Это цитата сообщения
Mila111111 Оригинальное сообщениеО медицине на Руси
..
Настоящий гимн медицине: "Почитай врача честью по надобности в нем;ибо Господь создал его,и от Вышнего врачевание, и от царя получает он дар.Знание врача возвысит его голову,и между вельможами он будет в почете.Господь создал из земли врачевства,и благоразумный человек не будет пренебрегать ими.Для того
Он (Бог) и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь,и занятия его не оканчиваются,и через него бывает благо на лице земли.Сын мой!В болезни твоей не будь небрежен,но молись Господу,и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце.Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву, и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий.И дай место врачу, ибо и его создал Господь,и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен.В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни".
(38 глава Книги Премудрости Иисуса,сына Сирахова)..
В древней Руси врачевание считали чародейством (ведунством).Закон не разделял умысел и неосторожность.Поэтому за вред,причиненный лечением,врач (волхв) нес ответственность как за умышленное преступление.Так что жизнь заставляла врача быть изворотливым.Было отчего.Знал немного, мало умел, а спрашивали с него по полной программе-жизнь отнимали за ошибки!В своде законов Ярослава Мудрого
"Русская Правда" отношение к врачам стало гуманнее.Врач расплачивался уже не жизнью, а кошельком. "Лечец, нанесший ущерб другому человеку, должен уплатить штраф в государеву казну и выдать пострадавшему деньги для поправки причиненного здоровью ущерба". Все понятно: есть вред здоровью пациента - выплачивай компенсацию. Только причем здесь "государева казна"?Вместе с тем обязанности принимал не только лечец. В той же "Русской Правде" были указания о плате врачу за лечение ран.
Знаменитый исследователь русской культуры митрополит Серафим Чичагов писал:
"Первые семена медицинских познаний внесены были в Россию из Греции с принятием христианской религии, а первыми распространителями медицины у нас были монахи,преимущественно с Афонской горы".В документе Православной греческой церкви "Правила поместного Собора" (347 г.) сказано, что "епископы должны суть помогать сиротам и вдовицам;вдовицы и нищие,и пришельцы странны и от церкви да питаются, и всякое угодие да приемляют". Основой взаимоотношений общества и медицины стали смирение, покаяние и глубокое почитание врача. За тысячу лет не забыто имя врача, лечившего в Х веке князя Владимира Киевского, которого в 980 году даже посылали в Грецию учиться. Звали лечца - Иван Смера-половчанин.Церковный устав Св. Владимира(996г.)объявил больницы церковными учреждениями,а "лечцов"(врачей)-людьми церковными,подведомственными епископу. Этот документ регламентировал устройство и работу благотворительных и медицинских учреждений в России вплоть до XVIII века. В Уставе определялся и источник финансирования - "десятина", которая шла на содержание монастырей и церквей,богаделен,больниц,"странноприимных домов".Десятину составляли налоги: от ссудных дел,от торговли, от урожая и т.д. В "Изборниках Святослава" 1073 и 1076 гг,компилированных для черниговского князя Святослава Ярославовича с
"Изборника" болгарского царя Симеона (X век) - наряду с рекомендациями по лечению говорилось и о вознаграждении врачу-"..аще лечец прилучится, привести его к больному и уплатить за его труд". Это был период расцвета древнерусской монастырской медицины,а центром ее был Киев.После принятия Русью христианства,
волхвы,как хранители старинных традиций племенно - родовой медицины, стали подвергаться гонениям вначале со стороны церкви,а затем,поскольку они нередко выступали в роли руководителей народных восстаний,-и преследованиям со стороны
великокняжеской власти. Так, уже в "Уставе князя Владимира" волхование и зелейничество считалось преступлением против веры и карались. В 1021 году, в Суздале по приказу князя Ярослава было казнено несколько волхвов. В 1227 году в Новгороде, на Ярославском дворище публично сожжены 4 волхва.
