БЕЛОВОДЬЕ - МЕЧТА РУССКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ
В фольклоре русских крестьян начала ХХ в. Беловодье - чудесная страна, с богатыми землями и природой, свободная от гнета бояр и "гонителей веры", где вдали от мира живут святые праведники, где главенствует добродетель и справедливость, помещалась сперва на Урале, затем в Сибири и на Алтае. Попасть в эту страну могли только добродетельные люди. Ее называли "Страной справедливости и благоденствия", "Страной Запретной", "Страной Белых Вод и Высоких Гор", "Страною Светлых Духов", "Страною Живого Огня".
В славянской мифологии Беловодье помещается на Крайнем Севере, в "северных землях в Поморье, от реки великой Обь до устья Беловодной реки, и эта вода бела как молоко:". В легендах северных народов IX в. говорится о священном храме, построенном "на горе, окруженной морском рукавом. Богатств, подобных тем, что там собраны, нигде нельзя найти, даже в Арабии" . По мнению А. Асова этот храм бога Ямала находился на полуострове Ямал близ устья Оби и является прообразом Беловодья. Согласно славяно-арийским ведам землей Беловодье являлся остров Буян, который находился на Восточном море, на месте современной Восточной Сибири в очень древние времена.
По мере продвижения русских казаков на восток, так и не найденная земля блаженного Беловодья, смещалась в представлении русских крестьян все дальше в неосвоенные территории. В России, особенно среди старообрядцев, большой популярностью пользовалось предание о Беловодье, которое имеет некоторые черты легенды о Шамбале. Начиная с XVIII-XIX вв. существует поверье: "Тот, кто пойдет по следам завоевателей-татар в Монголию, найдет Беловодье (Земля Белых Вод, предположительно озеро Лоб-Нор - белое озеро, покрытое слоем соли, откуда тропа вела в предгорья Кунь-Луня)". По мнению Н.К. Рериха, на Алтае легенда о Беловодье приняла некоторые черты легенды о Шамбале, которая была получена от монголов и перетолкована на свой лад староверами. По легенде, записанной Н. Рерихом дорога в Беловодье лежит через Алтай: "Отсюда пойдешь между Иртышем и Аргунью: Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам: И дойдешь ты до гор Богогорши, а от их пойдет еще трудней дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье".
Первая партия русских в поисках вольной земли отправилась в путь в 1840 году, но самая многочисленная группа в 130 человек пришла на Лобнор в 1860 году, где путники обосновались, построили поселок, начали пахать землю. С местными жителями пришельцы объяснялись при помощи казахского языка, который освоили еще на Алтае .
Подробный рассказ о путешествии алтайских староверов в Западный Китай на озеро Лобнор и дальше, в высокие нагорья Кунь-Луня, приводится в романе П.И. Мельникова (Андрей Печерский) "В лесах": "Шли мы через великую степь Китайским государством сорок четыре дня сряду: Много было бед, много напастей!: Но дошли-таки мы до Беловодья. Стоит там глубокое озеро, да большое, ровно как море какое, а зовут то озеро Лопонским, и течет в него от запада река Беловодье. На том озере большие острова есть, и на тех островах живут русские люди старой веры".
"Беловодью", русской мечте, возникшей на Алтае в XVII-XVIII вв. некоторые авторы отводят район озера Лоб-Нор на юге пустыни Гоби. По признанию археологов, этот, один из самых важных археологических районов земного шара мало изучен и редко посещается. Открыт он был в начале XX века, когда шведский исследователь и географ Свен Гедин и его группа из пяти человек изучали и наносили на карту маршрут через широкую и труднопроходимую пустыню Такла-Макан, считавшуюся самой коварной и опасной пустыней в мире. Они натолкнулись тогда на обнажившиеся после сильной песчаной бури руины города Лоуланя, стоявшего некогда на острове и засыпанного полторы тысячи лет назад дрейфующими песчаными дюнами высотой в 300 фунтов. Последующие раскопки в пустынных районах, прилегающих к озеру Лоб-Нор, подтвердили проживание здесь людей ещё 10 тысяч лет назад, когда климат был благоприятнее, чем в наши дни. Особенности сухого климата и песок оказались превосходными консервантами. Древние предметы, которые в других местах земного шара разлагаются от времени, здесь остаются целыми .
