Да, у меня бывает, на меня накатывает.
Вот зачем люди пишут фанфики? Зачем я что-то пишу?
Честно говоря, никогда всерьёз над этим не задумывалась.
Потребность что-то написать самой у меня возникла достаточно давно. Хотя и началось всё, как сейчас помню, с нашего совместного психоза по едва засветившемуся в Чармедах Крису. Ужасно хотелось как-то поучаствовать, и сами того не понимая, мы сели за первые фанфики.
Правда, мне, как обычно, надо было пойти дальше и не просто взять персонажа поиграться, а сделать его своим. Так на свет появился мой ориджинал, который я регулярно переписываю заново уже в течение… шести лет.
Вместо Криса на сцене появился его несостоявшийся напарник, Энджел (названный в честь того самого Ангела, да-да!), вместо прописанного реального человека у главной героини появилась новая подруга, абсолютная непохожая на изначальный вариант.
Со временем там стали появляться новые герои, сначала второстепенные и малозаметные, потом всё более и более живые, так что к нынешнему моменту я отношусь к ним, как к абсолютно живым людям, и описание их поступков, их мотивирование не вызывает у меня никаких сомнений. Порой я чувствую необоснованную гордость…
И всё же о фанфиках.
Ясное дело, что ориджинал пишется для души, он никогда не имел цели быть опубликованным, абсолютно никогда, как бы он ни шлифовался. А фики наоборот – пишутся исключительно для народа. И всё же – зачем?
Чтобы донести до фэнов какую-то мысль, которую никто в каноне не заметил? Описать отношения, которые там только витают в воздухе, и раскрыть, наконец, великую тайну семейства Винчестер?)))
Вот уж вряд ли. Мало какой автор, садясь за клавиатуру, действительно думает о том, чтобы наделить рассказ какой-то определённой мыслью. Чаще всего, это просто порыв – увидел, загорелся, сел и написал.
Безусловно, в любом фандоме есть мэтры, которыми зачитываешься и начисто забываешь о существовании канона в каком-то ином виде, кроме как печатном. И в СПН, и в Вайсс Кройц я уже таких встречала, с другими фандомами так близко не знакома, поэтому врать не буду, но уверена, что такие люди есть в каждом.
В большинстве же случаев, фики – есть не что иное, кроме как желание «сунуть лапу в общий котёл». То есть показать себя, любимого, причём, не в самом лучшем свете.
В каждом фандоме есть фики, построенные по одному и тому же сценарию, причём он может гулять из одного фандома в другой с простой заменой имён глав. героев. И это – основная масса фиков…
Скороспелки на две, три, максимум десять страниц, особенно, слэшного содержания, непременно с жаркой, банальной НЦой и «голубыми соплями». Каюсь, сама такой была, вовремя опомнилась и заняла некую нишу, в которой и чувствовала себя комфортно, пока не приелась фандомом в принципе.
Теперь, научившись на СПН, я стала осторожнее бросаться в фикотворчество по другим фандомам, потому что могу представить себе реакцию ветеранов, когда им на глаза попадается очередной «шедевр» только-только просветившегося (а то и не слишком) каноном фаната. Эх… разумеется, что никого не обвиняю, сама грешна во всём вышеперечисленном, к тому же принадлежу к разряду люто ненавистных самой себе «гастролёров», которые бросают фандом через пару недель, непременно добавив что-то от себя. Бр-р…
Опять же о себе.
Я всегда сажусь за новый документ с двумя возможными эмоциями: страхом перед пустым листом и раздражением на медлительность собственных пальцев, непоспевающих за мыслями. Когда первое состояние преобладает, я торжественно объявляю творческий кризис и иду бухать молоком.
Когда я в запале, то остаётся только вспоминать разы, когда я сдавала курсовой, потом диплом и одновременно что-то писала… а в цейтноте я пишу ещё быстрее…
То есть, для меня на самом деле нет никакой конечной цели при написании. Для меня даже сюжета, как правило, нет. Есть мысль. Она доминирует, а остальное неважно, под неё подстроится всё само. Раз не подстраивается – значит, мысль не додумана, надо обождать…
Например, сегодня на лекции по истории по началу XIX в. я поняла, как мне приписать второстепенного героя, не слишком меняя его характер, но в то же время позволяя описать задуманные мною черты характера. А всё благодаря – крепостному праву и сериалу «Бедная Настя», наглядно его иллюстрировавшего (безбожно исковерканного, но да чёрт с ним…). Получается, что для меня важен процесс и абсолютно неважен результат.
Тогда, может, не стоит показывать это остальным? Ведь нельзя писать только для себя?
С другой стороны, ты вписываешь туда эмоции, которые мог никогда не испытывать, и проверяешь, насколько правдоподобно это у тебя вышло (для меня это постоянная война с НЦ). Значит, результат всё равно будет иметь значение.
Ещё одна сторона дела.
Бета.
Я в своей практике с бетами работала два раза. Оба фика я люто ненавижу.
Во-первых, один был deadfic, что уже для меня нонсенс. А второй не слишком удачным кроссовером с моим же ориджиналом, и бете пришлось вести яростную борьбу за количество Винчестеров на квадратный сантиметр против одного очаровательного вампира.
И дело не в тематике того или иного фика. Просто лично для меня они настолько спонтанны, что их дальнейшая шлифовка вызывает у меня лишь отвращение к самой идее. Порой изменения настолько сильны, что не остаётся ничего от первоисточника, и ты смотришь на эту выверенную линию, как на пустую кардиограмму погибшего пациента. Нет, работать над ошибками надо. Но лучше это делать самому, по крайней мере, в авторских текстах – грамотности научит и внимательности тоже.
Так что для меня, видимо, судьба – всю жизнь довольствоваться вордом.
Так для чего можно писать фики?
Для собственного удовольствия: попробовать себя на месте того или иного героя, попытаться влезть в его шкуру и понять логику его создателя.
Для наглядного изображения того, что могло бы быть, но не случилось по той или иной причине (сюда входит и слэш тоже).
Однако как бы то ни было – если в конце планируется публиковаться, то фик должен писаться и для других людей тоже. Иначе это будет элементарным неуважением.
Поэтому, берясь, за чужих персонажей, стоит помнить, а готовы ли вы взять на себя ответственность за их возможное поведение? Ведь один прекрасно написанный фик может кардинально изменить мнение о том или ином герое, заставив полюбить всем сердцем или возненавидеть до глубины души.
Если вам просто хочется поиграться образами, совершенно не беспокоясь о соблюдении характеров – создайте ориджинал, введите тех же абсолютно героев и дайте им новые имена, изменяя по собственному желанию те или иные черты и сохраняя другие, более приглянувшиеся.
На худой конец можно всегда уйти в глухой АУ, как я делала на заре СПНомании. Вот только даже в таком случае герои должны быть, в первую очередь, живыми. А без уважения к ним, этого, увы, не выйдет.
Наверное, я не блещу логикой, да и выражение собственных мыслей даётся мне с трудом, но, может, меня всё-таки кто-нибудь понял?..