Меня они угнетают. В нашем классе уроки литературы просто омерзительны. Я, впрочем, боюсь представить, что творится в других. Чем больше приходится их посещать (впрочем, альтернатив мне никто не озаботился предоставить), тем больше во мне бунтует всё моё духовное, глубокое и высокое (не грудь и не декольте, конечно). Все - доморощенные Белинские, и все, что характерно, имеют своё мнение.
Да ещё какое. Мало не покажется. Вся мировая классика беззубо торчит рядом с зубрами житейского опыта, кладезями мудрости и здравого смысла. Хули, спрашивается, Оля Мещерская вызывала осуждение общественной молвы? Этакая дура, она, оказывается, ничего не сделала для того, чтобы стать другой. Если бы я была Олей Мещерской, я бы очаровательно расхохоталась. Но на месте Даши Портновой я чуть не взрываюсь от бешенства. Нельзя так издеваться над единственным, что представляет собой реальную жизнь по мнению Пруста.. Литературу. Потому что только в ней какую-либо жизнь можно прожить от начала и до конца. Да и просто она относится к тому немногому, что я люблю до самозабвения.
Так вот.. без ложных понтов и морализаторства (а со вполне исренними ими самыми), заявляю ответственно:
ваше мнение НИКОМУ не интересно.
То есть не то, чтобы оно мне было не интересно. Хотя в большинстве случаев это именно так. Оно просто таки совсем и никому не интересно. За исключением тех редких случаев, когда вопрос в том и состоит, чтобы высказать своё.
Первое и основное правило не то чтоб какого-нибудь забубенистого литературоведения, не каких-нибудь там феерических изысканий, а простого чтения:
полная нейтральность. Запомните раз и навсегда. Художественное произведение никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя оценивать с позиции собственного мнения, жизненного опыта и т.д. Художественное произведение - это замкнутая, обособленная реальность, действующая по своим законам и существующая исключительно по своим правилам. Неужели вы думаете, хоть кто-нибудь из классиков разбирался в жизни лучше вас? Лучше меня? Никто из нас не является классиком. Так вот. Художественное произведение нужно рассматривать с позиции его внутренней организации, морали, принципов, действующих исключительно в рамках данного произведения, потому что именно это и представляет художественную ценность. Палитра реалий и реальностей, замкнутых эстетических систем, в которых всё не так, как в нашей собственной жизни.
И для тех, кто считает, что Даша Портнова выпендривается - Даша Портнова на литературе не просто не выпендривается, она за последние два года ещё ни разу не сказала того, что она думает даже исходя из только что изложенных принципов. Я сижу на первой парте и не вижу, слушают меня или нет. Как относятся к моим словам. Но я совершенно точно знаю, что если бы на последнем уроке - далеко ходить не надо - на анализе "Чистого понедельника" - я начала вещать об амбивалентности главной героини, оппозитивности её внутреннего и внешнего "я", находящихся в разных плоскостях личностной морали, дуализме и прочем, выискивать семы со значением чистоты или обращать внимание на деривационные процессы в описательных характеристиках, объяснять их особенности, ссылаться на книгу Проппа "Русские аграрные праздники" с позиции Чистый понедельник - религиозный праздник - его истоки - значение, пускаться в пространные рассуждения о том, что чтение главной героиней русского летописного сказания очень сближается с чтением Евангелия Соней Мармеладовой в "Преступлении и наказании" ( а я перечитала всего Достоевского и от этого могла бы уйти в какую угодно глушь), что даже действие этого схожее - момент переломный в своём роде и толкает одного из героев на путь исправления и чистоты, только у Достоевского это слушающий, а у Бунина - читающий. И ещё что-нибудь. Много чего. При этом следует сказать, что я терпеть не могу Бунина и ничего кроме пока что пройденного не читала. Вот. Сейчас я выпендрилась. А на уроках я не делала этого ни разу, потому что ежу и чижу понятно, что после этого 5 по литературе никто объективно заслуживать не может. Кроме меня. Это сложно, знаете ли - зная, и зная хорошо, и даже не зная, но умея и имея интрументарий - говорить как можно проще и доступнее, чтобы не выбиваться из общих рядов. Я не думаю, что от этого меня станут уважать больше, но хотя бы ценить мою тактичность вполне можно. Я этого заслуживаю.
Если не верите в мои познания - можем условиться. На анализе, скажем, "Господина из Сан-Франциско" я толкану такое.. а впрочем, я просто выскажу своё мнение. И хотя я часто заимствую слова и из учебника, и из критических статей (но так я ведь их хотя бы читаю и понимаю), я могу сказать.. могу. Такое, чего нигде не нароешь, но что для меня лежит на поверхности. Попробуем? Шучу.
P.S. Для непосвящённых или будущих читателей дневника. Дага Портнова (я) имеет второе место в России по литературе. Первое одно. У девочки в красной кофточке. Это все знают.
P.P.S. В субботу съезжу в Мёгу и куплю себе красную кофточку.