МАХАТМЫ ШАМБАЛЫ
Легендарные Махатмы Гималаев, руководящие духовным возрождением человечества, главная вера народов Индии и Тибета. Эти существа обладают сверхъестественными возможностями, считается, что они закончили свою эволюцию на Земле, но остались с человечеством с целью облегчить его духовный прогресс. Европейским читателям о существовании Махатм и своих контактах с ними первой сообщила Е. Блаватская, а позднее Н. Рерих, которые на протяжении своей жизни якобы поддерживали с ними духовный контакт. Считается, что все Махатмы (в переводе с хинди - "великая душа") каким-то образом связаны с Шамбалой - центром эзотерической мудрости, укрытом в сердце Азии. Доктор Эвенс Вентц пишет о них: "Великие учителя Гималаев невидимы для обычных людей, эти Существа видимы для Пророков, и "чистые сердцем" могут общаться с ними". Опубликованное Н. Рерихом учение "Живой этики" (Агни-йога) - духовно-нравственное учение Махатм востока, получило широкое распространение на Западе.
Е.И. Рерих: "Если во времена Е.П. Блаватской Ашрамы Махатм располагались во многих уединенных местах Востока, то спустя несколько десятилетий ситуация изменилась. Все члены Братства собрались в главной Твердыне в Транс-Гималаях, покинув свои Ашрамы в других местах". Из писем Махатм: "Существует тайное братство посвященных на Востоке, особенно в Тибете и Монголии. Только там можно отыскать утерянное "Слово" (которое не есть Слово):" .
Утверждения о контактах с Махатмами можно встретить и у последователей рериховского движения. Они утверждают, что Шамбала переместилась в духовную сферу, и ее учение может быть пережито лишь в необычных состояниях сознания посредством длительных медитативных практик. Войти в духовную Шамбалу могут только люди с чистой душой. Например, вот как описывает беседу с мастером в Тибете автор книги "От кого мы произошли" Э. Мулдашев: "Шамбала - это духовное, а не физическое понятие. Не ищите её - не найдете. Шамбала - это не совсем верное название, оно распространилось по миру от нескольких тибетских лам и стало популярным после выхода книг Рериха. Точного названия того, что вы называете Шамбалой, нет, но есть четкое состояние души и тела, которое приводит к осознанию высшей духовности. Это состояние мы хорошо понимаем, учим его достижению, - ответил мастер" .
Противоположное по смыслу определение приводится в книге гималайского мудреца Шри Свами Рами, выросшего в Гималаях и определенно знающего о Шамбале не по пересказам: "Многие иностранцы отправляются в Гималаи на поиски Шамбалы, но эта страна, на самом деле не существует. Миф о Шамбале основан на существовании двух древних горных монастырей, затерянных в Гималаях. Эти монастыри, устроенные в пещерах, упоминаются в наших традиционных священных текстах и используются с очень давних пор для медитаций и духовной аскезы. Один из них расположен на горе Кинчанчанга на высоте 14000 футов, а другой, в котором я жил, находится в глубине Гималаев на границе Тибета и Гархвала. В этом пещерном монастыре может с удобством разместиться большое количество практикующих. Он расположен на высоте 11000-12000 футов над уровнем моря. Очень немногие были в этом месте. Монастырь все еще существует, и в нем хранится много манускриптов, написанных на санскрите, тибетском языке и Садхья Баша" . Садхья Баша - это "птичий язык", язык Богов:
Легенда о таинственной Шамбале продолжает жить. Так каждый, кому довелось близко соприкоснуться с этим понятием, ищет местонахождение Шамбалы согласно своим представлениям. Историк, изучающий древние манускрипты, уверен, что под Шамбхалой скрывается реально существовавшее царство Шамбалы, местоположение которого со временем будет обязательно найдено. Для мистика Шамбала - это прекрасная страна, но она не имеет географических координат, её можно достичь только через медитацию в необычных состояниях сознания. На поверхности земли есть несколько мест, "контактных зон", соприкасающихся с Шамбалой, считают другие. Эти места располагаются в глухих местах Центральной Азии в гималайских горах и в пустыне Гоби.
