• Авторизация


О, ПАНАГИЯ! КАТАСТРОФА! 15-05-2009 15:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[450x600]
Антиправославным силам удалось добиться на Афоне значительных результатов.

Вот дорога делает очередной зигзаг, и мой спутник вздрагивает от неожиданности. Прямо на тропинке на маленьком стульчике сидит пожилой монах. Старец обращается к нам на румынском языке. Увы, понять его мы не можем. Но по его щекам текут, слёзы, и он восклицает: «Июнь. Катастрофа!» Дальше слышим его слова: «О Панагия, Панагия! Катастрофа!».

Старец нас долго не отпускает. Наконец мы поняли, что он хотел сказать: в июне 2003 года в очередной раз ожидалось вторжение на Афон Евросоюза, откуда опять пришли слухи о возможной отмене аватона – запрета на посещение Афона женщинами. Еще в январе 2003 года Европарламент предложил святогорцам снять запрет для женщин на посещение полуострова Афон. Этого, к счастью, пока не случилось, но образ плачущего старца так и стоит перед глазами: «О Панагия, Катастрофа!»

ГДЕ ТОНКО, ТАМ И РВЕТСЯ…

Да, Афону действительно грозит катастрофа, но придёт она, похоже, совсем с другой стороны, чем её ожидают. Даже такой робкий представитель ОВЦС, как протоиерей Николай Балашов, боящийся любого западного ветерка, высказался о претензиях Европарламента довольно резко: «Поскольку резолюция не носит обязательного характера, то я думаю, что она и не будет иметь последствий. Следование ей могло бы повлечь большое напряжение во всем православном мире, поскольку устои Афона важны не только для греческого, но и для русского православия».

Иерархи Элладской церкви высказались более решительно: «Если Евросоюз будет настаивать на отмене запрета, тогда Святая гора не сможет остаться в Евросоюзе». Вряд ли опытные европейские интриганы пойдут напролом, пытаясь добиться разрешения женщинам посещать Афон. Они прекрасно понимают, что рвется только там, где тонко…

А где тонко? С каждым годом это становится всё яснее и яснее. Помню, совсем недавно появились на Афоне вертолётные площадки. Тогда это вызвало всеобщее недоумение. Дело было года два назад, а сегодня я уже не смогу точно все их перечислить: Лавра, Карея, скит св.Анны, монастырь Симонопетр…

Пришлось нам однажды забрести в келью русского монаха, который живёт довольно уединённо. Разговор зашёл и об афонском быте. Русский монах с горечью поведал, как в соседнем скиту в монастырской гостинице, архондарике, дикей пять раз перестраивал… туалет. Видимо, достичь европейских стандартов сразу не удавалось…

Не надо искать в моих словах насмешки: это лишь горькое предчувствие афонской катастрофы. За несколько лет западным перестройщикам удалось преобразить Афон. Дело не ограничилось стройкой: Европа стала проникать в самый быт монашества. Когда входишь в Карею, столицу афонского государства, тебя уже издалека встречает вереница автомобилей – это монахи приехали пополнить запасы продовольствия, забрать почту или просто по каким-то делам. Вроде бы это естественно – при необходимости использовать достижения технического прогресса. Зачем 2-3 часа тащиться пешком по жаре или на муле, когда железный скакун доставит тебя за десять минут. Может, лучше сохранить время и силы для духовного делания...

Но вряд ли кто нас убедит, что предшественники нынешних монахов были тёмными и отсталыми людьми, когда выбирали себе для жительства каменную «квартиру» вдали от дорог и больших монастырей. Не нам, мирским людям, поучать монахов, но нельзя здесь не сказать о неком чуде, в память о котором была поставлена часовня в 150 метрах от пристани скита св. Анны. Вот что было написано внизу под распятием:

«Послушник некоего старца, неся от моря на своих плечах поклажу и поднимаясь с большим трудом, начал переживать, что напрасно трудится. Он сел здесь со своей поклажей, чтобы немного отдохнуть, будучи одолеваем указанным помыслом, когда внезапно слышит свыше чудесным образом пекущуюся о нас и помогающую нам Пресвятую Богородицу, говорящую ему: "Что ты сомневаешься и скорбишь? Знай, что эти труды, которые братья претерпевают, переносятся как благоприятная жертва Богу; и поты, которые они, поднимаясь, проливают, вменяются Христом в мученическую кровь; и безропотно терпящие здесь тяжкие труды подвига и послушания в день суда получат великое вознаграждение".

Брат, услышав это и вполне уверившись сердцем, рассказал всё братьям и отцам. Завершив же в радости и преподобии остаток своей жизни, которую провёл в подвиге и послушании, он отошёл в вечныя обители, чтобы получить вознаграждение за свои труды».

Какие же выводы делали монахи из этого случая? Архимандрит Херувим рассказывает о патриархе Кирилле V, жившем на покое в скиту св. Анны. Как только он услышал об этом чуде, так перестал использовать мула для перевозки сельскохозяйственного инвентаря и носил его на собственных плечах. Да, было время, и были патриархи… А теперь погоня за техническими усовершенствованиями не только лишает монаха указанной награды, но приближает его миру, порабощает его волю. Хватит ли сил у святогорцев лет через пять-десять подобных реформ возвысить свой голос против нарушения афонских традиций, того же аватона, наконец? Враги монашества знают свою работу, и вряд ли они собираются спешить.

АФОН И ФАНАР

Конечно, не следует говорить, что ныне вовсе нет на Афоне отшельников, ведущих аскетический образ жизни. И сегодня некоторые монахи живут в пещерах и не имеют мирских попечений. Нам приходилось бывать у такого монаха-пещерника, практически не имеющего никакой собственности. Его бодрый и весёлый вид может вызвать даже недоумение, но опытный паломник избегает кающихся напоказ, посыпающих главы пеплом…

С горькой иронией приходится говорить о том, что многие нынешние афонцы стали «гораздо смиреннее» своих предшественников. Те в первую очередь заботились о чистоте веры и своих грехах, и мало интересовались приказами из-за моря. Теперь же многие афонские деятели прислушиваются гораздо внимательнее к голосу из Константинополя, чем к голосу своей совести. Если несколько десятков лет афонские старцы активно протестовали против экуменических «выходок» стамбульских владык, то сегодня новые апостасийные инициативы Фанара уже не вызывают у многих святогорцев практически никакого интереса. Более того, весь гнев афонского начальства обрушивается на головы тех, кто в меру своих возможностей противостоит предательской политике Константинополя.

Может быть, эти монахи и не всегда правы, выбирая тот или иной образ сопротивления, но разве достойнее покой мертвеца, который почему-то некоторые называют смирением? Ситуация вокруг афонского монастыря Есфигмен хорошо иллюстрирует нынешнее афонское распределение сил. Антиправославным силам удалось добиться в этом году значительных результатов на Афоне. Главный результат – это то, что 19 афонских монастырей подписали решение об «освобождении» Есфигмена от занимающего его стены братства. Так что греческая полиция получила возможность действовать на основании этого решения, которое 26 декабря 2002 года принял Священный Кинот – высший орган самоуправления на Афоне.

Отметим, к слову, оперативность Кинота. Только лишь 14 декабря 2002 года патриарх Константинопольский Варфоломей объявил монахов монастыря Эсфигмену «схизматиками», как через 2 недели представители афонского братства, не мучаясь никакими сомнениями, просто приложили руку к козырьку.

Кстати, демократические СМИ, видимо, по своей религиозной неопытности, иногда просто расстреливают в упор своих союзников: «Монахи монастыря Эсфигмену, считающие Папу Римского еретиком, выступают против какого-либо примирения и объединения православной церкви с католической и осуждают лидеров православной церкви за подобные попытки. Над их монастырем вывешен черный флаг и транспарант с надписью "Православие или смерть". "Мы сражаемся за истину и истинно православную жизнь, которую патриарх пытается заставить умолкнуть" - заявил Мефодий», – объяснила суть событий вполне либеральная Lenta.ru. Никакая черносотенная газета не могла бы больше насолить «демократическому» патриарху.

А как же отступничество константинопольских патриархов, ставшее притчей во языцех? Это уже не волнует афонское начальство. Самое страшное для них, что в одном из монастырей не поминают вселенского патриарха! Для водворения «законности» к монастырю весной этого года даже прислали отряды полиции. К чести полицейских следует сказать, что они благоразумно не проявили никакого рвения при выполнении поставленной задачи. Оцепление было достаточно формальным. Полицейские жили невдалеке от монастыря и только 1-2 из них стояли «на боевом дежурстве».

Но всё равно эти невинные демократические забавы кончились трагически. Пытаясь доставить в монастырь трактор окольным путём, живший неподалёку от монастыря монах Трифон сорвался в пропасть и погиб. Гибель молодого монаха кое-кого отрезвила или, скорее, испугала. Устрашающие обитель полицейские были убраны. Но информационная война против Эсфигмена не утихла.

Вскоре на сайте «Православие.Ru» появилась следующая заметка: «Попыткой прекратить дезинформацию в отношении монастыря Эсфигмен назвал официальный сервер Элладской Православной Церкви пресс-конференцию, проведенную в полдень 18 марта 2003 года представителями Священного Кинота Святой Горы Афон в Союзе издателей ежедневных газет Аттики.

В пресс-конференции, официально представляя Кинот Святой Горы, приняли участие монах Иоанн, генеральный секретарь Священного Кинота, и монах Никодим из монастыря Великой Лавры, члены соответствующей комиссии Священного Кинота, а также С. Троианос (профессор университета им. Аристотеля г. Салоник), П. Бумис (профессор Богословского факультета Афинского университета), Г. Веллис (экс-вице-президент Ареопага), Д. Караяннакидис (адвокат, представитель прессы Священного Кинота по вопросу Есфигменского монастыря).

С самого начала пресс-конференции были подчеркнуты размеры, какие приобрело неверное информирование по теме Есфигмена как в греческой, так и в зарубежной прессе. Была подчеркнута опасность сеяния соблазна среди верующих неправдивыми публикациями. Согласно достаточно подробным разъяснениям юристов-членов делегации, вопрос монастыря Есфигмен имеет некоторые особенности, непонятные тем, кто не знаком с особым способом существования Святой Горы как Автономной республики.

