Амели Нотомб "Словарь имён собственных"
14-01-2011 07:35
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Есть произведения, которые пишутся из интеллектуального понимания, они бывают утончённо сложны и красивы, есть же произведения, которые построены на линии, проведённой темной стороной сердца, той, что предназначена для магии. Это довольно просто определить, и если этой магической линии удалось пробиться, слившись с интеллектом, то обычно получается что-то лёгкое и талантливое в той или иной степени, причём всегда в таких случаях внутренняя структура событийного ряда как бы сама собой разумеется и ей довольно трудно что-то противопоставить, ей либо проникаешься и интересуешься - ровно столько, сколько магии пробилось - либо она оставляет тебя равнодушным, со мной, по счастью, происходит и то, и другое, это веселая книга, но весьма нездоровая.
Амели Нотомб - довольно известная бельгийская писательница, я читала всего две книги, и, если верить тому, что "Страх и трепет" действительно основывается на реальных событиях её жизни, то налицо нитипичный красивый виктимный невроз с чудным сценарием "Спаси меня театрально в последний момент", это неизменно остаётся востребованным и привлекательным, более того, магия в данном случае основывается на том же, на чём довольно часто основывается японская магия, будучи криво перенесённой в западный контекст, и это и выглядит ебанутой виктимностью,
уберите невроз - убьёте магию её текстов.
То, за что я цеплялся в этой линейной магии - например, идея безоговорочного повторения чьей-либо истории по спирали, повторение возраста смерти и примечательных поступков, это напомнило ту магию, которая была сплетена в"Белой книге" для Лермонтова и Пушкина, возможно, только эта аналогия и позволила мне увидеть это в более интересном свете, чем там написано. Но раз один смог сплести магию на основе спирального времени, то и другой, вне сомнения, может, так что я всё же не зря пялился в это событийное место чуть более пристально, в этом есть определенная сила.
Психозы Люсетты, Клеманс и самой Плектруды - вне сомнения уже психозы. У моей собственной матери, которая в некоторый момент повела себя практически идентично, за исключением того, что сохраняла неплохую самоидентификацию и не имела таких функциональных переносов, беда с головой чуть меньшей глубины, зато истероидность её глубины и широты несомненно большей, поэтому когда я читал о развязке их отношений с матерью, было довольно забавно ввиду страшных личных ассоциаций.
Истероидность же в этом произведении в гораздо большей степени принадлежит Плектруде, слава глубоким колодцам, что я такой не выросла. :) Истероидная королева всего, что живёт во тьме, и во мгновение ока, стремительно и с напором - в соответствии с истероидными требованиями по драматическому спасению в последний момент - появляющийся принц на белом коне,
и не слишком элегантный постмодернистский высер в конце произведения, впрочем, довольно уместный, не так и плохо закончить это не слишком изящным юмором.
Что мне не нравится, так это то, что здоровых женских образов и так нет, а виктимных или истероидных - каждый первый. И легкомысленные, подобные этим, книги явно не улучшают положение, впрочем, на таком этапе проявления бесполезно говорить темноте сердца, еще не слившейся со своей дорогой, что она нездорова, убей нездоровость - убьешь самое интересное, что в таких книгах есть, надо просто подождать, когда что-то вырастет, расчистится поляна, куда можно будет сеять семена чего-то более здорового, а это будет только на следующем для таких авторов этапе жизни, то есть хуй знает когда.
"Словарь" - книга выше среднего интересная и в такой же степени бессмысленная. Думаю, как и сама автор - привлекательна и утомительна. И ебал я, что "Страх и трепет" основаны на реальных событиях, там есть всего пара прекрасных показательных моментов о японцах, описанных с адекватной позиции, всё остальное - нездоровый высер невротика, притягательный, но ещё пустой.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote