• Авторизация


Мясо из супермаркета – не халяль 25-03-2009 22:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Отвечает Шейх Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари.

ВОПРОС:

Я встречал Мусульман, которые говорят, что для нас халяль мясо иудеев и христиан, например,  мясные продукты из макдональдсов, супермаркетов и т.д. В качестве довода они опираются на мнение Юсуфа аль-Карадави.
«И поскольку пища людей Писания, иудеев и христиан, разрешена вам на основе изначальной дозволенности, т.е. Аллах не запретил ее вам, соответственно, вы можете есть мясо животных, которых они закололи или убили на охоте, так же как и они могут делить с вами вашу пищу».
(«Разрешенное и запрещенное в Исламе» Юсуф аль-Карадави, глава II, «Закалывание животных людьми Писания»).

 «Понятие «пища людей писания»  из пятого аята суры Трапеза является общим и включает в себя мясо и любые другие продукты. Все они являются разрешенными, кроме тех, что являются запрещенными по своей сути, например, мясо умершего животного, свинина, излившаяся кровь – харам, независимо от того, у кого приобретено это мясо, у христианина, иудея или мусульманина.
(«Разрешенное и запрещенное в Исламе» Юсуф аль-Карадави, глава II, «Закалывание животных людьми Писания»).

Если мы не услышали, что при заклании животного христианин или иудей, произносил другое имя, кроме Имени Аллаха (например, имя Иисуса или какого-нибудь святого), то мясо, которое он предлагает – халяль. В случае если упоминалось другое имя это – харам, согласно мнению некоторых ученых, считающих, что в данном случае разрешение на пищу людей писания не распространяется, потому  что животное убито не во имя Аллаhа.
Другие придерживаются мнения, что пища людей Писания была разрешена нам Аллахом, Который более сведущ в том,  что они говорят, забивая  животное.
(«Разрешенное и запрещенное в Исламе» Юсуф аль-Карадави, глава II, «Закалывание животных людьми Писания»).

Мы знаем, что импортное мясо, такое как курица и консервированная говядина  людей Писания является для нас халялем, даже если животное забивается электрошоком или другим способом. Если они считают это соответствующим своей религии, то для нас такое мясо - халяль. Это применение приведенного выше аята из суры Трапеза (Коран 5.5)
 («Разрешенное и запрещенное в Исламе» Юсуф аль-Карадави, глава II, «Мясо животных, убитых током»).

Однако, выступая несколько лет назад на конференции Исламо-арабской ассоциации  США, где он является постоянным гостем, Карадави очень разозлился, когда ему задали этот вопрос. И стал призывать мусульман США (среди гостей конференции было много американских бизнесменов-мусульман) покупать еду в халяльных магазинах, а не в супермаркетах.
ОТВЕТ:

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного

Ответ на этот вопрос разделен на три части:

1. Во-первых, речь пойдет об истории употреблении людьми  в пищу мяса и забоя скота.

2. Вторая часть коснется условий и правил, необходимых для того, чтобы закалывание животного соответствовало шариату.

3. В третьей будет опровержение тех, кто считает что мясо, продаваемое крупными европейскими супермаркетам - халяль.

1. История употребления человеком в пищу мяса и способов закалывания животного.

Общеизвестно, что употребление в пищу мяса человеком начинается с его создания. Человек ел мясо с самых давних времен.  Однако до прихода Ислама, для добычи мяса использовались всевозможные средства. В пищу употреблялось мясо мертвых животных. А были времена, когда от живого животного отрезалась часть. Боль и страдания беззащитного и невинного творения Аллаха не принимались во внимание.

Потом Аллах благословил человечество, послав нам Своего любимого посланника (солляллаху алейхи ва саллям) в качестве источника жизни и  света.

Священный закон Ислама (Шариат), с которым был направлен человечеству Посланник Аллаха (солляллаху алейхи ва саллям) разрешил употребление [забитого по определённым правилам] животного и запретил мертвечину. Мясо некоторых животных, которое вредно для благополучия человека, было запрещено; это свинина, мясо собаки, кошки и диких животных.

Также были введены определенные правила касательно [забоя и] употребления мяса животных, разрешенных в пищу (халяль): должно выпустить как можно больше крови и других нечистых элементов; животное должно быть забито наименее болезненным, самым милосердным способом.

Обряд закалывания животного также напоминает людям об огромной ценности дара жизни, о том, каким благословением Всевышнего является для нас пища, и мясо, в частности.

