Город-герой Ленинград,
Город-герой победитель
Достоин ты любых наград,
И это знает каждый житель!
Андрей Громов
Санкт-Петербург – город-символ европейской России, вошедший в почетную когорту великих столиц мира. Само название города, в отличие от однословных имен европейских столиц, составлено из двух слов, при этом каждое имеет свой смысл. Санкт – с латинского «святой»; Петр – имя апостола, означающее по-гречески «камень» и бург (бурх) – по-немецки «город». Так, в наименовании молодой столицы связаны воедино имя царя Петра, его святого покровителя и нити культуры Древней Греции и Рима, Германии и Голландии.
В названии нового российского города и его символике акцентирована связь с классическим Римом, покровителем которого был апостол Петр. Даже герб Петербурга с двумя пересекающими якорями удивительно схож с гербом Ватикана.
История новой Российской столицы запечатлена в архитектурном облике города. Эпохи выдающихся царствовании и шедевры зодчества XVIII – XX столетий соединились в нем в целостную летопись Петербурга.
Заложенный по замыслу Петра Великого 27 мая 1703 года, в праздничный день во имя Святой Живоначальной Троицы, на Заячьем острове, город обрел идеального воплотителя царственных замыслов в лице Д.Трезини, работавшего здесь в 1703 по 1723 года.
По указаниям Петра в Россию приглашались архитекторы, зарекомендовавшие себя опытными профессионалами. Среди них выделялись такие зодчие, как Ж.Б.Леблон, М.Фонтана и И.Шедель, Г.И.Матарнови, А.Шлютер, Н.Микетти, скульптор и архитектор Б.К.Растрелли, сформировавшие стиль петровского барокко. Память об основателе города воплощена в монументе, созданном гениальным скульптором Э.Фальконе в 1768 г.
Созидание города на Неве замерло с 1728 по 1732 год, когда сменявшиеся наследники престола избрали своей резиденцией Москву.
Возвращение императрицей Анной Иоанновной Петербургу роли царствующего города оживило строительство. 1732 – 1740 годы были периодом решения градостроительных проблем, на столетия вперед предопределивших архитектурную биографию Петербурга. Ведущую роль в этом сыграли инженер Б.К.Миних и архитектор П.Еропкин.
Царствование императрицы Елизаветы Петровны стало временем расцвета петербургского барокко. Образцы этого репрезентативного стиля создали Б.Ф.Растрелли и С.Чевакинский.
Царствование Екатерины Великой (1762 – 1796) отмечено быстрым утверждением и абсолютным господством стиля классицизм.
1760 – 1770 годы определяются в петербургском зодчестве как период переходного стиля. Его воплощали знаменитые архитекторы Ж.Б.Валлен-Деламот, А.Ринальди, Ю.Фельтен.
В истории петербургского зодчества 1780 – 1800 годы характеризуются становлением и расцветом зрелого, или строгого, классицизма. Его крупнейшие творцы И.Старов и Д.Кваренги.
Черты и особенности стиля русского ампира (1800 – 1830) проявились в архитектурных шедеврах Ж.Тома де Томона, А.Воронихина и А.Захарова.
Исключительная роль в создании ансамблей «классического» Петербурга первой трети XIX века принадлежат К.Росси. Главу в летопись высокого классицизма вписал В.Стасов. Высшие достижения петербургского зодчества середины и второй половины XIX века связаны с именами О. де Монферрана и А.Штакеншнейдера.
Во второй половине XIX века стилевое единство уступило место многообразным исканиям.
Конец XIX и начало XX века в облике Петербурга запечатлен произведениями в стиле модерн, бесспорным лидером которого явился Ф.Лидваль.
Изменение в 1917 году социально-экономического строя направило развитие петербургской архитектуры по новому руслу. Но, продолжая традиции, зодчим города удалось сохранить целостность художественного облика Северной столицы.