Затем комиссия ответила на вопросы журналистов, которые были сконцентрированы на ошибочном представлении общественности в отношении якобы агрессивного обращения святогорских монахов с монахами-есфигменитами, как это было представлено СМИ. Делегация, особенно монахи, подчеркнули, что изначально существовало решение о неупотреблении насилия в отношении Есфигмена, чтобы не подвергнуть опасности жизни людей и святыни. Это подтверждается и уже тридцатилетним ожиданием разрешения вопроса.

На пресс-конференции были обсуждены вопросы юридического и канонического решения проблемы. Отец Никодим отметил, что в настоящий момент речь идет о собрании новой братии, пусть даже и вне зданий монастыря, с желанием убедить захватчиков оставить незаконно удерживаемые ими монастырские построения. В продолжении всей пресс-конференции неоднократно подчеркивалось, что цель и объект стремлений во всей теме монастыря Есфигмен – это достижение мира и спокойствия в Монашеской Республике.

Отец Иоанн охарактеризовал монахов-есфигменитов как захватчиков, чуждых святогорской традиции, и выразил общее мнение святогорцев о недопустимости дальнейшего продолжения такого неканоничного и незаконного положения вещей. Завершая пресс-конференцию, отцы-святогорцы призвали всех считать, что Святая Гора Афон – одна и едина, что нужно смотреть на нее глазами законности и дать ей возможность жить в спокойствии и молитве. Что же касается монахов-есфигменитов, святогорцы заметили, что они должны проявить понимание к этим людям, так как те стали жертвами фанатизма».

ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ!

Иначе, чем позорной, эту пресс-конференцию не назовёшь. Она лишь подтвердила тот прискорбный факт, что многолетние труды константинопольских патриархов-отступников по насаждению среди афонской братии послушной им лже-братии приносят свои плоды. Каким-то образом братство, искони занимающее монастырь, вдруг оказалось «захватчиком». В Эсфигмене, в отличие от некоторых других монастырей, где производились кадровые «зачистки», ничего подобного не было, и ныне там преемствует игуменскую власть не какой-то сторонний монах, а опытный представитель братства, много лет проведший в монастыре и хорошо известный братии.

Но афонским начальникам на это наплевать. Святая Гора, по их мнению, является их вотчиной, которой они правят в согласии с патриархом Варфоломеем. И поэтому она должна быть едина, то есть полностью принадлежать им. Смотреть на всё происходящее на ней они предлагают всем «глазами законности». Правда, неизвестно какой: демократической или церковной, – но в любом случае, ставя подобно фарисеям, закон выше веры, выше совести.

Кроме того, они, наконец, озвучили свой проект, слухи о котором давно уже циркулируют среди афонского монашества. Проект этот состоит в том, чтобы в случае неудачи с насильственным выселением есфигменских монахов, создать новое братство, которое заменит монастырь Есфигмен, хотя и расположится вне стен монастыря, но будет признано Кинотом и пошлёт своего представителя в высший орган власти Афона.

В этом году все посещавшие монастырь Есфигмен отмечали особое радушие его насельников. Ранее на гостей из России смотрели, что называется, косо: мол, экуменисты-коммунисты. Когда грянул гром, есфигменцы вдруг ощутили поддержку всего православного мира, несмотря на существующие разногласия. В беседе с одним из рабочих монастыря, находившимся на Афоне во время событий, мы узнали, что граничащий со Святой Горой город Уранополис был буквально заполнен протестующими против насилия над насельниками монастыря. Причем на некоторых автобусах, привезших защитников монастыря, можно было заметить украинские номера.

Мы сами стали свидетелями поддержки монастыря православными всего мира. Нам встретился наш соотечественник, проживающий в Германии. Почти сразу после нашего знакомства он поинтересовался у нас, как найти Есфигмен. Оказывается, он привёз небольшую сумму денег, собранную православными в этой стране, чтобы поддержать монастырь. А сам он, как и те, кто его уполномочили, люди далеко не самого высокого достатка.

И братия поняла, что сегодня их монастырь как бы стал общим знаменем борьбы против экуменистов и вероотступников. И только твёрдое, бескомпромиссное стояние в вере даст возможность монастырю устоять. И не время сейчас для мелких счётов и разборок. Порадовал нас и прекрасный журнал «Вонаргес», издаваемый монастырём. Особенно хорошо то, что некоторые статьи стали появляться не только в английском, но и в русском переводе.

ПЕРВЫЙ ФРОНТ, ВТОРОЙ ФРОНТ…

Но вернёмся к нашему старцу, который рыдал на одной из афонских тропинок… Горький его плач, вызывающий сочувствие, вспомнился мне, когда я прочитал в «Греческой газете» две статьи следующие одна за другой. В первой нынешней греческий министр иностранных дел Э.Венизелос лихо отражал попытки Европарламента добиться от Греции разрешения для женщин на посещение Афона. Отбивал он так лихо, что почувствовалось: позиция Европарламента настолько слаба, что нет пока реальной угрозы на открытие второго фронта против Афона. И роль этого второго фронта борьбы за отмену аватона – прикрытие действий первого фронта, о котором говорится во второй статье этой газеты.