Монастырские больницы превращались в госпитали во время военных действий,
осадах городов,в карантинные больницы - при эпидемиях. Фактически на Руси не было ни одного монастыря без "госпитальных палат",а для оказания "скорейшей помощи страждущим... врач всегда должен был находиться в недужном месте", т.е. находиться в монастыре безотлучно. На него возлагались обязанности лечить не только живущих в монастыре, но и приходящих молиться, которых -"..в случае нужды помещать в недужном храме".Это привело к тому, что до XVI века в России медицинскую деятельность в "общегосударственном масштабе
" осуществляли, главным образом, представители монастырской медицины.
Интерес представляет изучение причин запрета монастырским врачам принимать подарки непосредственно от больных.Наши предки были далеки от борьбы с
"нетрудовыми" доходами и, так называемой ныне, коррупцией в медицине. Причины запрета намного прозаичнее. В монастырском уставе "Око церковное" говорилось, что "...врачи должны остерегаться подарков от больных или пользоваться вещами умерших "черной смертью"... аще бо кто что возьмет, в тот же час неисцелимо умираху".Отсюда видно,что население Древней Руси имело ясное представление об опасности эпидемических болезней. Так что борьба с подарками была вызвана необходимостью противоэпидемических мероприятий и более ничем.Вместе с тем, церковной монополии на медицинскую помощь на Руси никогда не было.Мудрость предков позволяла развиваться и "частной" "светской", "мирской" медицине.
Светские лекари, в основном, тоже были выходцами из Византии, хотя были и доморощенные эскулапы.Большой популярностью пользовались Фео-фил Нонн, Симеон Сыч и другие. В посольстве Святого Владимира находился врач Иоанн Смера.
Были и женщины-целительницы - дочь бортника Феврония,дочь черниговского князя Ефросинья, внучка Владимира Мономаха Евпраксия -фельдшер, акушерка, а "по совместительству" и жена византийского императора.Евпраксия-урожденная княжна Добродей, дочь великого князя Мстислава Владимировича, после выхода замуж за византийского императора Алексея Комнена получила имя Зоя.В 1902 году в библиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции ученый X.Лопарев обнаружил рукопись
"Алимма" (Мазь),написанную Евпраксией на греческом языке в 30-х годах XII столетия.В документах,связанных с расторжением брака Василия III с Соломонией Сабуровой (1525г),упоминаются"чародеицы" русского происхождения, осматривавшие
великую княгиню с целью излечения ее от бесплодия и дававшие ей лекарственные мази.Бесконечные военные походы требовали знающих хирургов, травматологов, которые на древнерусском языке назывались "резальниками".В те времена хирурги владели техникой "операции" на черепе, ампутации конечностей, при этом на прооперированном месте оставался едва заметный шрам.Кожные заболевания лечили дегтем (современная мазь Вишневского!),им же заливали трупы и могилы тех, кто погиб от чумы.Одновременное функционирование "монастырской" и "мирской" систем
оказания медицинской помощи свидетельствует о том, что подданные древней Руси уже в то время имели право выбора врача, причем "Русская правда", что весьма знаменательно, отмечает права "мирских лечцов" требовать плату за свою работу.
Существование на Руси частных врачей в XII веке подтверждается документальными
источниками. Так, при падении боярина Василия, как свидетельствует летопись, князь Георгий Симеонович лично явился к нему в сопровождении "княжих врачев...
хотя врачевати его".История сохранила нам и имя другого "лечца",личного врача черниговского князя Николая Давыдовича— Петра Сириянина.Летописи говорят, что он был "...лечец вельми хитрый".
