекцию читала. лекцию о свободной любви. Но КАК пробрало. Я внезапно поняла, что Кармен такой, какой её задумали Мериме и Бизе, ТАКОЙ и должна быть. Ведь испанская страсть никогда не проявляет себя. Это жгучая, губительная, чёрная, всепоглощающая страсть, сосредоточенная только во взгляде и взмахах руки. Отточенных до безупречности. Это было неимоверно сильно.
Вообще Кармен (которую пела армянка) быа просто ПОТРЯСАЮЩЕЙ. Я бы сказала, что постановка очень эротична. Не потому, что эротика в чистом виде (что бывало и есть в современных авангардных постановках). А настолько эмоционально насыщенно всё, любвеобильно и страстно, что дух перехватывает. И было понятно, почему Хосе так сходит с ума, почему Кармен предпочитает ему белокостюмного красавца Эскамильо, отчего всё столь катастрофично и чем объяснить всполохи их неуёмной, странной, бешеной и непонятной любви.
Как было здорово. А финальная сцена ссоры Кармен и Хосе.. как будто вживую, как будто не опера вовсе. Какая аффектация, экспрессия.. впрочем, это пустые слова. Надо было видеть, с каким воплем Кармен выбрасывала осколки "из горла", распластывалась по стене и оставляла за собой длинный кровавый след, метаясь со стоном.. А как до этого бесновался Хосе. И всё на фоне бравурной музыки из куплетов Эскамильо...
Не видела никогда ничего подобного.
Слов, по большому счёту, нету.
Нам просто очень повезло с родителями, что мы это видели. Потому что латвийская ведь постановка, спектакля всего два.... я обычно после хорошей оперы (а плохие бывают крайне редко, папа выбрать умеет) всегда нахожусь в подвешенно-гармоничном настроении, восторженно-мягком и возвышенном, возрождённом, приподнятом. А сегодня всё это было возведено в 10 степень, я просто сходила с ума от восторга, орала и бесилась в метро, довела маму до истерики, бегала по тротуару и размахивала сумочкой, как пропеллером. Хохотала, делала глупости, сожрала мамины розы, которые ей папа подрил, ибо захотелось, была пьяна искусством, эндорфины с адреналином просто не знали, куда деваться. И сейчас не знают.
Как же всё хорошо-то, а? Разве вы не видите?
P. S. Нашла у папочки дикий эксклюзив: куплеты Эскамильо НА УКРАИНСКОМ. Зацените, если хотите.
http://slil.ru/25007211
P. P. S. А вот какой была Кармен..
[487x400]