Собственно, вся статья посвященна заявлению 19 афонских монастырей. Читая это заявление, просто не можешь поверить, что это произвели не писаки жёлтой прессы, а афонские монахи. Чего стоит только начало: «Монастырь Эсфигмену является одним из исторических и выдающихся монастырей Святой Горы, который сегодня, из-за его незаконной оккупации находится в трагическом положении, и лишен братии и руководства». Достойный приём лучших времён большевистского периода! Перед тем, как начать грабить богатых людей, надо заявить, что по-настоящему их имущество ворованное, поэтому им и не принадлежит, и то, что всегда было грабежом, сегодня именуется экспроприацией. Вот и в данном случае вдруг оказывается, что братство монастыря, которое живёт в этих стенах уже тысячу лет – сегодня стало «захватчиком»!

Далее следует простой приём, авторы догматизируют свою выдумку и, действуя в рамках новой системы аксиом, ниспровергают всё и вся: «Основной принцип существования Святой Горы — это церковное и административное единение всех суверенных Святых обителей. Нарушение этого принципа влечет за собой угрозу существованию Святого Афона и тысячелетним его устоям».

О том, что Афон – это удел Божией Матери, Её Вертоград, создатели нового Афона и не вспоминают, считая, видимо, не относящейся к делу легендой. Православная вера их тоже мало волнует: главное – «церковное и административное единение суверенных обителей». Причём неважно, на какой основе это единение происходит. С этими новыми посылками, конечно же, любой приказ из Константинополя будет принят с полной готовностью. Какие могут быть сомнения? Ведь может поколебаться «основной принцип существования Святой Горы»!

Но само возникновение этого принципа может быть отнесено только к 17 веку. До 1626 года существовала власть прота, который управлял Афоном в согласии со всеми афонскими обителями. Лишь после этого года власть над Святой Горой была поделена между 20 монастырями. А если мы стаем и далее углубляться в историю Афона, то у нас будет возникать множество вопросов, которые способны поколебать иные кажущиеся незыблемыми принципы.

Так, до 1313 года Константинопольские патриархи вообще не имели права вмешиваться в дела святогорцев. Да и нынешнее возглавление Константинопольским патриархом Святой Горы довольно странно… Святая Гора имеет епископа, живущего на территории чужого неправославного государства, причём сама административно входит в состав православного государства, на территории которого действует другая автокефальная церковь.

Но если мы обратимся и к истории административного подчинения Афона, то узнаем, что Святая Гора была в 1912 году незаконно оккупирована греческими войсками, и только в 1926 году, задним числом, этот захват был легализован. Но это мало волнует поборников «законности»: весь их справедливый гнев направлен против братии монастыря, которая не поминает еретичествующего патриарха.

Казалось бы, чего проще: если патриарх еретичествующий, то надо убрать патриарха, а претензии к нему признать законными. Если же патриарху удастся оправдаться перед Православной Церковью, то надо призвать братство к порядку. Но что вы! Разве можно сдвинуть с места такую политическую фигуру как Вселенский патриарх? И мы читаем дальше: «Уже 30 лет в монастыре имеют место не только противление церковной политике Вселенского Патриарха, и не только прекращение его поминовения, но и полный разрыв церковного и административного сообщения с другими монастырями Святого Афона, отделение от всех Православных Церквей, и примыкание и изолированное сообщение лишь с одной из множества так называемых сект Православного Христианства». Любопытно, что старостильную церковь, с которой есфигменские монахи находятся в литургическом общении, незадачливые публикаторы письма назвали «сектой Православного Христианства», написав её название с большой буквы. Очевидно, остаётся ещё небольшой шаг: назвать все Православное Христианство – сектой!

Да, тут нельзя не согласиться с плачущим старцем! Это катастрофа! Разделавшись с непокорными монахами, подобные «послушники» откроют на Афон дорогу и женщинам, и всем кому угодно, что сегодня кажется невероятным. Основа их послушания лежит не в каких-то там вековечных принципах, а в вертолётных площадках, джипах и роскошных туалетах. Это-то и делает их послушными.

СКОРБИ, РАСТВОРЕННЫЕ РАДОСТЬЮ

Но были в текущем году и радостные события на Афоне. В Есфигменском монастыре были открыты в соответствии с традицией мощи почившего три года назад игумена Евфимия. И вот я держу в руках его главу, и глава эта жёлтая, что по афонским традициям является свидетельством праведности.

Было и другое радостное событие для русского паломника. Со Святой Горой тесно связаны имена некоторых русских святых 20 века. Одни из них уже канонизированы, прославление других в настоящее время ещё готовится. Это преп. Кукша, иеросхимонах Аристоклий и, наконец, кавказский старец Феодосий, почитаемый в нашем отечестве. Поэтому в нынешнем году мы были очень рады, когда представилась возможность совершить паломничество в ту русскую келью, где он подвизался.

Надо сразу сказать, что без помощи Божией нам не удалось бы найти место подвигов русского святого. Неожиданно один из монахов-греков из соседней кельи не только рассказал нам, где найти эту русскую обитель, бывшую убежищем для более 20 русских монахов, но и сам проводил нас на это место. Вернее, нашли мы не келью, а то, что от неё осталось. Афонские заросли полностью поглотили стены здания, так что путник, идущий мимо, и не заподозрит, что рядом была большая келья, стены которой почти полностью сокрушены временем.