Священный закон благословенного посланника Аллаха (солляллаху алейхи ва саллям) также различает употребление мяса и другой пищи. Животные похожи на людей – у них есть душа и пять чувств. Они чувствуют боль и удовольствие. И поэтому, казалось бы, употребление мяса животного не должно быть разрешено в пищу людям.

И многие люди различных цивилизаций и разных времен, не озаренные Откровением, приходили к этому заключению.

Однако Аллах Всемогущий по Своей безграничной Милостй и Милосердию разрешил людям употреблять мясо определенных животных. Он сделал человека своим лучшим созданием и создал для него всякие блага. Аллах Та’аля говорит:

«Он создал для тебя все вещи на земле» (2:29)

Этим Ислам и отличается от созданных человеком религий и верований - он предписывает определенные методы забивания животных. Он наложил принципы и предписал законы, без соблюдения которых такое мясо будет запретно
к употреблению.

Забивание животного – не просто обычный, житейский вопрос, в котором отдельно взятый человек может действовать,  как пожелает, не прибегая к правилам и принципам Шариата. Напротив, этот процесс рассматривается как акт служения Всевышнему и обладает священным значением по причинам, упомянутым выше Посланник Аллаха (солляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если кто-то молится так, как молимся мы и молится в направлении киблы, ест зарезанных мусульманами животных, то он – верующий и находится под защитой Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение Всевышнего)» (передает Имам аль-Бухари, ссылаясь на Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах)).

В другом хадисе Пророк (солляллаху алейхи ва саллям) сказал:
 
«Мне было велено бороться с людьми, пока они не скажут – нет Бога кроме Аллаха. Когда они скажут так, и будут молиться, как мы, и молиться в направлении Киблы и резать животных так, как режем мы, их кровь и имущество будут священными [неприкосновенными], кроме случаев, разрешенных Шариатом» (Бухари).

Приведенные выше хадисы благословенного Посланника Аллаха (солляллаху алейхи ва саллям) ясно определяют, что забивание животного в соответствии с правилами занимает важное место в шариате. Пророк (солляллаху алейхи ва саллям) перечислил в одном ряду намаз, направление киблы и забивание животных – он назвал эти черты тем, что отличает истинного верующего, мусульманина (чья жизнь и имущество неприкосновенны) от немусульманина.

Поэтому те, кто считает, что забить животное – рутинная задача, не связанная с религией, и что это можно сделать, как угодно, находятся в явном заблуждении и противоречии со словами и путем Посланника Аллаха (солляллаху алейхи ва саллям).

Как может верующий считать этот вопрос светским, если наш дорогой Пророк (солляллаху алейхи ва саллям) считал, что это отличает мусульманина от неверного?
Таким образом, мы видим, что Шариат дает четкие предписания касательно употребления мяса в пищу. Есть четкие принципы, правила и законы, которых мусульманин должен придерживаться.
 