В период татарского ига медицина на Руси "заглохла".Ни о каких врачах в течени целых двух веков летописи не вспоминали.Только при Иоанне III (великом князе Иване Васильевиче), свергнувшем монголо-татарское иго, на Руси в "числе большом" появились профессиональные врачи-иностранцы. В немалой степени это связано с расширением внешнеполитических связей, в частности, с женитьбой Иоанна III на греческой царевне Софии Палеолог, что способствовало прибытию в Москву иноземцев.Уже в свадебной свите Софии Палеолог были врачи(судьба одного
из них была описана в романе И.И. Лажечникова "Басурман")В 1485 году из Рима прибыл Антон Немчина,а в 1490г еврей Леон Жидовин.Их-то и выписали собственно для князя.Особенностью этого периода было с одной стороны усиление роли князя и уменьшение влияния церкви.Христианские заповеди сменялись жесткой вертикалью
единоличной власти.Это привело к ликвидации какой бы то ни было законодательной базы по регламентации врачебной деятельности. Положение врача теперь всецело зависело от отношения к нему власть имущих.От медиков требовали
,чтобы больные непременно выздоравливали,и за это давали большое вознаграждение, в случае же смерти больного - лишали жизни и неудачливого эскулапа.Так, Антон Немчина был личным врачом Иоанна III, который очень ценил лекаря,однако это не избавило его от печальной участи.Когда заболел находившийся в Москве татарский царевич Дан-Яров,князь Каракач, византийскому доктору Антону велено было лечить его.Лечение оказалось неудачным,царевич умер
.Антон был "выдан" сыну умершего и удавлен им, а по другим сведениям, отведен на Москва-реку и зарезан под Москворецким мостом "аки овца".
Трагичной была судьба и другого врача Леона Жидовина."В 1490 г Мануйловы дети (брат Софии Палеолог Андрей и племянники) приведоша с собою к Великому князю лекаря мастера Леона Жидовина из Венеции и иных мастеров".Когда заболел
"ломотою в ногах" сын Иоанна III - Иоанн Иоаннович Младой, Леону велено было его лечить."И нача его лекарь лечити зелие пити даде ему,нача жизнь стекла по телу, вливая воду горячую, и от того ему тягчае бысть и умре".Расправа Иоанна III с врачом тоже была короткой: его посадили в тюрьму, а по истечении сорока дней с кончины княжича-отвели на Болвановку и при большом стечении народа ему отрубили голову.Такая же участь постигла двух выходцев из восточно-белорусского города Лукомля Ивана и Матвея Лукомских, которые были казнены в 1493 г по обвинению в попытке отравить великого князя, а народная знахарка, лечившая царицу Софью, была утоплена в Москва-реке.После этого неудачного опыта использования иноземных врачей, летописцы на некоторое время прерывают всякие упоминания о них.Неизвестно:была ли утрачена на Руси вера в их познания
или просто не нашлось желаюших рисковать своей жизнью. Второе,наверное, более вероятно.Известно,что после казни Леона было поручено послам "Королю Римскому Максимилиану,Юрию Трахиниоту-греку и Василию Кулешину" просить,чтобы- "король послал лекаря доброго, который бы ведом был на внутренние болезни, на раны". Прошение осталось без ответа.
Только при сыне и преемнике Иоанна III великом князе Василии Иоанновиче иноземные врачи вновь появились в Москве.Один из них Теофил (Феофил)- подданный прусского маркграфа,взятый в плен в Литве.Власти Пруссии неоднократно требовали вернуть его на родину, на что великий князь отвечал уклончивым отказом:"У Теофила многие дети боярские на руках- лечит их, к тому же он и женился на Москве". Отказом ответил великий князь Василий Иоаннович и турецкому султану на его прошение вернуть другого врача - грека Марко. Третий врач этого периода, пользовавшийся особым доверием великого князя Василия, был Николай Луев(Николо).В это время предрассудки и невежество стали постепенно ослабевать,поэтому судьба этих врачей была намного счастливее, чем у их предшественников.Известно,что Теофил и Николо находились у постели умирающего Василия Иоанновича.Об этом событии летопись повествует так: "Явися мала болячка на левой стране на стегнь на сгибе с булавочную головку". Болезненный процесс протекал стремительно. Уже через несколько дней князь не мог вставать. Последние слова умирающего князя были обращены к врачу Николаю -"Скажи правду, сможешь ли ты меня вылечить?"Ответ был прямым и честным: "Я не в силах воскрешать мертвых".Умирающий обратился к окружающим со словами- "Все кончено:Николай изрек мне смертный приговор".Поражает глубокая вера умирающего
князя в силу врачебного искусства.Необходимость и польза врачей была признана всеми сословиями. К ним стали относиться с большим уважением.