Когда, наконец, удалось продраться через естественную зелёную преграду, то нам осталось только подивиться тому удивительному контрасту, который представляют эти руины по отношению к нынешнему благоустроенному Афону, на который мы с огорчением взирали во время всей нашей поездки. Три раза поём мы «Христос Воскресе!» и слышим, как рядом в испуге шарахается какой-то достаточно крупный зверь.

Это всё, что мы можем сделать для обители, где подвизался русский святой. Но выйдя на дорогу и продолжая свой путь, мы приходим к одной и той же мысли, что эти развалины нам более по душе, чем строительство того «общего европейского дома», которое захватило уже и территорию Святой Горы. Это молчание развалившихся стен приятнее для нашего духовного слуха, чем грохот современной техники, который ныне на Афоне не, увы, уже не в диковинку.

Павел Троицкий http://rusprav.org/2003/9-10.htm
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Айкидока 15-05-2009-15:56 удалить
05.06.2008 18:57

Несколько сотен полицейских окружили афонский монастырь Эсфигмен, который уже много лет служит центром бунтарской общины крайне фундаменталистских взглядов.

Конфликт между древним монастырем Эсфигмен, входящим в автономную монашескую республику Афон на севере Греции, и Константинопольским Патриархатом, власть которого признает Афон, начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Константинопольского патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI, в которой эсфигменцы увидели отступничество патриарха от православной веры. Со временем Эсфигмену превратился в оплот так называемых "старостильников" - греческих приходов, отколовшихся от Церкви после того, как греки перешли на григорианский календарь (стоит отметить, что весь Афон, как и Русская Церковь, живет по старому стилю, но в идеологическую позицию это превратил только Эсфигмен). Как и все старостильники, Эсфигмен считает официальную Церковь безблагодатной. Греки таких раскольников называют библейским словом "зилоты", а в России с легкой руки диакона Андрея Кураева - "православными алармистами".
С начала 70-х годов на крепостных стенах монастыря развевается черный флаг с девизом: "Православие или смерть!" Эсфигмен порвал евхаристическое общение с христианами канонических Церквей и отказался поминать патриарха Константинопольского (под омофором которого номинально находится Афон) за литургией. Община мятежных монахов яростно сопротивляется попыткам церковных властей восстановить контроль над монастырем. В 2003 году греческие власти по распоряжению церковных властей послали небольшой полицейский отряд, чтобы выселить монахов из монастыря. Однако "осада" монастыря, продолжавшаяся несколько недель, не дала результатов, поскольку власти не решились на насильственные действия.
В 2005 году при поддержке церковных властей была создана "альтернативная" община монастыря Эсфигмен, лояльная Константинополю. Вселенский Патриархат признал за ней юридическое право на обладание монастырем.

Несколько дней назад прокуратура Салоник в очередной раз потребовала, чтобы полиция очистила монастырь от раскольников. Прокурор Василий Флоридис заявил: "Вселенский патриарх и все священноначалие ежедневно похуляются кучкой изуверов - и где? В сердце православия, на Святой горе! - а Греческое государство смотрит на это с робостью школьника. А если, например, русский монастырь св. Пантелеймона начнет поминать только патриарха всея Руси? Или очередная раскольническая община завладеет каким монастырем на Афоне и запрется там? Ведь тогда на наши попытки вмешаться они укажут на пример Эсфигмен. Нужно подтвердить власть Греции и духовное руководство Вселенского патриархата над Святой горой. Неизбежно прямое вмешательство сил правопорядка, которые бы быстро, четко и без эксцессов очистили бы обитель от тех, кто незаконно ее занимает".

Мятежные монахи уже обвинили греческое МВД в том, что оно отдало приказ изгнать братию обители силой. В МВД ответили, что "правительство делает все возможное, чтобы удалить раскольников, не прибегая к насилию".

http://www.regions.ru/news/society/2147204/
Айкидока 15-05-2009-15:58 удалить
10 июня 2008, 14:05

для усиления осады и штурма Спасо-Вознесенского монастыря Эсфигмену

Греческое правительство усилило вооруженные полицейские подразделения, находящиеся на Святой Горе Афон (древняя монашеская республика, автономная административная единица в составе Греции) с целью штурма Спасо-Вознесенского монастыря Эсфигмену и насильственного изгнания из него монахов, отказавшихся принимать участие в экуменическом движении, сообщают "Церковные ведомости РИПЦ" со ссылкой на свои источники на Святой Горе.

Непосредственное руководство силовой акцией осуществлет министр иностранных дел Греции Дора Бакояннис, по приказу которой полицией уже блокированы все дороги, ведущие к монастырю. Помимо более чем 200 полицейских, участвующих в акции в полной экипировке уже почти неделю, к монастырю стягиваются дополнительные подкрепления численностью в 400 полицейских. Официально считаются, что они действуют в интересах недавно созданной "параллельной" общины монастыря, подчиняющейся Константинопольскому патриархату.

