• Авторизация


Особенности развития личности студента 22-04-2008 22:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Высшее образование влияет на психику человека, развитие его личности.
Необходим высокий уровень общего интеллектуального развития. Возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности. Но есть и предел при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен. (стереотипные оценки причин неуспеваемости, враки про работу, семью и т.д. и т.п.)

Гуманитарий живет "в мире слов" - ярко выраженный вербальный тип интеллекта, широта познавательных интересов, эрудированность, владение языком, богатый словарный запас, умение соотносить конкретные и абстрактные понятия, высокоразвитое абстрактное мышление.
Естественники - высокоразвитое логическое и абстрактное мышление, способность быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального, наличие высокой степени концентрации внимания, безупречная строгость и логичность. Эти качества нужны уже до поступления. Повышенная серьезность и независимость суждений. Недостаточно развитое умение общаться с людьми. Интровертированность. Самооценочные суждения о своих социальных свойствах в основном неадекватны. Себя они знают плохо и нуждаются в помощи.
Инженеры - высокоразвитые пространственные представления и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического интеллекта. Пространственные представления максимальны к поступлению и развиваются незначительно. Это качество больше зависит от задатков. Развиваются положительное отношение к социальным нормам, интровертированность, повышается эффективность. Однако узки познавательные интересы. Снижено внимание к политике и философским проблемам.


Формирование динамического стереотипа вместо многолетнего рабочего - иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. Идет период адаптации, на первых порах влияет на успеваемость общение. Социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента дает возможность сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

Трудности адаптации первокурсников к вузу: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями. Одни трудности объективно неизбежны, другие зависят от подготовки и воспитания. Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра.

Первые трудности в вузе: отличная от школьной, организация обучения - 49,3%; большой объем самостоятельной работы - 39,0%, отрыв от семьи - 20,2%, новые групповые нормы - 12,4%.

Успех в учебе зависит от уровня готовности к учению, способности учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания. Не умеют самостоятельно учиться, конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

При этом свыше 50% опрошенных испытывают недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25% студентов приходят на занятия неподготовленными

Методы обучения в вузе резко отличаются от школьных: не спрашивают каждый день и на семинарах тоже не всегда. Не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. Возникает мнение о легкости обучения, формируется уверенность все наверстать перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

Существующая система контроля за самостоятельной работой студентов через семинарские, практические и лабораторные занятия отнюдь не исключает пассивности и уклонения от выполнения соответствующих требований со стороны некоторой части студентов.

Еще в школе формируется своего рода "психология тройки", стремление "учиться не уча". Этот настрой переходит и в вузы. Уверенность в том, что учеба на "тройки" не помешает стать настоящим специалистом, растет от курса к курсу.

Социологическое исследование  - рабочий день студента > 8-9 часов. Очень большой разнобой определяемый различным отношением к учебе: 2 - 3 часа главным предметам, 22,8% - меньше часа. По непрофилирующим - до 1 часа - 50,1%, до 2 - 22,5%.

"Как вы предпочитаете готовиться к экзаменам?" - только 9,6% ответили, что они обычно готовятся в течение семестра и во время сессии только просматривают материал, 47,6%, как правило, заново изучают материал всего курса по учебнику и конспектам и 42,8% - только по конспектам.

Развитие студента на различных курсах.

Первый курс - приобщение к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Поиски друга жизни играют на III-IV курсах большую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но было бы ошибкой видеть в этом негативное явление.

В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:

• укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;

• совершенствуются, "профессионализируются" психические процессы, состояния, опыт;

• повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;

• растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;

• на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;

• повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;

• крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.

Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (17):
Try_To_Be_Me 22-04-2008-22:25 удалить
Хех, интересно)) Я отношусь пожалуй к первым двум типам))
Pufek 22-04-2008-22:28 удалить
Try_To_Be_Me, я думала над совместимостью... знаешь...врядли будет двойной тип... что-то всё же преобладает.
я относилась ДО универа к 1м двум типам..... а щас я деградировала что ппц!... ненавижу универ... и будь он трижды проклят... извините за лирику.... я это к тому, что универы нихрена не развивают, а наоборот, способствуют деградации... ......... *вырезано цензурой* вот...
Try_To_Be_Me 22-04-2008-22:35 удалить
Pufek, Преобладает у меня Гуманитарий...
Pufek 22-04-2008-22:35 удалить
тут ведь всё утрировано... вкратце ))) грустная_и_весёлая, зай, нас в универе учат самообучению, т.е. всё зависит от нас самих, как и большее в этой жизни... всё-таки универ дает что-то и с этим не поспоришь...как бы ни хотелось
Pufek 22-04-2008-22:36 удалить
Try_To_Be_Me, я тоже гуманитарий...эээх... *а мысли второе высшее получать техническое)*
Try_To_Be_Me 22-04-2008-22:40 удалить
Ответ на комментарий Pufek #
*а мысли второе высшее получать техническое)*
И очень в тему аватарка с Обезьяной)) Под этим коментом смтрится очень смешно))
Pufek 22-04-2008-22:47 удалить
Try_To_Be_Me, бе-бе-бе :Р а мне кстати эта Обезьянка так нравится )))) очень-очень )))
Pufek, ню.... нет... я в школе была на самообуении... я читала всё, что мне было инетерсно... а мне было инетерсно много чего... а тут мне нафиг ничё не надо.... нет интереса, нет желания.... нихрена нет..... я просто ноль теперь... без малейшего здравого интереса хоть к чему-либо... мне щас главное чтоб не выперли из универа... всё... здесь я стала последним самым тупым и бездарным гавном... (ну не самым, конечно... но всё же...) извините за дипрес и всё такое...
Wild_HamSteR 22-04-2008-23:02 удалить
Сложно найти себя....да и делить себя на 3 группы не правельно, так же как и делить на 4 типа характера..
Pufek 22-04-2008-23:03 удалить
грустная_и_весёлая, Кать...а что тебе мешает независимо от универа саморазвиваться дальше? )) представь что ты в нем не учишься..он ведь тебе неинтересен... только для себя... что хочешь, к чему есть тяга...
Pufek 22-04-2008-23:05 удалить
Wild_HamSteR, =) ты тут себя найти не можешь?)))))) *смешно* это деление условное... но я лично с ним согласна. и типов характера не 4... это устаревшая модель ) *если так скажешь при сдаче экзаменов, помаши хорошей оценке ручкой )*
Pufek, да вот именно... мне щас вообще НИЧЕГ не интересно... нифига просто... я вообще уже похоронила себя... я просто развлекаюсь (не потому что совсем тупица, а по Ницше у меня как-то получается) и жду конца своей ипанутой жизни.. вот... это все мои занятия... мне вот нахрен теперь не нужно ни это право, ни эта политология, ни псизхология... мне ничё не нужно...... а ещё1 говорят типа ч-то воспитывает универ в человеке?О_о во мне вот как раз самовоспитание и самообразование закончилось с постукплением... началось саморазрушение...
Pufek 22-04-2008-23:20 удалить
грустная_и_весёлая, =( может у тебя период просто такой х*ёвый (( переведись в другой универ... тебе нужно найти занятие какое-нить, чтоб отвлечься от саморазрушения... спорт например
Pufek, да поздно... я уже переводилась... это не помогает... смысла нет... не знаю, вернётся ли ко мне какое-нить желание делать что-то и развиваться... сейчас я деградировала... и учиться меня не тянет... я б занималась спортом, гнуляла и пр... но не больше... у меня дома даже срач щас... я не хочу ничё делать... и не собираюсь...
Pufek 12-02-2012-21:40 удалить
откуда у меня это О_о!


Комментарии (17): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Особенности развития личности студента | Pufek - отражение никому не нужной жизни | Лента друзей Pufek / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»