Некоторые из этих законов связаны с шариатским хукмом в отношении самого животного, другие – с процедурой забивания [разрешенного в пищу животного]. При несоответствии этим законам мясо будет считаться харамом.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
mosi_mosi 25-03-2009-22:06 удалить
2. Условия и правила, по которым закалывание считается действительным Правилам и законам, касающимся охоты и забивания [животных], уделяется в фикхе большое внимание из-за той важности, которую Аллах и его Посланник (солляллаху алейхи ва саллям) придал им. Факихи разъясняют эти правила в своих работах очень подробно, основываясь на доводах Корана и Сунны и словах сподвижников. Вы почти не найдете книг по фикху без отдельной главы об охоте и забивании скота. Мы, конечно, не сможем охватить их все в такой краткой статье, кроме того, это не является нашей целью, однако, самые важные будут приведены далее. Изначально существует три базовых условия, для того чтобы закалывание соответствовало Шариату: а) Большая часть четырех вен (включая яремную) должны быть перерезаны острым режущим предметом б) Во время закалывания должно произнести имя Аллаха (непосредственно или фактически - если тот, кто обычно говорит, забыл сказать) в) Животное должно быть зарезано мусульманином или кем-то из людей Писания (ахль уль-Китаб) (как пишут Хаскафи и ибн Абидин в книге «Радд аль-Мухтар - опровержении на «Дурруль-Мухтар») Здесь нужно напомнить, что все эти условия необходимо выполнить независимо друг от друга. Невыполнение любого из них делает мясо животного запретным к употреблению. Сейчас мы более подробно рассмотрим каждое из них. Первое условие Аллах Всемогущий говорит: «О, вы, которые уверовали! Вам запрещается в пищу мертвечина, текущая кровь, свинина и то, что заколото без упоминания имени Аллаха, мясо удавленной скотины или павшей от удара, или убившейся от падения с высоты, или забоданной рогами другого животного, или мясо скотины, которую заел хищный зверь. Но мясо той разрешённой скотины, которую вы ещё застали в живых, годится в пищу». (5:3). Если животное – халяль, будь то домашнее или дикое – его кровь должна пролиться с помощью инструмента с острым режущим краем. И зарезано оно должно быть не за счет силы, а с помощью остроты лезвия. Этим острым предметом может быть нож или любой другой предмет. Однако использовать для этого коготь или клык нежелательно (макрух) по мазхабу Абу Ханифы и недопустимо по Шафиитскому мазхабу (Ибн Абидин «Радд аль-Мухтар», 5-208). В достоверном хадисе, который приводит имам аль-Бухари и другие, говорится: «Если режущий инструмент приводит к тому, что кровь хлынула ключом и было упомянуто имя Аллаха, то ешьте, но не пользуйтесь при забивании клыком или зубом» (Бухари). Передается от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (солляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Чем бы вы не перерезали яремную вену – это мясо можно есть (имам Малик, «Муватта» 2/489). Ибн Аббас и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) передают: «Посланник Аллаха (солляллаху алейхи ва саллям) запретил прибегать к шариату шайтана, когда животное закалывается без перерезания вен, просто ранением, а затем умирает». Следуя вышеприведенным хадисам и другим свидетельствам, факихи считают: для того, чтобы мясо животного стало халяль, необходимо рассечь таким образом, чтобы кровь хлынула ключом. При таком методе забоя из животного выходит больше всего нечистых веществ. Факихи разошлись в том, какие именно вены животного должны быть перерезаны. Согласно имаму Шафии, нужно перерезать столбчатую и пищеводную жилу для того, чтобы животное считалось халяль. Согласно нашему, ханафитскому мазхабу, нужно рассечь 3 из 4-ёх артерий. Однако все факихи сходятся на том, что место для рассечения – горло и верхняя часть груди. Второе условие Что касается второго условия – произнесения имени Аллаха - большинство факихов придерживаются мнения, что это обязательно. Если кто-то не произнес имя Аллаха, специально и сознательно, животное не разрешается в пищу. Однако если это случилось по забывчивости, оно остается халяльным, об этом говорится в первоисточниках. Это мнение большинства факихов. Очень часто имаму Шафии (да будет доволен им Аллах) приписывают мнение, что животное является халяль даже если имя Аллаха намерено не было произнесено, и что произносить имя Аллаха в данном случае – сунна. Однако мой уважаемый учитель, муфтий Таки Усмани (да хранит его Аллах) оспаривает это мнение [приводя доказательства из трудов имама Шафии]. Он говорит, что мнение великого муджтахида (да будет доволен им Аллах) распространяется на те случаи, когда кто-то изредка забывает произносить имя Аллаха. Если непроизнесение имени Аллаха входит в привычку и происходит по небрежности, или из-за осознанного отношения к этому, то, согласно имаму Шафии, это не допускается также, как и согласно другим [имамам]. Доказательства необходимости забивать животное с именем