На рубеже XV-XVI столетий образовалось Московское государство,во главе которого становятся Великий князь и Боярская Дума.В 1547г Великий князь Иоанн IV был провозглашен "Царем Всея Руси".Столицей нового государства стала Москва
,на которую и легла ответственность в деле сохранения здоровья населения. Появились первые элементы государственного регулирования медицинской деятельности.Необходимо было готовить свои национальные кадры врачей.И в 1654 г. была открыта "Школа русских лекарей", в которую в год открытия приняли 30 первых учеников. В этой школе врачебному искусству в течение 5-7 лет за счет государства обучались дети стрельцов,духовенства и служивых людей.О достаточно
привилегированном положении врача в обществе в тот период свидетельствует то, что желающих попасть в школу было очень много.В отличие от современных конкурсов в медицинские вузы проблема поступления в "Школу русских лекарей" разрешалась только личной резолюцией царя на челобитной (или на заявлении)"Ему
учиться пекарному делу". Условия жизни лекарских и аптекарских учеников тоже известны из их прошений."Царю бьют челом холопы твои лекарского дела ученики
тридцать восемь человек.Живем мы,холопы твои, в разных приказах по стрелецким слободам, да дворишек своих нет..., а ныне нас, холопей твоих, из стрелецких слобод выбивают, а детца нам негде". Резолюция царя - "До государева указа высылать не велено" свидетельствует о высоком уровне патроната над подготовкой
врачей. Но, несмотря на это, врачей катастрофически не хватало.
Новая попытка укомплектовать "штаты здравоохранения" за счет иностранцев была в XVI веке,когда развитие морской торговли России с Англией через Архангельский порт дало толчок для притока английских врачей. Так,в числе 123 иностранцев,набранных в 1534 году на русскую службу посланным с этой целью за границу Гансом Слетте, были завербованы 4 доктора, 4 аптекаря, 2 оператора, 8 цирюльников,8 подлекарей.Привлечению английских врачей способствовало и открытие в 1553 г свободного северного проезда в Россию. В 1557 г посол английской королевы Марии и ее супруга Филиппа в качестве подарка представил ко дворцу Иоанна IV "дохтура". История повторилась. К сожалению, мы не знаем о дальнейшей судьбе "дохтура Стэндиша".Личным врачом Иоанна Грозного был и Арнольд Лензей (Арнульф Линдсей),известный своими книгами по медицине и математике.По свидетельству князя Курбского, "...он приглянулся царю" и пользовался его большим доверием..принимавшего из его рук лекарства-"великую любовь всегда показывавше, обаче лекарства от никакого приймаше". И это при постоянном страхе Иоанна Грозного отравления!Известно и то, что кроме занятий медициной Арнольд Лензей давал советы государю по многим политическим делам. Он был человеком достаточно амбициозным и независимым и мог, при случае, возразить самому царю.Однажды,смертельно ранив во время пиршества князя Осипа Гвоздева,царь велел позвать Лензея."Исцели слугу моего доброго,-сказал царь. -Я поиграл с ним неосторожно"."Так неосторожно, - отвечал Арнольд, - что разве Бог и Твое Царское Величество может воскресить умершего:в нем уже нет дыхания"
Погиб доктор Лензей трагически,задохнувшись в погребе во время большого пожара
После его смерти Иоанн выразил желание иметь нового доктора именно из Англии. С этой просьбой царь обращается к английской королеве Елизавете.Данная просьба
была обусловлена рядом причин. Мучимый призраками боярской крамолы,Иоанн, как известно,серьезно помышлял о своем побеге в Англию(позже,уже в последние годы своей жизни, московский царь сватал за себя леди Гастингс-принцессу английской
королевской крови).Английская королева Елизавета быстро откликнулась на просьбу московского царя-"Надобен тебе научный и промышленный человек для твоего здоровья;и я тебе посылаю одного из своих придворных докторов, честного
и ученого человека.Посылаю тебе доктора Роберта Якоби как мужа искуснейшего в лечении болезней. Уступаю его тебе, брату моему, не для того, чтобы он был не нужен мне,но для того, что тебе нужен.Можешь смело вверить ему свое здоровье".