Васильевский остров своей восточной оконечностью – «Стрелкой» разделяет Большую и малую Неву, которые вливаются в широкое русло Невы с ее царственно-величавым простором. Долгое время Стрелка Васильевского острова использовалась как главный торговый порт. Именно поэтому здесь находилось здание Биржи.
В 1805 – 1816 годах ее перестроил архитектор Тома де Томон. Он также создал архитектурный ансамбль, включающий Ростральные колонны и гранитную набережную.
Доминирующее строение Стрелки Васильевского острова – Биржа. Ее композиция и декор восходят к храмам Древней Греции и Рима. Как и в античных храмах, основной объем Биржи обрамлен по периметру сорока четырьмя колоннами дорического ордера. Выше помещены скульптурные группы, олицетворяющие процветание Российского морского флота и торговли. Они вырублены из пудостского камня по моделям И.Прокофьева и Ф.Щедрина непревзойденным мастером-резчиком по камню С.Сухановым.
С 1940 года в здании Биржи находится Центральный Военно-Морской музей. На площади расположены две Ростральные колонны, высотой (со светильниками) почти 32 метра. На гранитных постаментах петербургских колонн восседают каменные изваяния, олицетворяющие реки: Волгу, Неву, Волхов и Днепр. Декор колонн дополняет восемь декоративных ростр из листовой меди.
Монументальной «рамой» ансамбля Стрелки служит гранитное обрамление берега.
В панораме Невы ансамбль Биржи воспринимается как мощное звучание органа, отвечающее суровому духу Северной Пальмиры.
По широкому разливу Невы подобно сказочному кораблю «плывет» островок под названием Заячий, который занимает ансамбль Петропавловской крепости. Крепость отделена от Петроградской стороны (в прошлом Березового, Городового, острова) Кронверским протоком и рукавами Невы. Именно этот маленький остров избрал Петр местом для цитадели. Здесь забилось сердце нового русского города.
29 июня 1703 года, через 32 дня после закладки крепости, в день Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, заложили деревянную церковь, а 8 июля 1712 года начали строить каменный собор, в котором деревянная церковь сохранялась до 1719 года.
По названию храма стали именовать и крепость – Петро-Павловская. Крепость включает 6 бастионов и 6 куртин (стен между бастионами), 6 ворот Парадные – Петровские ворота – украшены аллегорической скульптурой, барельефом и государственным гербом России.
В 1703 – 1704 годах укрепления и строения выполнялись из земли и дерева. В 1706 – 1740 годах – кирпично-каменный период строительства. В 1779 – 1785 годах стены облицевали гранитом. Доминирующее сооружение крепости – собор, освященный 27 июня 1732 года. Его цокольня увенчана шпилем с фигурой ангела, несущего крест и благословляющего город. Общая высота колокольни 122,5 м.
Убранство собора включает уникальный иконостас с Царскими вратами, резную, со скульптурами, кафедру. Их создавали в Москве по эскизам Д.Трезини И.Зарудный, его помощники И.Телега и Т.Иванов, а также московские резчики. С петровского времени Петропавловский собор служит усыпальницей российских императоров и членов царствующей фамилии. К 1908 году по проекту Д.Гримма, при участии О.Томишко и Л.Бенуа пристроили Великокняжескую усыпальницу, освященную во имя Св.князя Александра Невского.
До 1917 года здесь находилось 13 погребений особ дома Романовых.
В 1992 году в усыпальнице захоронили прах правнука Александра II, Великого князя Владимира Кирилловича. В 1995 году сюда привезли останки его родителей: Великого князя Кирилла Владимировича и его супруги.
17 июля 1998 года в приделе Святой Екатерины состоялось захоронение праха Николая II, его супруги, трех дочерей, врача и трех слуг, расстрелянных большевиками в 1918 году. Ансамбль Петропавловской крепости – единственный памятник, в котором запечатлена вся история Санкт-Петербурга.