Аллаха. «Аллах разрешает есть скот после того, как он заколот; но не ешьте то, над чем во время закалывания не было произнесено имя Аллаха, если Его имя не было упомянуто нарочно, или было упомянуто другое имя, помимо Аллаха. Ведь это - нечестие и неподчинение законам Аллаха!» (Сура Скот - 6.121). Вышеприведенный текст явно свидетельствует о необходимости произнесения имени Аллахa при забивании животного и о незаконности мяса животного, если имя не произносится, как говорят крупные муфассиры. а) Всевышний Аллах говорит: «Тебя (о Мухаммад!) спрашивают, что разрешается им в пищу. Скажи им: "Вам Аллах разрешает блага, которыми наслаждаются чистые, здоровые души, и то, что изловят вам дикие животные, приученные вами к лову, как указал вам Аллах. Ешьте из того, что они вам изловят, и призывайте имя Аллаха, направляя их на охоту. Бойтесь Аллаха и повинуйтесь тому, что установлено шариатом Ислама, не преступайте границ шариата. Остерегайтесь неповиновения Аллаху в этом! Он скор в расчёте!» (аль-Маида, 4) б) Всевышний Аллах говорит: «Почему вы не должны есть из того, над чем произнесено имя Аллаха». (Скот, 6.119) в) Джундуб ибн Суфьян аль Баджали рассказывает: «Однажды мы пришли к Посланнику (солляллаху алейхи ва саллям), чтобы совершить жертвоприношение. Некоторые зарезали своих животных до праздничного намаза. Когда Пророк (солляллаху алейхи ва саллям) совершил намаз и увидел, что кто-то забил животных до молитвы, он сказал: «тот, кто режет до молитвы, должен принести новую жертву вместо этой, а те, кто не резал до молитвы, пусть режут с Именем Аллаха [Бухари]». Третье условие Третье условие - животное должно быть забито мусульманином или людьми Писания (ахль аль-китаб). Животное, забитое кем-то другим, кроме мусульманина и Ахль аль-китаб, даже при выполнении всех остальных условий, по мнению факихов, считается харам. По этому вопросу существует иджма крупных авторитетных ученых (Ибн Кудама - «Мугни» 9.312 и другие работы). Аллах Всевышний сказал: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им». Словом «пища» в этом аяте обозначены именно животные, забитые людьми Писания (См: Тафсир Ибн Касир, 2 том, стр. 19.) В этом аяте ясно говорится о том, что мясо животного, забитого людьми Писания, дозволенно употреблять в пищу [Мусульманам]. Однако, существует фундаментальный принцип науки тафсира (толкования Корана), который гласит: «Одна часть Корана объясняет другую [его часть]» (См: Куртуби, введение в «Аль-Джами' Ахкам аль-Куран» и Сайути «Аль-Иткан фи 'Улюм аль-Куран») Следовательно, этот аят должен пониматься в свете другого аята, упомянутого ранее и относящегося к этой же теме: “Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха…» (Аль-Ан’ам, 6.121). Из смысла этих обоих аятов становится ясным, что животное, забитое (забиhа) людьми Писания, дозволенно лишь в том случае, если в момент забивания было произнесено Имя Аллаха, а сам процесс был совершён верным [с точки зрения Шариата] способом. Как упоминалось ранее, произнесение Имени Аллаха [во время забивания] является самостоятельно необходимым условием [дозволенности]. Об этом говорится далее, в следующем разделе 3. Ответ тем, кто заявляет что мясо, предлагаемое западными супермаркетами – халяль. Рассмотрим, какие доводы приводят группы, полагающие, что мясо из европейских супермаркетов – халяль. Один из них - шейх Юсуф аль-Карадави, как было верно указано в вопросе. Я бы не хотел никого оскорбить, моя цель – истина. Шейх Юсуф аль-Кардави – великий ученый, который много сделал во благо Ислама и донес его послание до огромного числа людей. Пусть Аллах вознаградит его благом за это. И не подобает простому студенту, каким являюсь я, критиковать его. Однако только в нашей религии существует аспект, который наделяет этим правом студентов и простых людей – борьба за истину. И только баракят этих великих ученых дает право тем, кто находится ниже них, приводить их взгляды на тот или иной вопрос в предисловии и лишь потом высказывать свою точку зрения. Все это делается только в поиске довольства Аллаха. Говоря о Шейхе Юсуфе аль-Карадави, думаю нужно привести отрывок из статьи Саййиди Фараза Раббани, опубликованной ранее: «Факихи традиционного толка предостерегают насчет методологии фикха, которой пользуется шейх Карадави, а особенно его излишней снисходительности в некоторых вопросах, которая граничит с расхлябанностью, неряшливостью и пренебрежением. Это происходит потому, что он не ограничивает себя достоверными позициями четырех школ, и известен среди ученых своими ошибочными позициями и мнениями. Они уважают его как ученого, однако предостерегают от тех его высказываний, которые расходятся с позицией четырех мазхабов». Основа позиции шейха Карадави в этом вопросе: мнение, что аят Священного Корана, разрешающий еду людей Писания, (приведенный ранее) – есть аят общий, следовательно, в нём идёт речь о мясо и других продуктах независимо от того, как происходило забивание и было ли произнесено Имя