Е. Блаватская разместила её в предгорьях Гималаев в северо-западных штатах Индии, а затем в пустыне Гоби. Н. Рерих искал ее в горах Тибета и связывал с мудрецами Белого Братства. В китайских летописях жилище бессмертных располагается в величественных горах Куньлунь. Историк-востоковед Б. Кузнецов, после расшифровки древней тибетской карты, обосновал гипотезу об отождествлении Шамбалы с Ираном. Его учитель, историк Гумилев, остроумно связал рассказы о веселой жизни в Сирии, заезжих купцов к тибетцам, с рождением легенды о Шамбале из рассказов о Сирии. Учителя Калачакры помещают её севернее Магадхи (Индии) у подножия Кайласа. Наиболее мудро поступил Э. Томас, автор книги "Шамбала-оазис света", говоря о географическом местоположении Шамбалы, он указал на обширную территорию, заключенную между 45 и 50 градусами северной широты и протянувшуюся от Афганистана до Гоби. По мнению современных "знатоков" Шамбалы, земная Шамбала переместилась в тонкий мир и сейчас блуждает над поверхностью Земли.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ШАМБАЛЫ НА БУДДИЙСКИХ ТАНКАХ
[424x640]
На тибетских танках Шамбала изображается, как "северное место покоя", расположенное в Тибете или к северу от него, где в центре оазиса, окруженного непроходимыми пустынями и горами со снежными вершинами, лежит скрытая от посторонних глаз долина. В центре долины озеро с островом Священной земли, что объясняет одно из наименований Царства Богов: "Остров Шамбала". Согласно буддийскому учению, для того, кто достигает этой великолепной долины, спрятанной среди высоких гор, колесо воплощений останавливается и он входит в Нирвану. На буддийских танках центральный храм, где восседает царь Шамбалы, отделяется от городов цепью гор, которые в свою очередь отделены от окружающего мира еще большими неприступными горами. Шамбалу изображают аналогично мандале - в виде круга, разделенного горными хребтами на восемь областей с городами, в виде восьми лепестков. В центре танки всегда изображается на возвышении главный храм владыки Шамбалы. Композиционное построение изображения Шамбалы на различных танках идентично - это процветающее государство с храмом в центре, отгороженное от остального мира круговой цепью неприступных гор.
"Внешне Шамбала имеет круглую форму и окружена горами со снежными вершинами. Внутри у нее форма расцветшего лотоса с восемью лепестками. В центре, подобно сердцевине лепестка, возвышается большой пик сияющей белизны. На севере расположен дворец, в котором обитают Святые Правители, или Держатели Каст.
Этот дворец более обширен, чем дворец Индры. У него четырехугольная форма, и он имеет четыре двери. На наружных стенах изваяны на кораллах танцующие богини. Здание имеет девять этажей, над которым развивается знамя, представляющее колесо дхармы. Три ограды, окружающие дворец, оттеняют его красоту. Здание покрыто золотой черепицей, откуда свисают украшения из жемчуга и бриллиантов. Рисунки, украшающие верхнюю часть наружных стен, - серебряные, а карнизы - из бирюзы:
Дворец содержит невообразимые сокровища, такие, как ваза неисчерпаемых богатств, корова, выполняющая все желания, не посеянная жатва и дерево, которое удовлетворяет просьбы" .
В сочинении о географии мира тибетского ученого Манчжула Хутукту, жившего в первой половине XIX века, знаменитому царству Шамбала отводится верховная роль. В описании оно размещается далеко на севере и вмещает в себя 96 царств, среди которых названия таких, как Цзамбака, обезьян, золотоглазых, Ругма, Бурматма, Золотое. Приводимые названия трудно отождествить с какими-либо известными, но напрашивается ассоциация с 96-тью главой монголо-татарской ордой, описываемой в татарском эпосе "Идэгэй".
В музее религии, в храме Эрдэнэ-Дзу, построенном на развалинах монгольского Каракорума хранится одна из подобных тибетских танк Шамбалы XVIII в. Танка выполнена на шелке размером 50 см на 1 метр черной краской путем оттиска с деревянного штампа. Надпись на тибетском переводится как Шамбала. В центре рисунка расположено изображение храма у подножия, которого находятся две квадратные тибетские мандалы высших миров. На троне восседает царь Шамбалы. Вокруг храма изображены мирные города с цветущими садами и свободно пасущимися стадами спокойных животных. На рисунках видны мудрецы, проповедующие слушателям тайные учения. По периметру эту картину процветающего государства окружает круглая цепь гор со снежными пиками. С внешней стороны гор, внизу рисунка многочисленные воины с обнаженными мечами ведут кровопролитную и непрерывную битву. На рисунках внизу можно рассмотреть различные сцены сражений: сцепившихся воинов, наступающую конницу, лучников и т.д. Вверху на танке, также с внешней стороны периметра гор, окружающих Шамбалу, на небесных облаках восседают индийские и тибетские боги, невозмутимо наблюдающие за происходящем на Земле.
Танки Шамбалы встречаются далеко не во всех буддийских монастырях Монголии и Бурятии, а только в тех из них, которые придерживаются школ тантрического пути. Например, в Иволгинском дацане в Бурятии на почетном месте находится геометрическая, абстрактная мандала высших миров, а танки Шамбалы с изображениями людей, храмов и богов в монастыре не приветствуются.
