Добродетельная жена должна смотреть в будущее с надеждой и оптимизмом и никогда не отлынивать от работы. Так учит Книга Притч. А эта книга дурному не научит...
«Кто найдет добродетельную жену?»
В Вавилоне муж мог простить жену за измену и сохранить ей жизнь. В Египте собственной клятвы в невиновности жены было достаточно для оправдания. Еврейку за супружескую неверность забивали камнями до смерти.
В Египте женщина могла развестись с мужем, что было недоступно для женщин Вавилона и древних израильтянок (и для большинства европейских женщин вплоть до XIX века). Самым частым основанием для развода было бесплодие женщины. Вавилонянин же мог развестись с чересчур расточительной женой или понизить ее статус до рабыни.
Древние евреи были привержены полигамии. Даже в 1 веке н.э. иудейский историк Иосиф Флавий отмечает: «Иметь сразу нескольких жен – это наш древний обычай». Считается, что у Соломона, правившего в Х веке до н.э., было 700 жен и 300 наложниц.
Как тут не обидеть каждую. Тем более, при отсутствии виагры.
В Египте, в III тысячелетии полигамия – обычное явление, но позже уступила место моногамии (исключение: фараоны).
В Вавилоне не разрешалось иметь больше одной законной жены, но побочные жены и наложницы не воспрещались. Вавилонские законы вменяли в обязанность жене (при ее бесплодности) обеспечить мужа наложницей, которая бы родила ему ребенка.
В Египте женщина продолжала владеть своим приданным и могла стать наследницей мужа. Но деньги и собственность предназначались для сыновей, а не для женщин.
Египетский писец Ани учил: «Порождать детей мудро; счастлив мужчина, чья семья многочисленна».
«Не бывает некрасивых женщин, бывают трусливые мужчины»
Египетская присказка.
РАЗВИТИЕ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ.
Лишь горстка женщин смогла оставить след в древней истории. Нам известна египетская царица 1 династии Мериет-нит (около
15 веков спустя появилась царица Хатшепсут, вдова, правившая с 1505г. по
В истории Древнего Египта известны также Нефертити, Арсиноя, Береника и Клеопатра;
История Ассирии сохранила имена Накви, жены Сеннахериба, и Семирамиды, которую Геродот назвал «самой прекрасной, самой жестокой, самой могущественной и самой похотливой из восточных цариц».
У евреев вообще не было цариц. Упоминаются жены, матери, дочери царей. Только исключительная сила личности таких женщин как Иезавель или Фамарь позволила им заслужить значительное место в Священном Писании.
По египетским законам мужчина и женщина были фактически равны. Но равноправие мало значило. Независимость давали деньги. А заработать женщина в Египте могла лишь танцовщицей или музыкантом, а эти профессии требовали способностей не только к музыке, но и к проституции. Женщина могла быть либо женой, либо рабыней. От мужчины зависело, будет ее жизнь легкой или тяжелой.
Скелеты, найденные при археологических раскопках, свидетельствуют, что женщины низших классов подвергались физическим перегрузкам и что избиение жены не было необычным явлением в Древнем Египте. Медики - антропологи изучали угол сочленения частей женских рук и пришли к выводу, что данный тип суставов представляет результат, к которому приводит защита головы от ударов.
А когда супруг женщины совершал преступление, уголовный закон египтян подвергал наказанию не только мужа, но и женщину, и ее детей. Как правило, их обращали в рабство.
В Вавилоне статус женщины официально был ниже статуса мужчины. Но выбор профессий был шире. Были даже женщины-писцы (стенографистки). Вавилон располагал прорицательницами, колдуньями, служанками, парикмахерами, лавочницами, пивоварами, водоносами, ткачихами…
Эти профессии давали возможность избежать гнета домашних обязанностей.
Еврейские женщины имели меньше возможностей для профессионального роста, чем вавилонские, но больше, чем египетские. Они могли быть кухарками, парикмахерами, пекарями, проститутками. И все. Но для своих мужей им приходилось делать гораздо больше.
[167x289]