Греческое правительство разрешило применение силы во внутрицерковном споре после провала попытки вынудить непокорных истинно-православных монахов добровольно покинуть монастырь в ходе 5-летней блокады. Все это время монахи были отрезаны от поставок продовольствия, доступа к банковским счетам монастыря, медицинскому обслуживанию и т.п. Одновременно их подвергали кампании официального преследования и запугиванию.

Греческий прокурор Вазилис Флоридис уже несколько лет через суды различных инстанций активно пытается лишить монастырь средств к существованию. На прошлой неделе Флоридис направил письмо в правительство Греции, объявив монахов "национальной угрозой". Он же в октябре 2006 г. угрожал "серьезными последствиями" всем, кто пытался в Греции возвысить голос в защиту старостильного монастыря Эсфигмену.

Монастырь Эсфигмену расположен на северо-восточном побережье Святой Горы Афон. Основан в V веке императором Феодосием Младшим и сестрой его, благочестивой царевной Пульхерией. В X веке здесь подвизался и был пострижен основатель русского монашества преп. Антоний Киево-Печерский.

Соборный храм (кафоликон) монастыря освящен в честь Вознесения Господня. В храме находятся важные общехристианские святыни, в том числе: часть животворящего древа Креста Господня, частицы мощей апостола Иакова Алфеева, св. Парфения, епископа Лапмсакийского, Марии Магдалины, св. Афанасия, Патриарха Константинопольского, св. Иакова Персянина, св. Иоанна Златоуста, священномуч. Харалампия, священномуч. Модеста, великомуч. Пантелеимона и других.

Мощные монастырские стены носят традиционно крепостной характер, замыкают монастырский двор башней.

Монастырская библиотека насчитывает 372 старинных рукописи и 8 000 книг.

Ныне монастырь находится в юрисдикции старостильной Истинно-Православной Церкви Греции под омофором Архиепископа Хризостома II (Киюсиса) Афинского и всея Эллады.

В монастыре на данный момент подвизается 120 монахов.

http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=63201&type=...
Айкидока 18-05-2009-10:30 удалить
21 декабря 2006 года, 11:58

Салоники. 21 декабря. ИНТЕРФАКС - Столкновение сторонников и противников Константинопольского патриарха Варфоломея на Святой горе Афон завершилось в среду госпитализацией семерых монахов.

Они пострадали в результате драки между членами двух иноческих общин, претендующих на право обладания древним монастырем Эсфигмену. Монахи из новообразованной общины, созданной Варфоломеем, безуспешно пытались овладеть подворьем монастыря в административной столице Афона Карее.

"Мы были в часовне, когда группа монахов с ледорубами и ломами ворвалась туда и напала на нас", - заявил игумен "старой" общины архимандрит Мефодий в эфире греческого телеканала ERT. Особое недоумение у главы монахов, подвергшихся нападению, вызвал выбор времени для атаки: канун Рождества, "праздника мира" (в Греции его отмечают 25 декабря).

"Мы их не провоцировали. Мы только защищались", - подчеркнул отец Мефодий.

Четверо монахов из "старой" общины (их имена - Клеопа, Мардарий, Хризостом и Амвросий) и трое из числа нападавших помещены в расположенный неподалеку от монашеского полуострова госпиталь "Полигирос". Врач этой больницы Афанасиос Папагеоргиу подтвердил, что наиболее тяжело пострадавший монах Амвросий имеет множественные ранения, включая перелом черепа. Другие иноки испытывают, кроме последствий побоев, удушье от порошковых огнетушителей, при помощи которых защитники монастыря пытались отразить нападение.

"Нападавшие монахи находятся под духовным руководством патриарха Варфоломея из Стамбула, который признает их своими духовными детьми", - подчеркивает сайт монастыря Эсфигмену. Напротив, подвергшиеся побоям от "патриарших монахов" утверждают, что принципиально "отвергают всякое насилие как нехристианское действие и призывают к диалогу с патриархом Варфоломеем, чтобы прояснить его действия и его учение, противоречащие учению Православной церкви".

Предметом наиболее острых критических выступлений эсфигменитов являются "совместные моления" Варфоломея с папой Римским, в частности, в ходе недавнего визита понтифика в кафедральный собор Святого Георгия в Стамбуле, где папа читал "Отче наш" при совершении литургии патриархом, обменивался с ним поцелуем мира в середине службы и благословлял верующих после ее окончания.

Насельники основанного в XI веке монастыря Эсфигмену прекратили каноническое общение с Константинопольским патриархатом в 1964 году, после знаменитой встречи патриарха Афинагора с папой Павлом VI. Более четверти века над одной из башен монастыря развевается черный флаг с надписью "Православие или смерть!"

По требованию патриарха, поддержанному греческим правительством, братии обители еще в 2002 году было предложено покинуть Святую гору. В 2005 году по благословению Варфоломея I была создана параллельная община под тем же именем, которая объявлена правомочной собственницей монастыря. Однако новому монашескому братству, которое возглавляет верный Константинополю архимандрит Хризостом Кацилерис, не удается практически осуществить выселение более ста "ультраправославных" монахов из занятых ими келий. Не помогает и блокада монастыря, в который уже долгое время не разрешают доставлять продовольствие. По утверждениям иноков, они испытывают недостаток пищи, но при их аскетическом образе жизни имеющихся запасов им хватит еще надолго.