В Музее истории в Улан-Удэ демонстрируется только одна танка начала ХХ в. связанная с Шамбалой под названием "Мандала-дворец Калачакры" или "Трехмерная башня Шамбалы", на ней изображен дворец Калачакры в Калапе, столице Шамбалы. В центре изображения, внутри сферы, образованной аркой радуги с солнцем и луной размещен трехэтажный дворец с венчающей башней. Дворец окружен пятью оградами - из разноцветного радужного сияния, алмазного (ваджра), "слогового" (биджа), водного и в виде орнаментированного золотого обруча. По углам дворец защищен в основании изображениями двойных ваджра - символа несокрушимости и твердости. Символически мандала, по трактовке специалистов по буддизму, представляет мандалу тела, речи и ума наивысшего Калачакры в виде божеств стадий посвящения, слогов-биджа и эмблематических атрибутов .
В буддийской иконографии наряду с танками Шамбалы есть танки Калкинов - правителей Шамбалы, восседающих во дворце с золотой крышей в Калапе. Подобные танки имеются в музеях Китая, Тибета и Бурятии и датируются XIX - началом XX века. Калкин Рудрачакрин - двадцать пятый и последний Калкин Шамбалы, который по предсказанию должен возглавить воинство Шамбалы и одержать победу над варварами, изображен на танке в гневном виде с красным цветом тела, с зажатой в правой руке ваджрой. После победы над варварами по убеждению буддистов наступит счастливый период в истории человечества и будет распространяться учение буддой грядущего Майтреей.
Современные изображения Шамбалы сохраняют традицию изображать легендарную землю в окружении неприступных снежных гор в форме круга. Недавно современные тибетские художники создали новое самое протяженное живописное полотно в мире. Тибетская "Великая танка" - картина-свиток длиной 618 метров, шириной 2,5, а весом около тонны, для написания которой потребовалось 4 года и более 300 художников, выставлена в пекинском Историческом музее. Это полотно уже вошло в Книгу рекордов Гиннеса как самая длинная тибетская танка. Чтобы "наскоро" просмотреть ее, нужно шесть-восемь часов, детальное же знакомство, предупреждают экскурсоводы-тибетцы, потребует около двух месяцев. Свиток, который смело можно назвать тибетской энциклопедией, включает сотни сюжетов и схем, он отразил космогонию тибетцев, их представления о происхождении мира, развитии жизни на Земле. Есть изображение Шамбалы - прекрасной страны среди снежных гор, обители мудрости и святости, оказаться в которой можно лишь благодаря долгому духовному самосовершенствованию. Многие фрагменты танки доступны лишь посвященным. Это мандалы - схематические планы, в которых зашифрованы сакральные знания, веками копившиеся в монастырях.
ПРАВИЛЬНО ЛИ РАСШИФРОВАНА "КАРТА ОЛМО, КРАЙНИЙ ШАНШУН" ИЗ ТИБЕТО-ШАНШУНСКОГО СЛОВАРЯ?
Расшифровка древней тибетской карты из тибетско-шаншунского словаря 1842 г. известным ученым-тибетологом Б. Кузнецовым и его выводы о тождественности Ирана легендарной Шамбале не стали общепринятыми. Трудно оспаривать выводы известного ученого, но не все востоковеды соглашаются, что страна Олмо Лунринг тождественна Ирану, а Иран тождественен Шамбале, как это обосновывает в своем труде историк-востоковед Б. Кузнецов. Если принять во внимание названия гор на карте, местонахождение которых сегодня определяется в Тибете, как и название дворца Bar-po-sobrgyad вблизи Вайшали, то выводы будут совершенно иными.