Нева – колыбель Санкт-Петербурга. Она не только предопределила возникновение города-порта, но стала основой объемно-пространственной композиции, сохраняющей свое значение по сей день. По берегам Невы, протяженность которой в черте города 28 км, формировались самые знаменитые архитектурные ансамбли XVIII – XIX веков. К Неве обращены главные площади Северной столицы. Архитекторы Петербурга с первых лет создания города старались облагородить ее русло. Со второй половины XVIII века и в последующие столетия берега «красавицы севера» одевали гранитом и устраивали пристани. Зачастую они украшались скульптурами, вазами, экзотическими изваяниями. Нева была и остается транзитной водной магистралью мирового значения, по ней идут пассажирские и торговые суда с Балтийского моря, в праздничные дни на Невском рейде выстраиваются боевые корабли Балтийского флота. Начало этой традиции было положено Петром Великим. Один из боевых кораблей – крейсер «Аврора» - обрел здесь «вечную стоянку».
Нева, оставаясь главным «проспектом», разделила город на части, которые первоначально соединялись временными переправами, затем наплавными мостами, уступившими место во второй половине XIX – начале XX века постоянным, металлическим.
Через Неву перекинуто восемь разводных мостов, каждый из которых является сложным, а подчас уникальным, инженерно-архитектурным сооружением.
Мосты Невы воспринимаются как триумфальные врата над могучими водами, а в часы прохода судов, они приветственно распахивают крылья гостеприимства.
Зимний дворец обширными размерами, богатейшим декоративным оформлением, всем своим величественным строем олицетворяет могущество Российской империи и власть ее неограниченного повелителя. Он воздвигнут на левом берегу Невы, облюбованном для своих скромных построек еще Петром I. Внешний вид дворца сохранился почти без изменений, за исключением декоративных скульптур из пудостского камня, уступивших место фигурами из листовой меди.
Продолжая «красную линию» дворцового фасада по правому берегу Невы, на Дворцовой набережной развернулись монументальные фасады зданий двух Эрмитажей.
С коллекциями живописи, скульптуры, различными собраниями декоративно-прикладного искусства, хранившимися в Эрмитажах и в Зимнем дворце, могли знакомиться лишь немногие. Это подсказало идею строительства специального музейного здания, планировка которого отвечала требованиям систематического показа художественных произведений различных школ, эпох и народов мира.
Прославленные гранитные Атланты портика Нового Эрмитажа были вырублены искусными петербургскими каменотесами по моделям А.Теребенева.
В череде парадных интерьеров Зимнего дворца и Эрмитажей есть шедевры, относящиеся к высшим достижениям мирового уровня.
Особого упоминания заслуживает Малый тронный зал, спроектированный Монферраном, Военная галерея 1812 года Карло Росси, Георгиевский или Большой тронный зал Дж.Кваренги, Большой аванзал и Гербовый зал (Дж.Кваренги, В.Стасов), Малахитовая гостиная, Ротонда, Александровский зал (А.Брюллов), Золотая гостиная, Павильонный зал (А.Штакеншнейдер), Лоджии Рафаэля (Дж.Кваренги).
Драгоценные сами по себе, высокохудожественные интерьеры Эрмитажных зданий хранят бесценные творения человеческого гения всех времен и народов.
Эрмитажный театр, связанный с Большим (Старым) Эрмитажем галереей, перекинутой над Зимней канавкой, и каменный Эрмитажный мост над слиянием вод канала с Невой – один из самых поэтических архитектурных мотивов Петербурга.
Дворцовая площадь главенствует в историческом центре Петербурга. Пространственное решение площади создал К.Росси в 1819 – 1829 годах, гармонично объединив монументальное здание Главного штаба, Императорский дворец, монолитную гранитную колонну, завершенную фигурой Ангела, здание Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.Брюлов). Дворцовая площадь – своего рода архитектурная корона Северной столицы России.
Один из шедевров Карло Росси – ансамбль Михайловского дворца, построенный для Великого князя.