[300x300]
Когда я был учи деси О Сенсея, на тренировках все, начиная с самого первого входа на татами, должны были носить хакаму. Тогда не было ограничений, касающихся типа хакамы, поэтому додзё выглядело очень живописно. Можно было видеть хакамы всех сортов и цветов, разного качества, от хакамы для кендо до полосатой хакамы, используемой для японских танцев и дорогостоящей шелковой хакамы. Я представляю себе как могло достаться новичку, одолжившему дорогую хакаму своего дедушки, предназначенную исключительно для особых случаев и торжественных церемоний, и протирающему ее коленки занимаясь сувариваза.
Я очень хорошо помню тот день, когда я забыл свою хакаму. Я собирался зайти на мат для тренировки в одном доги, когда О-Сенсей остановил меня. "Где твоя хакама?" - строго спросил он. "Как ты можешь думать, что можешь получать инструкции учителя одетый в одно нижнее белье? Почему у тебя нет чувства приличия? У тебя явно отсутствуют воспитанность и этикет, необходимые каждому занимающемуся будо. Иди сядь сбоку и смотри на тренировку!"
Это был только первый из многих выговоров, которые мне предстояло получить от О-Сенсея. Однако, в данном случае мое невежество заставило О-Сенсея после тренировки прочитать своим учи деси лекцию о значении хакамы. Он сказал нам, что хакама - это традиционная одежда для тех, кто изучает кобудо и спросил знает ли кто-нибудь из нас почему у хакамы семь складок?
"Они символизируют семь компонентов будо",- сказал О-Сенсей
щедрость
честь и справедливость
вежливость и этикет
ум, интеллект
искренность
преданность
благочестие
Этими качествами в прошлом обладали лучшие самураи. Хакама связывает нас с природой истинного Бусидо. Она символизирует дошедшие до нас традиции, передавашиеся из поколения в поколение.
Айкидо родилось из японского духа бусидо и на занятиях мы должны стараться развивать семь его традиционных компонентов".
Сейчас большинство додзё по Айкидо не придерживаются четких указаний О Сенсея, касающихся хакамы. Ее значение понижено от символа духовных ценностей до знака уровня юданся (чёрных поясов). Я посещал разные додзё во многих странах. Во многих местах, где хакаму носят только юданся, юданся утрачивают скромность. Они считают хакаму знаком отличия и символом своего превосходства. Такое умственное состояние превращает церемонию приветствия О Сенсея в начале и в конце каждой тренировки в посмешище над его памятью и его искусством. Еще хуже этого то, что в некоторых додзё хакаму обязаны носить женщины, имеющие уровень кю - только женщины. Вероятно, этим хотят подчеркнуть их женские качества. По моему мнению, это обида и дискриминация для женщин айкидока. Это обижает и айкидока - мужчин, поскольку предполагает их умственную слабость, которой не место на татами при занятиях Айкидо.
Меня огорчает столь ограниченное использование хакамы. Некоторым людям это может казаться несущественным, но я помню насколько большое значение придавал ношению хакамы О-Сенсей. Я не могу отрицать значение этого предмета одежды и никто, я думаю, не возразит, что духовные ценности, которые она символизирует, имеют огромное значение.
В моем додзё и школах филиалах я одобряю ношение хакамы всеми учениками, независимо от их степени и уровня подготовки. (Я не требую этого в обязательном порядке до получения ими первой степени, поскольку у новичков в Соединенных Штатах обычно не бывает японских дедушек, у которых можно одолжить хакаму).
По моим представлениям, если ученики носят хакаму и знают ее значение, то это помогает им лучше чувствовать дух О-Сенсея и его восприятие.
Если мы допустим потерю хакамой своего значения, вероятно, это будет означать и начало утраты важных компонентов духа Айкидо. С другой стороны, если мы выполним пожелания О Сенсея, касающиеся нащей формы для занятий, то нам будет легче даваться духовное восприятие мечты, которой он посвятил свою жизнь.
Мицуги Саотомэ "Принципы Айкидо"