Что ты задумала, мама?
Мне плохо от твоих коварных мыслей.
Во мне много доброты, но твои злобные мысли сокращают её.
Мне трудно уберечь мои дары, которые я несу тебе, мои дары людям, – они мельчают.
Я долго готовился, мама! Готовили меня светлые ангелы – учили, наставляли. Ты только помоги мне, убереги во мне Чашу мою, а дальше увидишь, какой гордостью я стану для тебя!
Не мучайся сама и не мучай меня, мама.
Не моя вина, что я в тебе. Не вина твоя. В этом нет виновных. Закон такой: ты открыла окошечко, и я влетел.
Но влетел с надеждой, что ты обрадуешься мне.
А теперь хочешь избавиться от меня?
Значит, задумала убить меня?
Сотрясутся Небеса, мама, ибо мне доверено наложить одно кружево на великом узоре жизни. От моих стараний многим станет хорошо, меньше буде зла на Земле.
Дай мне свершить свою долю чуда, мама, и не уходи от свершения своей доли чуда тоже. Ведь небеса доверили тебе принять меня!
Отбрось все условности и возвысься над обыденностью!
Твоё будущее без меня помрачнеет.
Полюби меня, чтобы я родился с любовью к тебе.
Дай мне прийти всей мощью своего предназначения и оправдать твою жизнь тоже. Не терзай себя выбором – родить, не родить…
… К кому ты пришла, мама?
К этому мяснику?
На нём тысяча грехов. Пощади его тоже – не взваливай ещё один!
Не ложись, мама, на этот стол!
Одумайся … Уходи отсюда!
Мясник, хоть на этот раз опомнись: не губи себя, не губи маму, не губи меня, не обрывай ткань великого узора жизни!
Мама, прислушайся к сердцу своему, в нём шёпот мой…
Знаешь, что я ещё несу тебе, ма…
Люди! С доме Земля сегодня очередной день траура…
Советую вам не выходить из дома, не нагружать себя…
В тазик для отходов брошен кусок плоти.
Сказано: прервать зарождение ребёнка, хуже убийства.
Человек с саквояжем.
Чёрные тучи сгустились над городом. Страшные молнии рассекали небо. Гремел гром. Поднялся ветер, с огромной силой вырывая деревья и ломая их, а с домов срывал крыши. Хлынул холодный ливень с градом. Сметая всё на своём пути, потоки горной рекой хлынули по улицам. Перепуганные люди скрылись в домах.
Трёхлетняя девочка увидела: из переулка вышел человек с саквояжем в руках. Идёт он против ветра, града и ливня. Силы природы отбрасывают его назад, град бьёт по лицу. Но он упорствует. Люди, укрывшиеся в подъездах домов, зовут его, но он их не слышит.
Мама, мама! – закричала испуганная девочка. – Человек на улице!
Мама подошла к окну.
Вот неразумный! – сказала она с усмешкой. - Хочет показать, какой он герой?
Подул ветер и человек с саквояжем упал в бушующий поток.
Мама! - вскрикнула испуганная девочка. – Он утонет … утонет.. Надо спасти! – Сердце девочки сжалось от боли.
Видишь, что может произойти с глупым! Почему не хочет переждать в подъезде, как все.. – наглядно объяснила мама дочке.
Человек с саквояжем с трудом выбрался из воды и вновь пошёл против ливня и ветра.
Встал… Устоял… Идёт дальше! – порадовалась девочка и хлопнула в ладоши.
Запомни, доченька, неразумного на каждом шагу ждёт беда! – настаивала мама.
Он же спешит куда-то, разве не видишь? – сказала девочка с грустью.
Поспешишь – людей насмешишь! – последовало мамино нравоучение.
Сердце девочки возмутилось.
Мама, а если он врач и спешит к больной девочке, чтобы спасти ей жизнь… А если эта девочка - я?
Спешите, дети, будем учиться летать!
Мы пошли к мудрецу набраться уму-разуму.
Мы спросили его: Можно запрещать детям? Сказал нам мудрец: Тогда они не научатся летать.
Мы спросили: А если они вредят? Сказал мудрец: Даже вредное не запрещать.
Мы удивились: Как же тогда быть? Сказал он нам: Отведите глаз ребёнка от вредного или предупредите о нём.
Мы спросили: А если он над пропастью и не хочет принять совет? Ответил мудрец: Строго берите его за руку и уведите от пропасти. Это будет исполнение долга.
Сказали мы: Он заплачет. Ответил он: Заплачьте вместе с ним. Слёзы обеспечивают взаимопроникновение.
Тогда мы задали мудрецу вопрос: Можно ли осуждать проступок?
Ответил мудрец: Осуждение мертво, так дети не научатся летать.
Спросили мы: Оставить незамеченным?
Ответил он: Нет. Проявить снисхождение.
Спросили мы: Не получится ли, что ребёнку всё сойдёт с рук?
Ответил мудрец: Может получиться. Но надо дать детям понимание суровости долга.
Спросили мы: Как это сделать?
Сказал мудрец: Пусть живут, как взрослые. Дайте им строить свои города, пусть таскают брёвна своего города и устанавливают в нём законы жизни
Тогда спросили у мудреца: Как быть с похвалой?
Ответил он нам: Похвала напрягает устремление к полёту, увеличивает скорость и высоту полёта, совершенствует красоту полёта.
Спросили мы: За что хвалить ребёнка?
Ответил мудрец: Хвалите за всякое продвижение, даже за самое малое, трудноуловимое. Хвалите за случайное благое движение.
Спросили мы: не возомнить ли о себе ребёнок?
Ответил мудрец: Возомнит, если похвала фальшивая.
Спросили мы: Какова же похвала истинная?
Ответил он нам: Истинная похвала есть утверждение ребёнка, она есть встреча с будущим.
Спросили мы: Значит, исключается возмущение?
Ответил мудрец: Возмущение искреннего сердца есть похвала, она поощряет к дерзанию. Возмущение злобное есть наказание, оно тушит устремления.
Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей.
Притом летать высоко,
стремительно,
далеко,
красиво.
И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят.
Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят. Этим способом следует воспользоваться при обстоятельствах, когда люди подошли к пропасти и нет другого пути спастись.
То есть немедленно!
И надо стереть в сознании мысль: "Учить можно только тому, чему сам научен". В ней ложь, и она губительна. Взамен следует утвердить закон: "Уча – учимся".
В нём Истина, она спасительна.
Только не забудем, приложить к этому закону веру, надежду, любовь, искренность, красоту и творящее терпение.
Автор: Шалва Амонашвили
[700x522]