• Авторизация


Хакама и её значение. 09-11-2007 11:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[300x300]
Когда я был учи деси О Сенсея, на тренировках все, начиная с самого первого входа на татами, должны были носить хакаму. Тогда не было ограничений, касающихся типа хакамы, поэтому додзё выглядело очень живописно. Можно было видеть хакамы всех сортов и цветов, разного качества, от хакамы для кендо до полосатой хакамы, используемой для японских танцев и дорогостоящей шелковой хакамы. Я представляю себе как могло достаться новичку, одолжившему дорогую хакаму своего дедушки, предназначенную исключительно для особых случаев и торжественных церемоний, и протирающему ее коленки занимаясь сувариваза.

Я очень хорошо помню тот день, когда я забыл свою хакаму. Я собирался зайти на мат для тренировки в одном доги, когда О-Сенсей остановил меня. "Где твоя хакама?" - строго спросил он. "Как ты можешь думать, что можешь получать инструкции учителя одетый в одно нижнее белье? Почему у тебя нет чувства приличия? У тебя явно отсутствуют воспитанность и этикет, необходимые каждому занимающемуся будо. Иди сядь сбоку и смотри на тренировку!"
Это был только первый из многих выговоров, которые мне предстояло получить от О-Сенсея. Однако, в данном случае мое невежество заставило О-Сенсея после тренировки прочитать своим учи деси лекцию о значении хакамы. Он сказал нам, что хакама - это традиционная одежда для тех, кто изучает кобудо и спросил знает ли кто-нибудь из нас почему у хакамы семь складок?


"Они символизируют семь компонентов будо",- сказал О-Сенсей


щедрость
честь и справедливость
вежливость и этикет
ум, интеллект
искренность
преданность
благочестие

Этими качествами в прошлом обладали лучшие самураи. Хакама связывает нас с природой истинного Бусидо. Она символизирует дошедшие до нас традиции, передавашиеся из поколения в поколение.

Айкидо родилось из японского духа бусидо и на занятиях мы должны стараться развивать семь его традиционных компонентов".

Сейчас большинство додзё по Айкидо не придерживаются четких указаний О Сенсея, касающихся хакамы. Ее значение понижено от символа духовных ценностей до знака уровня юданся (чёрных поясов). Я посещал разные додзё во многих странах. Во многих местах, где хакаму носят только юданся, юданся утрачивают скромность. Они считают хакаму знаком отличия и символом своего превосходства. Такое умственное состояние превращает церемонию приветствия О Сенсея в начале и в конце каждой тренировки в посмешище над его памятью и его искусством. Еще хуже этого то, что в некоторых додзё хакаму обязаны носить женщины, имеющие уровень кю - только женщины. Вероятно, этим хотят подчеркнуть их женские качества. По моему мнению, это обида и дискриминация для женщин айкидока. Это обижает и айкидока - мужчин, поскольку предполагает их умственную слабость, которой не место на татами при занятиях Айкидо.

Меня огорчает столь ограниченное использование хакамы. Некоторым людям это может казаться несущественным, но я помню насколько большое значение придавал ношению хакамы О-Сенсей. Я не могу отрицать значение этого предмета одежды и никто, я думаю, не возразит, что духовные ценности, которые она символизирует, имеют огромное значение.

В моем додзё и школах филиалах я одобряю ношение хакамы всеми учениками, независимо от их степени и уровня подготовки. (Я не требую этого в обязательном порядке до получения ими первой степени, поскольку у новичков в Соединенных Штатах обычно не бывает японских дедушек, у которых можно одолжить хакаму).

По моим представлениям, если ученики носят хакаму и знают ее значение, то это помогает им лучше чувствовать дух О-Сенсея и его восприятие.

Если мы допустим потерю хакамой своего значения, вероятно, это будет означать и начало утраты важных компонентов духа Айкидо. С другой стороны, если мы выполним пожелания О Сенсея, касающиеся нащей формы для занятий, то нам будет легче даваться духовное восприятие мечты, которой он посвятил свою жизнь.

Мицуги Саотомэ "Принципы Айкидо"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Айкидока 09-11-2007-11:34 удалить
Как правильно снять мерки для пошива хакама?
Всё одновременно и просто и сложно.
Нужно для начала определиться в терминах.
Из-за недопонимания, происходят нелепейшие накладки, а в результате готовое изделие не соответствует истинным размерам человека.
Итак (только не смейтесь):

Бедро (femur), часть ноги от таза до колена.
Состоит из бедренной кости и мягких частей, ее окружающих.
Бедренная кость сочленяется при помощи боковой головки с вертлужной впадиной тазовой кости.
(Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

ЛОДЫЖКА (или ладыжка)
Костяная шишка на ноге, внизу голени, представляющая собой отросток берцовой кости; то же, что щиколотка.
Это сочленение допускает движение по всем направлениям.
(Толковый словарь русского языка Ушакова)

ПОДВЗДОХИ м. мн. подвздошье ср. боковые, верхние части живота, между последними ребрами и подвздошными или тазовыми костями.
Подвздошье сзади ограничено поясницей, сверху ребрами и гусачиной, спереди животом, снизу гребнем кости и пахом.
Повздошная перепонка, подвздошница, гусаковая блона, гусачина, диафрагма.
(Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля)

Ну вот, кому не очень надо было, тот уже нас покинул, а для страждущих продолжим.