В октябре суд в Салониках приговорил к двум годам условного заключения девять монахов Эсфигмену за "нарушение общественного порядка" и незаконный захват обители. В то же время патриарх Варфоломей надеялся овладеть монастырем при личном посещении Афона, однако, по сообщению его противников в обители Эсфигмену, в последний момент греческий МИД отменил штурм монастыря, для которого на Святую гору прибыли около 200 спецназовцев. Эсфигмениты приписали этот успех международной кампании своих сторонников, направивших тысячи писем в защиту монахов членам греческого правительства.

Несмотря на официальную позицию властей, афонские ревнители "неповрежденного православия" пользуются заметной поддержкой среди населения Греции, как и в кругах консервативных православных верующих в различных странах мира.

Ледорубные молотки ранее уже использовались сторонниками патриарха Варфоломея при попытке овладеть тем же зданием в Карее в ноябре 2005 года, о чем свидетельствует видеозапись, размещенная на монастырском сайте.

Монастырь Эсфигмену исторически имел особые связи с Россией. В его старых зданиях, ныне находящихся в руинах, принял монашеский постриг основатель русского иночества Антоний Киево-Печерский. В XIX и начале XX века Россия оказывала монастырю значительную помощь. При поддержке русских царей был построен монастырский храм Вознесения Господня.

http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=15734
Айкидока 18-05-2009-10:38 удалить
Насельники Афона, монашеского государства на севере Греции, выразили сожаление по поводу недавних встреч Папы Римского Бенедикта XVI с православными иерархами.

В конце ноября прошлого года Папа посетил Стамбул, где встретился с Патриархом Константинопольским Варфоломеем, а в декабре принимал у себя Предстоятеля Элладской Православной Церкви Архиепископа Христодула.

«Эти мероприятия не сочетаются с основами православного учения о Церкви», — говорится в заявлении монахов Афона, публикуемом греческими СМИ.

Монахи, в частности, недовольны тем, что Папу Римского встречали в Стамбуле как законного епископа Рима, что Бенедикт XVI присутствовал на православной литургии не просто как наблюдатель, а в священническом облачении и, таким образом, принимал непосредственное участие в церковной службе. Также Папа вместе с православным клиром возглашал на литургии молитву «Отче наш» и обменялся с Константинопольским Патриархом так называемым поцелуем мира — это традиционный обряд, выполняемый священниками во время совершения таинства Евхаристии.

«Все это значит больше, чем просто совместная молитва, которую, впрочем, тоже запрещают священные каноны. И все это происходит при том, что папизм нисколько не отступил от своих еретических учений и политики», — заявляют православные монахи.

Также афонская братия обрушилась с критикой на Архиепископа Христодула. «Общая с Папой защита христианских основ Европы может показаться безболезненной и положительной практикой, поскольку имеет целью создание мирных гуманитарных связей. Но параллельно с этим возникает ряд резонных сомнений», — говорится в заявлении.

Афонские монахи утверждают, что демонстрация «мнимого единства» православных и католиков размывает образ Православной Церкви как единственной истинной и создает предпосылки для дальнейших расколов и разделений между верующими.

Несмотря на столь жесткую критику верховных иерархов, монахи подчеркивают свою лояльность Константинопольскому Патриарху, которому непосредственно подчинен Афон, и Предстоятелю Элладской Церкви.

За последние десятилетия имели место несколько встреч Патриархов Константинопольских с Папами Римскими. Иоанн Павел II впервые посетил православную Грецию в 2001 году, а Предстоятель Элладской Церкви нанес ответный визит в Ватикан в конце 2006 года. Регулярно проводятся межхристианские совещания, на которых обсуждаются пути сближения Православной и Католической Церквей в вопросах вероучения.

Вместе с тем подобные шаги встречают серьезную оппозицию среди консервативно настроенных верующих, в частности, среди афонских монахов, которые пользуются значительным авторитетом в православном мире.

Один из двадцати афонских монастырей, Эсфигмен, еще в 60-е годы прошлого века разорвал отношения с Константинопольским Патриархатом и на протяжении десятилетий находится практически на осадном положении. Остальные афонские монастыри Патриарху лояльны, но периодически выражают с ним несогласие.

http://www.patriarchia.ru/db/text/178968.html
Айкидока 18-05-2009-10:40 удалить
«Наша Церковь уважает духовную юрисдикцию Святейшего Константинопольского Престола и не собирается вмешиваться в события на Святой Горе»


Об этом Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата заявил в интервью греческой газете «Вима», отметив, что разрешение конфликта вокруг афонского монастыря Эсфигмен относится к юрисдикции Константинопольского Патриархата.

На вопрос греческого журналиста о том, что Московский Патриархат якобы вмешался в ситуацию вокруг Эсфигменского монастыря, потребовав от Вселенского Патриарха не допустить изгнания части братии обители, митрополит Кирилл ответил, что в данном случае речь идет об искаженном изложении событий четырехлетней давности.

«В 2003 году произошло обострение конфликта вокруг афонского Эсфигменского монастыря, — напомнил митр. Кирилл. — Пресса сообщала, что при попытке попасть в блокированную обитель погиб один из ее насельников, в печати назывались различные даты его штурма».

