Если спящие красавицы, Красные Шапочки и Золушки – персонажи исключительно сказочные, то на роль прототипа Синей Бороды претендуют как минимум два кандидата.
"Мне нынче труден мой урок. Куда от странной грёзы деться? Я отыскал сейчас цветок В процессе древнем Жиль де Реца… И, верно, дьявольская страсть В душе вставала, словно пенье, Что дар любви, цветок, увясть Был брошен в книге преступленья…". (Н. Гумилев) Итак, представляем вашему вниманию первого кандидата – барона Жиль де Ре (де Реца). Именно про него нянюшка рассказывает юной Анжелике (той, что "маркиза ангелов"), потрясающие воображение "страшилки" о том, как в темных подвалах замка Тюффон доблестный барон всячески сексуально издевался над бессчетным множеством невинных детей, убивал их, а некоторых даже приносил в жертву сатане. Когда в 1440 году Жиля де Ре сожгли как колдуна, многие его родственники и знакомые, мягко говоря, опешили. Хронист XV века писал: "До этих событий он был гораздо более знаменит как доблестнейший из рыцарей".
Правда, говорят, что влезший в долги барон действительно баловался алхимией, пытаясь произвести из свинца золото и поправить свое благосостояние. Золота он, разумеется, не добыл, да еще со своими кредиторами (в том числе из среды церковников) обращался грубо. За дело взялась инквизиция, а дальше шло как по маслу – пытки, "чистосердечное" признание в убийстве 140 детей и поклонении дьяволу, в результате чего (как поощрение за откровенность) барона перед сожжением "милостливо" удушили. Так и пошла гулять в народе молва о страшном бароне. Его наградили синей бородой, а невинно убиенных детей заменили невинно убиенными женами (к слову, барон был женат всего один раз, и то по расчету).
Однако, есть в этой леденящей кровь истории некоторые несоответствия. Во-первых, трупов младенцев в подвалах замка никто не находил и суду не предъявлял. Во-вторых – вся судебная комиссия была сплошь и рядом враждебно настроена к подсудимому. В-третьих – в результате этого судилища герцог Бретанский – главный кредитор барона – получил почти все его земли и недвижимость. И наконец – в руках инквизиции можно сознаться в чем угодно. Историки уже давно подозревали, что вся расправа над Жилем де Ре сфабрикована недругами. И в 1992 году специальная комиссия в Люксембургском дворце пересмотрела "дело" барона и вынесла вердикт: "Невиновен". Что же – лучше поздно, чем никогда…
В заключение еще один забавный факт. Как вы думаете, против чего направил острие своей морали благородный Шарль Перро в этой страшной сказке? Против мужей-деспотов и садистов? Как бы ни так! В первой морали писатель не столько укоряет жестокого мужа, сколько подтрунивает над женской чертой – совать нос куда не следует:
Смущает всех оно, На горе смертным рождено. Примеров – тысячи, как приглядишься малость: Забавна женская к нескромным тайнам страсть: Известно ведь – что дорого досталось, Утратит вмиг и вкус и сласть". А во второй морали – иронизирует уже над мужьями, которыми помыкают жены. "Коль в голове умишко есть, Чтоб тарабарщину растолковать мирскую, Поймешь легко – историю такую Лишь в сказке можем мы прочесть. Мужей свирепых нет на свете ныне: Запретов нет таких в помине. Муж нынешний, хоть с ревностью знаком, Юлит вокруг жены влюбленным петушком, А борода его будь даже пегой масти, Никак не разберешь – она-то в чьей же власти?". В общем, довели мужика до ручки! Кстати, именно подобная трактовка составила суть и известного сатирического советского мультфильма 1979 г., где речь идет не столько про деспотию мужей, сколько про деспотию жен.
Ведь где же это он Достал такую бороду, Убийца и пижон. С ума сойти от ужаса, Вот до чего замужество Доводит бедных жен. А дело тут не в этом, А в том, что бородач, Для каждой вертихвостки, Был герцог и богач. ...Прекрасная книга о синем кошмаре Отличный подарок супружеской паре И каждый сюжет - побеждает добро Написана лично французом Перро. (песня из м/ф "Очень Синяя Борода", сл. Ю.Кима) |