Кто я?Самопознание является методом и целью Джняна-йоги, йоги мудрости. Человек, идущий этим путем, пытается получить ответ на свои вопросы разными путями: самостоятельно, вопрошая мудрецов или штудируя тексты. Он не удовлетворяется первой мыслью, которую выдаст его разум, или первым же изречением, написанным в древнем писании, или словами даже признанного всем миром авторитетного риши. Свои выводы и сторонние наставления он анализирует и проверяет собственным опытом. Поиск ответа на вопрос о своей истинной сути не является для такого джняна-йогина чем-то досужим, каким-то развлечением. Он стремится к непосредственному переживанию истины, знанию, основанному не на словах, а на личном трансцендентальном опыте, который не поддаётся словесному описанию, после которого не остается никаких сомнений и никаких вопросов. Такой процесс самопознания становится для йога неизменным атрибутом самой жизни, имеющим такое же значение, как и регулярные вдохи-выдохи. Разумеется, свадхьяя для Джняна-йоги необходима уже на старте её практики
школа йоги. Откуда я пришёл и куда иду?Не все люди интересуются своей внутренней природой. Но если они покопаются в себе, то обязательно найдут те вопросы, которые буквально «берут за душу». Свадхьяя реализуется в данном случае как процесс поиска подобных вопросов, таких как: «Какова причина существования реальности? Какая моя роль в бесконечности пространства и времени? Откуда я пришёл и куда иду?».
[показать]
Раджа-йога, или путь медитации, приводит к углублению в свадхьяю. Это может происходить и как постепенное продвижение к цели, и как мгновенная вспышка озарения. Процесс медитативного углубления чем-то похож на углубение в бесконечную внутреннюю структуру атома. Медитативные техники удаляют наслоения мыслеформ с поверхности разума, позволяя человеку в итоге остаться в своей изначальной природе чистого сознания.
Карма-йога не будет реализована без принципа свадхьяя. Человек может вдохновиться идеей выполнения идеальных действий, но это вдохновение быстро разрушится, если не найти ту деятельность, которая нравится сама по себе. Когда какая-либо деятельность приносит человеку такое удовольствие, что он в её процессе забывает об ожидаемых от неё результатах, когда выполняя какую-то работу он вовлекается в нее с головой - это и будет самой лучшей карма-йогой. Свадхьяя позволяет найти занятие по душе, и если оно найдено, карма–йогин уже не думает о результатах труда, так как знает, что они автоматически реализуются наилучшим из всех возможных способов.