По мнению большинства авторитетных европейских востоковедов, страна Олмо Лунгринг располагалась в Западном Тибете (Шаншун) и не была синонимом Ирана. Само название карты "Карта Олмо, Крайнего Шаншуна" определяет место как Крайний Шаншун, т.е. Западный Тибет, где располагалась страна Олмо (Олмо Лунгринг) по свидетельству тибетских историков. А если расшифровку карты начать не с предполагаемого местоположения города Bar-po-sobrgyad (Б. Кузнецов отождествляет его с городом парсов Пасаргадом), а с названия священной горы Юндрун-Гуцег, расположенной на карте восточнее этого города, то карта вероятнее всего в действительности будет относиться к Западному Тибету, а не к Ирану. Название этой горы переводится тибетцами как "Девятиэтажная гора свастики" и, соответствует по тибетским источникам священной горе Кайласа. Рядом с центром карты расположена святая вершина Шампо (Шамбу). Снежные склоны пика Шамбу были известным местом для гималайских йогов, ищущих просветления. Название этой горы неоднократно упоминается в тибетском тексте "Синяя летопись". Местность Шамбу в "Синей летописи": "Пред снегами Шамбу (1331 г., стр. 270). Шераб Гёнпо жил в Шамбу - уединенной обители (1423 г., стр. 367). Гьялва Тэннэ спрятал несколько книг в горах Шамбу (1271 г., стр. 491). Ганна Муен оставался на снежном пике Шамбу (стр. 517). Его сын Ганна Лхндуб провел 9 лет в Шамбу в созерцании, скрытый от людских взоров (стр. 518)". Название вершины Шампо (Шамбу) происходит от имени тибетского бога Шампо (тибетский эпитет Шивы). Местопребыванием Шивы по тибетской традиции называется гора Тисэ (Кайласа), известная также под названием горы Юндрун-Гуцег (g.Yung-drung dgu brtsegs, которая вероятней всего и размещена восточнее центра карты из тибетско-шаншунского словаря под названием "Святая вершина Шампо".
Внимательный читатель обратит внимание и на несоответствие в описании Элама и Олмо, судя по тексту, они не могут являться одной и той же страной. Первая из них расположена в низовьях Тигра на низменности, где нет никаких гор, а Олмо Лунгринг располагается в окружении гор, у истоков четырех великих рек. Исток этих великих рек хорошо известен со времени индоариев. Четыре великих реки, это: Ганга, Инд, Сатледж и Брахмапутра начинаются в районе священной горы Кайласа. Также следует обратить внимание, что "Страна Богов" (Уддияна) располагается на карте на западе. На западе она может располагаться, если в центре будет находиться г. Кайласа и на востоке пустыня Такла-Макан.
Новые переводы тибетских летописей , ставшие доступными на русском языке, содержат большое количество названий географических объектов и позволяют проверить отдельные ссылки и гипотезы. Остается проблема противоречивой транскрипции географических названий, исторических имен в различных публикациях и правильность последующего авторского отождествления древних названий с современными. Переводы географических названий на русский язык зачастую становятся ещё менее понятными, и чтобы разобраться о каком месте идет речь необходимо возвращаться к языку оригинала.
Любопытная информация, полностью противоречащая сведениям Б. Кузнецова, помещена в книге Л. Шапошниковой "Великое путешествие". Прежде всего, вызывает недоумение тот факт, что Шапошникова рассказывает о том, как эта карта, известная сейчас под именем карта "Шан-шун бу так-зик-ол-мо лун рин" (карта из тибетско-шаншунского словаря, 1842 г.) на её глазах составлялась по памяти в 1967 г. в обычном гараже ламами бона, бежавшими из Тибета в Индию. Выходит эта карта не древняя, а составлена в наше время?
В своей книге Л. Шапошникова пишет: "Карта выполнена современным тибетским художником Тензином Намдаком, который богато ее иллюстрировал изображениями тибетских храмов, озер, рек, гор и разными животными. Рисунки на карте занимают главное место, так как для тибетского художника это была уже не карта древнего мира или Ирана, а символ мистической страны Шамбалы, расположенной где-то в потустороннем мире" .
"Карта Шамбалы, составлена жрецами-ламами последователями бона, по указаниям и деталям из старинных рукописей бона, содержащих древнюю традицию Заповедной страны, где обитали люди, равные богам. В центре карты стояла девятиэтажная башня, похожая на многоступенчатую пирамиду. Башня - это самое главное, что есть на нашей планете - сказал ринпоче. - Ей много сотен тысяч лет, а может даже миллион. В башне живет тайна. Только великие жрецы бон - сиддхи могли входить в неё. В древности на этой территории (район расположенный между Западными Индийскими Гималаями, Лхасой и Трасгималаями) располагалась страна Шан-шун, которая делилась на три части: внутренняя часть называлась Шан-шун-бу, средняя - Шан-шун-пар, и внешняя -Шан-шун-го. Регион Шан-шун-го простирался на северо-восток от Кайласа и доходил до монастыря бон Чун-по, Шан-шун-пар располагалось от Кайласа на запад и достигало Афганистана. Шан-шун-бу являлась священной Ол-мо-лун-рин, или Шамбалой" .
К такому же выводу независимо пришел Аурелл Стейн, помещая Шамбалу около Кайласа и отождествляя её со страной Олмо Лунгринг.
http://www.baikal.irkutsk.ru/
http://www.itogi.ru/Paper2006.nsf/Article/Itogi_2006_11_12_00_2451.html