Наиболее частым заблуждением ребят является то, что именно Манилов куда более похож на “живую душу”, чем скряга Плюшкин. Мне даже приходилось слышать о том, что, дескать, подобно герою Данте, Чичиков постепенно спускается от одного круга “ада” к другому. И Плюшкин находится в самом низу этих скорбных “кругов”. Напомним нашим ученикам, что Павел Иванович, очень хорошо знавший основополагающий закон чиновничества “чин чина почитай”, в городе сначала едет к губернатору. Это потом он отправился “к вице-губернатору, потом был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера, у откупщика, у начальника над казёнными фабриками…” Нетрудно заметить, что порядок этот вовсе не произвольный. Потому-то первым делом Чичиков отправляется к Манилову, а не к Собакевичу.
Поскольку в данном случае мы имеем дело с сочинением-сопоставлением, необходимо сравнить этих персонажей комедии. Много интересного можно обнаружить, выясняя, в чём сходство и различие этих гоголевских типов. Я имею в виду всё те же интересы героев, их характеры, речь, портреты помещиков, описание окрестностей их усадеб и интерьеров господских домов. Можно обратить внимание ребят на то, что и Манилов, и Плюшкин погрязли в мелочах, причём каждый — в своих. У одного — “бисерный чехольчик на зубочистку”, у другого — “ликёрчик” да “четвёртка чистой бумаги”.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на молодость Манилова, несмотря на то, что Манилов женат, имеет двух детей, он нисколько не живее Плюшкина. Скорее, наоборот. Именно у Плюшкина, по мнению автора, остаётся хоть и ничтожный, но всё же шанс на духовное перерождение. Именно у этого героя есть биография. Его в известном смысле можно назвать “героем с развитием”. Правда, “развитие” это довольно своеобразное, ибо это не что иное, как деградация. А Манилову падать некуда. Он давно застыл, как закладка в книжке, что лежит на четырнадцатой странице уже два года.
Взято с http://lit.1september.ru/