Доктор Р.Якоби был прекрасным врачом и акушером.В Москве его называли Романом Елизариевым.С его именем связано и формирование нового типа врача-иностранца -"врача-дипломата",который занял одно из ведущих мест в медицине XVI - XVII вв.
В 1581 г из Англии приехал аптекарь Яков Френшам (Жене Френчем), который
"завел в Москве" первую придворную аптеку.Вместе с тем, среди приехавших на Русь лекарей,было немало отчаянных проходимцев и шарлатанов.Один Елисей Бомелий чего стоил! По хлесткой аттестации Н.М. Карамзина - "Доктор Елисей Бомелий, негодяй и бродяга, изгнанный из Германии, снискав доступ к Царю, он полюбился ему своими кознями;питал в нем страх,подозрения;чернил бояр и народ
,предсказывал бунты и мятежи, чтобы угождать несчастному расположению души Иоанновой. Цари и в добре и в зле имеют всегда ревностных помощников; Бомелий заслужил первенство между услужниками Иоанна, то есть между злодеями России".
Этот "дохтур", "лютый волхв и еретик", умело поддерживал в мнительном царе страх и подозрения, предсказывал бунты и мятежи, выступал в роли отравителя неугодных Иоанну лиц. Астролог, маг, алхимик, профессиональный сочинитель изощренных ядов, Бомелий долгое время был люб Ивану Грозному тем, что готовил зелья с искусством,позволяющим точно предугадать день и час смерти государевой
жертвы. Но, видно, закружилась голова от успехов, зарвался, стал терять чутье Елисей Бомелий. Когда царь пошел на Новгород, на Бомелия пришел донос, будто он вместе с новгородским архиепископом составил заговор против Ивана. Грозный царь шутить не любил, "дохтура" сначала вздернули на дыбе, а затем пытали огнем.Бомелий,отведав таких "гостинцев",повинился даже в том, о чем его никто и не спрашивал.Участь его была предрешена,и если дата рождения царского лекаря
вызывает у историков сомнения, то год смерти известен доподлинно -1579, когда он был сожжен по велению ИоаннаIV за политические интриги(за связь со Стефаном
Баторием).Вообще о шарлатанах-иностранцах, рядившихся в тогу врача, разговор особый.Множество их повидала Россия в ту буйную эпоху.Так, некий Степан Гаден поставлял своему патрону,боярину Артамону Матвееву,смазливых блудных девиц из Польши.Но стоило супруге боярина приревновать мужа,как она неожиданно занемогла и вскоре скончалась,а по Москве пошел гулять слух, что померла боярыня не без стараний Степашки Гадена.В 1682 г, во время стрелецкого бунта, об этом случае вспомнили и приписали Гадену отравление царя Феодора Алексеевича посредством яблока, наполненного ядом. Доктор пытался спрятаться, но стрельцы его изловили,приволокли на Красную площадь,где,после приличествующих случаю пыток, казнили. Заодно отрубили головы его сыну и помощнику Ягану Гутменшу.
Традиционно славились доктора своими амурными приключениями. Одному из них, Г.Карбонарию,брошенная в Вене жена написала в письме:"Сия грамота да отдастся изменному доктору Григорию Карбонарию в его проклятые руки, на Москве". Супружеское проклятие,вероятно, было настолько искренно, что Карбонарий после получения послания прожил в России еще четверть века, даже не помышляя о возвращении домой.Другой доктор,некто Андерсон,обвинялся в том,что при наличии
законной супруги в Дании женился в Москве на другой, прижил с ней детей, а затем завел несколько любовниц.Были и такие, что брались по сходной цене вылечить любую болезнь.В 1653 году доктор Иоганн Белау предложил Аптекарскому приказу купить кусок "инрога" (так именовался в сем документе мифический единорог)за фантастическую по тем временам сумму в 8000 рублей.Означенный
"инрог",по мнению достопочтенного "дохтура", являлся идеальным средством от оспы, кровавого поноса и иных столь же серьезных напастей. Как несомненное доказательство эффективности препарата, Белау даже представил сертификат качества, писанный на латыни и заверенный подписями нескольких заморских эскулапов.