Аллаха или нет. Он также приводит довод, что пища людей Писания разрешена по принципу первоначальной дозволенности вещей, поскольку она не была запрещена Аллахом Та’аля. Таким образом, в связи с этим возникает два вопроса: а) Необходимо ли, чтобы люди Писания забивали животное по закону шариата? б) Необходимо ли, чтобы они произносили имя Аллаха? Первый вопрос – необходимо ли чтобы люди Писания забивали животное согласно закону шариата Большинство ученых считают, что животное, убитое иудеем или христианином, может считаться халяль лишь в том случае, если оно было забито по Шариату. Ниже мы приводим доказательства этого: 1)Аллах Всемогущий сказал в суре Трапеза: «О, вы, которые уверовали! Вам запрещается в пищу мертвечина, текущая кровь, свинина и то, что заколото без упоминания имени Аллаха, мясо удавленной скотины или павшей от удара, или убившейся от падения с высоты, или забоданной рогами другого животного, или мясо скотины, которую заел хищный зверь. Но мясо той разрешённой скотины, которую вы ещё застали в живых, годится в пищу». (5:3) Свинина в этом аяте объявлена запрещенной, также как и животное, задушенное до смерти, или убитое ударом. Если кто-то признает животное, например, задушенное людьми Писания разрешенным, то нужно также признать, что разрешена и свинина, поскольку они упоминаются в одном контексте и она также входит в «еду людей Писания». 2) Значение аята «Еда людей Писания дозволена вам» говорит о том, что правило действительно только в том случае, если христиане и иудеи забивают животных так же, как и Мусульмане. Как можно говорить, что животное, забитое людьми Писания является халяльным в независимости от процедуры забивания, когда животное, забитое Мусульманином таким же образом (не соответствующим Шариату) - харам. 3) Ислам разграничивает людей Писания и других немусульман в отношении к забою скота и женитьбе, поскольку законы христиан и иудеев в этом аспекте схожи с шариатом. Например, в иудейской Мишне содержатся те же правила закалывания скота. Из этого ясно следует, что разрешенность употребления в пищу мяса иудеев и христиан следует лишь из того, что они придерживаются в этом вопросе тех же принципов, что и Мусульмане. 4) Если кто-то хочет жениться на иудейке или христианке, но сделает это, нарушив законы Шариата, например, женится без свидетелей или на ближайших родственницах, то это будет харам безо всяких сомнений. Так откуда в аналогичном вопросе с забоем скота может быть другая точка зрения? Есть также и другие доказательства, но думаю, что приведенных выше хватит, чтобы не затягивать наш разговор. Второй вопрос: обязательно ли людям Писания произносить имя Аллахa? В этом вопросе факихи расходятся. Согласно ханафитской и ханбалитской школе, это является уcловием для того, чтобы животное было халяль (см. Касани, «Бада’и аль-Сана’и» 5.46).Ученые также считают, что именно по этой причине, животное, забитое людьми Писания, считается халяль, потому что им было предписано делать это с Именем Аллаха. Есть другой аспект этого вопроса – многие люди на Западе называют себя христианами. Однако это лишь название. На самом деле это не так. Они не верят твердо, ни в Бога, ни в посланную им книгу, ни в пророка. Они являются христианами лишь по названию и на самом деле не верят ни в какую религию. Поэтому их нельзя назвать людьми Писания. Они – атеисты, и мусульманам не разрешается есть забитых ими животных, согласно иджме. В заключение, мясо, продаваемое западными супермаркетами, или предлагаемое христианами, считается харам, так как обычно не выполняются условия, делающие его халяль, и т.к. те, кто его забивает, не настоящие христиане. Кошерное же мясо по своей природе является разрешенным, однако видные исламские ученые, включая самого же шейха Карадави, говорят, что надо воздержаться от употребления этого мяса из-за сионистского режима в Палестине. А Аллаху об этом ведомо лучше и только от Него - успех во всяком деле. Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари, Великобритания.
интересно, но не до конца понятно, но в супермаркетах и правда не халяльное мясо, убитое током, пусть и без крови, но ради выгоды забито а не ради Аллаха, не во имя бога вообще
moderatorin 10-04-2009-15:01 удалить
Ответ на комментарий Покорный_Муслим # Как Вы понимаете, эта фетва издана именно в связи с тем, что появились люди, которые утверждают обратное - дозволяют мусульманам покупать мясо в супермаркетах или на рынках в странах, большинство населения которых христиане (как правило - лишь номинально), например, в России. Я знаю людей, которые это практикуют. В подробности вдаваться необязательно, главное знать, что это не халяль и всё.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мясо из супермаркета – не халяль | ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ_ИСЛАМ - ПРИГЛАШЕНИЕ К ВЕРЕ... | Лента друзей ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ_ИСЛАМ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»