Снимается пара-тройка мерок:

1) обхват бедер на уровне САМОЙ ВЫСТУПАЮЩЕЙ ЧАСТИ ЯГОДИЦ.
Объясняю по-русски - это самая выпуклая часть жопы. Мерять над ягодицами и под ягодицами бесполезно.
Может самолюбие и потешится - вот, мол, ещё не разнесло меня до свинских размеров, но фактически хакама окажется Уже.
Самый простой пример обмотать себя вокруг бедер холстом ткани или ватманом, как юбкой. Получится строго по правилам.
Мерки снимайте в одежде, в которой тренируетесь, иначе хакама опять же будет узковата и задние складки будут несносно растопыриваться (хотя они и так должны немного расходиться);

2) Длина по боку от подвздошной кости до нижней границы щиколоток (лодыжек).
Как можно догадаться из вышепрочитанного, ту самую подвздошную кость можно нащупать большим пальцем руки (или любым другим), дотронувшись до своего таза сверху сбоку.
Женщины могут мерять длину от талии, так как особенности строения женского тела таковы, что при тренировках хакама всё равно поднимется до талии.
Нижнюю границу штанин хакама выбирайте сами.Хотите - над щиколотками, хотите - посередине или под ними. Как будет удобно, так и меряйте.
При определении нижней границы штанин, не нагибайтесь, иначе мерка исказится.
Лучше воспользоваться рулеткой, опуская её вниз. Или так: меряйте длину до пола и вычитайте 5 см.

3)Обхват талии. Обычно меряется на женщин для определения длины поясов.

Эти несложные правила помогут вам корректно снять с себя мерки для пошива хакама.

http://yoshinashi.livejournal.com/tag/hakama
[325x500]
Айкидока 09-11-2007-12:53 удалить
Исходное сообщение Айкидока где хакаму носят только юданся, юданся утрачивают скромность. Они считают хакаму знаком отличия и символом своего превосходства

Рекомендую ношение хакама на кейко по айкидо в Ставрополе для некоторых студентов:
1) Сохранение традиции айкидо.
2) Символ ответственности и большей требовательности.
3) Нивелирование авторитета сенсея в видимом различии одежды и достойное сотрудничество.
4) Переход студентов в разряд "носителей традиции" школы.
5) Подготовка к публичным демонстрациям по айкидо в хакама.
6) Снятие мотивации на ношение хакама и внутреннееее постижение смысла айкидо.
7) Сокрытие отработанной работы ног от непосвящённых.
8) Лаконичность и точность траекторий передвижений.

[300x240]
Айкидока 11-11-2007-17:07 удалить


Удивительное рядом: в каратэдо начали носить хакама...
Айкидока 03-01-2008-23:15 удалить
Исходное сообщение malenki_tzvetok
"щедрость
честь или справеливость
вежливость и этикет
ум, интеллект
искренность
преданность
благочестие"

1. Что подразумевается под словом "щедрость"? Широкая, щедрая, доброжелательная, открытая ко всему новому
душа? Великодушие? Или банально "нескупость", "нежадность"?
2. Почему между понятиями "честь" и "справедливость" стоит союз "или"? Следует ли из этого выбор-предпочтение того или другого? А вместе?

Айкидока 03-01-2008-23:16 удалить
1) Щедрость: широкая, щедрая, доброжелательная, открытая ко всему новому
душа, великодушие и банально: "нескупость", "нежадность".
2) Справедливость - необходимое и достаточное условие для чести. Честь вмещает в себя справедливость.
Айкидока 03-01-2008-23:17 удалить
Исходное сообщение malenki_tzvetok 1)Такой вариант мне нравится. Я тоже не делаю разделений. И думаю, что это не конечное... а можно продолжить качественное перечисление.
2)Здесь позвольте уточнить. Иначе, можно поспорить. Как мне кажется, справедливость подразумевает "кнут и пряник" в разумных количествах и на пользу. Честь же, в моем представлении, это еще и все то же великодушие, снисходительность к слабости и умение прощать, не опускаясь на уровень ниже. Правда, для этого, наверное, честь должна быть щедро сдобрена мудростью. Иначе, это только пафос, а на деле - презрение. Уже много лет пытаюсь его победить. Пока не получается.
Айкидока 03-01-2008-23:18 удалить
1) Наслаждайся!

2) Фильм Никиты Михалкова "12", эпиграф: "Закон превыше всего, но как быть, когда милосердие превыше закона?" Закон = справедливость. Честь или справедливость?...