В 1598 г преемником Иоанна Грозного стал Борис Годунов,а уже в конце 1599 г его здоровье резко ухудшилось. Возникла необходимость в настоящем медицинском наблюдении.В связи с этим в 1600г Борис Годунов направил в город Любек и
"другие немецкие города за дохтурами" своего посла Рейнгольда Бекмана с наказом,"чтоб непременно в Любеке дохтурам промыслить".В результате в 1600 г на придворную службу была принята целая группа известных врачей из Любека,Риги
,Кенингсберга. Всего же при дворе Бориса Годунова служило более 10 иноземных медиков и аптекарей,имевших дипломы лучших европейских университетов.Среди них
были -Христофер Рейтлингер из Венгрии,Давид Васмер и Генрих Шредер из Любека, Иоганн Гилке из Лифляндии, Каспар Фидлер и Тимофей Виллис из Англии.
О серьезности подхода к укомплектованию врачебного "штатного расписания" свидетельствует Н.М.Карамзин.Им описан любопытный факт своеобразной сертификации квалификации медиков русскими властями в самом начале XVII в. В 1601 г английский посол Ричард Ли обратился к царю Борису Годунову с просьбой выдать докторский диплом прибывшему в Москву из Венгрии медику X. Рейтлингеру.
"Покорно челом бью, штоб его Царское Величество велел дати имя дохторское Христофору Рыхтенгеру,назвати его дохтором..и ведаю,что Великий Государь, как есть во всей вселенной,может дать честь всяким людем по их достоинству". Это, по-видимому, наиболее ранний пример аттестации научной компетенции иностранца русским государством.О признании дипломов иностранных университетов в России история умалчивает.Но есть сведения о русских врачах,получивших в этот период образование за границей. Первым из славян получил степень доктора медицины в Болонском университете врач из Украины - Георгий Дрогобычский, где он в 1481 -1483 гг.трудился профессором.Он даже издал в 1483г в Риме свой научный труд
"Прогностическое суждение", единственный, дошедший до нас экземпляр которого хранится сегодня в библиотеке богословского факультета Тюбингерского ун-та в Германии.В 1512 г степень доктора медицины была присвоена в Падуанском ун-те белорусскому первопечатнику, уроженцу Полоцка Франциску Скорине, впоследствии называвшему себя "в лекарских науках доктор". Магистерскую степень получил в 1583 г С.Петрицкий. Первым из русских докторского диплома в Галле в 1627г был удостоен С.Кириллов за диссертацию "О природном средстве при подагрических болезнях", а в 1694 г степень доктора медицины получили в Падуе врачи Петр Постников и Волков.
На рубеже XV - XVI веков произошло и разделение медицины на обыкновенную и элитную.Заботясь о здоровье своем и своего семейства,царь Борис дал специальное поручение послу Р.Беккману подобрать врачей исключительно для лечения царской семьи.Поручение было быстро выполнено.Единственной их задачей являлось "бережение здоровья государева".По свидетельству современников,"царь
держал их всех для того, чтобы они ухаживали за его персоной". Руководителем всех придворных медиков и аптекарей был родственник и ближайший советник царя Семен Никитич Годунов.Как указывает Никоновская Летопись,"а дохтуры те были у боярина Семена в приказе".Одновременное приглашение на придворную службу сразу
большой группы дипломированных докторов, строгое ограничение их деятельности рамками царского двора и, наконец, назначение специального руководителя над придворными медиками и аптекарями-все это позволяет говорить о том,что именно в 1600г было положено начало создания специальной медицинской службы в Кремле
Так было сформировано и начало работать,сохранившееся до наших дней,
"Четвертое управление" при дворе царя. Кстати, это "Управление" было весьма разнонациональным:немец Иоган Гильке,венгр Ритленгер,англичанин Томас Виллис
Привлекал в Россию врачей-иностранцев и царь Борис Федорович,при котором были сформулированы требования к квалификации иностранного специалиста. Так, в документе, датируемом 1667 г, содержится перечень условий, которым должен был отвечать иноземный "дохтур": "...Подлинно, прямо ли он дохтур, и дохтурскому делу научен и где дохтурскому делу учился,и в академии он был ли, и свидетельствованные грамоты у него есть ли. А будет про того дохтура подлинно не ведамо,что он прямой дохтур,и в академии не был и свидетельствованных грамот у него нет, тогда того дохтура не призывать...". Другой документ свидетельствует об отказе голландскому врачу: "Он дохтур неведомый и свидетельствованных грамот о нем нет".Конечно, мы не исключаем проникновения в Московскую Русь под видом врачей и шарлатанов.Но их массовый приезд,в конце концов, стал ограничиваться достаточно суровыми мерами наказания за
"медицинские преступления". В одном из царских указов того времени лекари предупреждались,что "буде из них кто нарочно или ненарочно кого уморят, а про то сыщется,им быть казненным смертью".Правовая регламентация врачебной деятельности, в современном понимании этого, в России началась после принятия в 1597 году "Судебника" - первого русского свода законов. В конце XVII века вышел первый в России закон ("Боярский.приговор"), предусматривавший наказание за врачебные ошибки.