3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и
женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Евангелие от Иоанна

В Новый Год с верой и надеждой!
Айкидока 03-01-2008-23:19 удалить
Доброго Нового Года! Поздравляю всех айкидок с приобщением к Искусству Мира - Айкидо. Одного из немногих воинских искусств, в котором на первом плане не животные инстинкты страха, выживания, злобы и жестокости, а личностные характеристики:

щедрость
справеливость
вежливость
интеллект
искренность
верность
благочестие...

Чистота - в сердцевине истинно воинского искусства. Айкидо невозможно понять разумом: его можно принять чистым сердцем и практиковать. Лишь практикуя искренно и усердно, можно почувствовать на себе целесообразность, отточенность и прикладность боевых форм гармоничного взаимодействия с миром людей и миром вещей.



"При всём моём к закону уважении,
По улицам хожу не так как все:
Поправ собой все правила движения-
По встречной пешеходной полосе.
Тому я вижу лишь одну причину-
Простую, как Колумбово яйцо:
Идя в потоке,
Видишь только спины,
Идя навстречу,
Видишь всех в лицо", - Андрей Макаревич.
Айкидока 03-01-2008-23:20 удалить
Исходное сообщение malenki_tzvetok Нисколько не хочу Вас обидеть, но вижу некоторые расхождения. Разъясните их, пожалуйста...

Ранее Вы писали, что справедливость = закон. В этом сообщении Вы называете справедливость (читай, закон) одной из личностных харктеристик айкидоков. И тут же приводите слова Макаревича о том, что движение в нарушение закона (читай, справедливости) дает некоторые преимущества... Мне не совсем понятно :(

И еще. Объясняя одну из техник, Вы говорили, что не следует смотреть друг на друга, а нужно смотреть в одном направлении. Я понимаю, что смотреть в спину и смотреть в одном направлении не одно и тоже, но и не в лицо же... Как же?

Очень просто: математический знак, поставленный мной для ускорения написания сообщения верен лишь отчасти, а знака приблизительно равно на клавиатуре нет. Спасибо Вам за внимание и критическое мышление.

Если быть точнее, то справедливость вмещает в себя закон, но закон не обязательно вмещает в себя справедливость. В образах - это как ручей (справедливость) и пиала с водой (закон) из этого ручья. Вода в пиале из ручья, но не наоборот.

Есть два интеллектуальных посыла:

1: Мастерство - стабильность результата.

2: Мастерство - смена привычного на противоположное.

Макаревич ценен для меня тем, что вскрывает стереотипы и побуждает к творчеству и смене привычного на противоположное. Есть три этапа в обучении:

1. Мастерство - стабильность результата. Делай как все без вопросов - этап послушания и многократного повторения.

2. Мастерство - смена привычного на противоположное. Критикуй известное и ищи варианты нестандартные. Макаревич воспевает именно этот период.

3. Мастерство - маскирование мастерства, непривлекательность, неброскость. Эстетическая концепция в Японии "саби". Умение выбирать между 1. и 2.

P.S. Есть и четвёртый этап в обучении...
ASGAlex 21-05-2008-20:12 удалить
Может поздновато и не в тему... но тем не менее:
У нас сенсей как-то и сам пришел в хакаме (он редко её носит)... Было безумно приятно на него смотреть,красиво, но вот одна проблема: Как только нужно объяснить какое-то передвижение, хакама мешает, она ведь скрывает все, что делается ногами. Насколько я знаю, На то хакама и была создана, чтобы скрывать ноги фехтовальщика и не выдавать его планы противнику во время поединка.
Так вот. Хакама полностью скрывала ноги Виктора. Его даже стало жалко, видно было, что ему порядком надоело все время её поддергивать, чтобы показать нам, как надо двигаться.
Отсюда мой вывод (исключительно для себя): традиции традициями, а обучение предъявляет свои требования. не все, что полезно для сохранения традиций, полезно для эффективности обучения.
Айкидока 22-05-2008-12:11 удалить
В противном случае мы летом начнём тренироваться в плавках и купальниках, чтобы лучше рассмотреть анатомию движения...или пойдём ещё далее разденемся до нага... Методически оправдано приподнимать хакаму для демонстрации работы ног начинающим. Действительно: частое подёргивание хакамы или чего бы то ни было - параноидальная наклонность. Всё гораздо проще: приподняв хакаму однажды, её края можно зафиксировать поясом, тогда и ноги видно и руки свободны.
Танато 02-04-2011-00:26 удалить
Большое спасибо за разъяснение смысла семи складок хакамы. Никогда бы не подумал.
Я занимаюсь кэндзюцу (Синкагэ рю), и у нас почти все (кроме новичков) носят хакаму с семью складками.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Хакама и её значение. | Айкидока - Тренировки по айкидо в Ставрополе. | Лента друзей Айкидока / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»