Дальнейшее развитие медицинское право получило при Петре І. Одним из первых указов он заменил Аптекарский приказ Медицинской канцелярией во главе с главным врачем-архиатром и приравнял профессиональные медицинские преступления
к уголовным. В военно-морском уставе 1721 года записано: "Ежели лекарь своим небрежением к больному поступит, то яко злотворен наказан будет". Был создан институт судебно-медицинской экспертизы, причем для исследования не только умерших, но и живых лиц. В обязанности врачей-экспертов, в частности, входили и вопросы планирования семьи.Так в 1722г был издан указ об освидетельствовании
"дураков" для разрешения вступать в брак и установлении невменяемости.
Законодательные акты ПетраI определяли требования не только к профессиональной
деятельности,но и к личным качествам врача-"Следует,чтобы лекарь в докторстве доброе основание и практику имел; трезвым, умеренным и доброхотным отправлять мог".Поскольку ПетрI настойчиво "прорубал окно в Европу",то на привилегированном положении были врачи-иностранцы, деятельность которых была практически бесконтрольна. Лишь некоторые из них могли быть высланы из страны.
Единый врачебный закон появился в России лишь в 1857 г и с незначительными частными дополнениями просуществовал вплоть до октября 1917 г. По законам XIX века врачи не могли быть привлечены к уголовной ответственности даже при грубых дефектах лечения, повлекших смерть пациента. По ст. 870 "Уложения о наказаниях" (1885), "когда медицинским начальством будет признано, что врач, оператор,акушер или повивальная бабка по незнанию своего искусства делает явные,более или менее важные в онном ошибки,то им воспрещается практика,доколе
они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела. Если от неправильного лечения последует кому-либо смерть или важный здоровью вред,то виновный,буде он христианин,передается церковному покаянию по распоряжению своего духовного начальства".Врачебные дела направляли для оценки во врачебные управы или в медицинский совет, которые и решали вопрос о привлечении врача к ответственности. Общей тенденцией того времени было то,что врачевание,в силу своей исключительно гуманной направленности, не может относиться к уголовно наказуемым деяниям. Вместе с тем во врачебную среду,особенно в земство,уже начиналось проникновение идей
"разночинцев" и "народовольцев",не разделявших принципы закрытости для общества врачебного цеха. К счастью для медиков Манассеины и иже с ними были в явном меньшинстве и погоды, по большому счету, не делали.
Источник:Полный вариант работы:
Бобров О.Е. Медицина (нравы, судьбы, бесправие). - Кировоград: "Полинум", 2003. - С. 5-56.
http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/bioetica/Medicina.htm
Дополнительно литература по теме:
"Медицина в зеркале истории" С.М. Марчукова,"История медицины" в двух томах,а также другие мед.источники в частности Гиппократ,Галлен,Абу Али Ибн Сина на этом ресурсе:
http://lechebnik.info/index.htm
Нашла здесь:
http://nedorazvmenie.livejournal.com/921366.html#cutid1