Он подчеркнул, что дальнейшая эскалация конфликта могла бы привести к новым жертвам. «Своей обеспокоенностью мы поделились с братской Константинопольской Церковью. В нашем обращении не содержалось каких-либо требований. <…> Напротив, было ясно сказано, что наша Церковь уважает духовную юрисдикцию Святейшего Константинопольского Престола и не собирается вмешиваться в события на Святой Горе», — резюмировал Председатель ОВЦС.

28 февраля 2007 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/204816.html
Айкидока 18-05-2009-10:42 удалить
23 октября 2006 г.

Константинопольский Патриарх Варфоломей призвал мятежных афонских монахов покинуть занятый ими монастырь Эсфигмен.

«Никто не может жить без епископа. Это правило действует для всех православных без исключения. Каждый, кто полагает иначе, находится вне Церкви, а особенно те, кто дал страшную монашескую клятву смирения и послушания», — заявил Патриарх Варфоломей накануне во время визита на Афон, где заложил первый камень в основание представительства монастыря в неофициальной столице монашеской республики Карея.

Обратившись к присутствовавшим на церемонии монахам мятежного монастыря, не признающим духовной власти Константинопольского Патриархата, Патриарх Варфоломей призвал их покинуть монастырь и присоединиться к недавно созданной «альтернативной», лояльной Константинопольскому Патриархату общине Эсфигмена, добавив, что монахи впали в заблуждение из-за чрезмерного рвения в религиозных вопросах.

«Вас ожидает Церковь и объятия любви святой горы Афон», — добавил Патриарх.

Конфликт между древним монастырем Эсфигмен, входящим в автономную монашескую республику Афон на севере Греции, и Константинопольским Патриархатом, власть которого признает Афон, начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Константинопольского Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI, в которой эсфигменцы увидели отступничество Патриарха от православной веры.

С начала 70-х годов на крепостных стенах монастыря развевается черный флаг с девизом: «Православие или смерть!» Община мятежных монахов яростно сопротивлялась попыткам церковных властей восстановить контроль над монастырем.

В 2003 году греческие власти по распоряжению церковных властей послали небольшой полицейский отряд, чтобы выселить монахов из монастыря. Однако «осада» монастыря, продолжавшаяся несколько недель, не дала результатов, поскольку власти не решились на насильственные действия.

В 2005 году при поддержке церковных властей была создана «альтернативная» община монастыря Эсфигмен, лояльная Константинополю. Вселенский Патриархат признал за ней юридическое право на обладание монастырем.

http://www.patriarchia.ru/db/text/153727.html
Айкидока 18-05-2009-10:44 удалить
16 мая 2007 г.

На границах монашеской республики Афон в среду произошли столкновения между полицией и сторонниками мятежного монастыря Эсфигмен, сообщают СМИ Северной Греции.

Около 150 человек были остановлены полицией в тот момент, когда собирались сесть на судно, отплывающее из порта Урануполис к Афону. Произошла потасовка, в которой никто не был ранен.

Полиция приняла меры против отплытия корабля, потому что у паломников отсутствовал диамонитирион — своего рода виза на Афон, которая выдается греческим министерством Македонии и Фракии.

Конфликт между древним монастырем Эсфигмен, входящим в автономную монашескую республику Афон на севере Греции, и Константинопольским Патриархатом, власть которого признает Афон, начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Константинопольского Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI и дальнейшее сотрудничество с католиками, в которой эсфигменцы увидели отступничество патриарха от православной веры.

С начала 70-х годов на крепостных стенах монастыря развевается черный флаг с девизом: «Православие или смерть!» Община мятежных монахов яростно сопротивлялась попыткам церковных властей восстановить контроль над монастырем. Их поддерживают ревнители так называемого «истинного Православия» — разбитого на множество толков движения, которое расходится с официальной Церковью главным образом во взглядах на экуменизм.

В 2003 году греческие власти по распоряжению церковных властей послали небольшой полицейский отряд, чтобы выселить монахов из монастыря. Однако «осада» монастыря, продолжавшаяся несколько недель, не дала результатов, поскольку власти не решились на насильственные действия.

В 2005 году при поддержке церковных властей была создана «альтернативная» община монастыря Эсфигмен, лояльная Константинополю. Константинопольский Патриархат признал за ней юридическое право на обладание монастырем, а впоследствии подтвердил распоряжение выселить эсфигменитов из их монастыря.

В декабре 2006 года в поселке Кария, неофициальной столице Афона, произошла драка между членами двух противоборствующих общин за обладание подворьем монастыря. В драке использовались ломы и огнетушители, семь человек были госпитализированы. Афонские власти позже выслали с полуострова нескольких монахов, которых сочли зачинщиками столкновений.

http://www.patriarchia.ru/db/text/242861.html
Айкидока 18-05-2009-10:46 удалить
6 августа 2007 г.

Прокуратура греческого города Салоники возбудила уголовное дело против игумена и братии мятежного афонского монастыря Эсфигмен, сообщило Афинское агентство новостей.

Этот монастырь, единственный на Афоне, не признает официальных церковных властей и Константинопольского Патриарха, в юрисдикции которого находится тысячелетняя монашеская республика на севере Греции.

Уголовное дело возбуждено по факту недопущения на территорию монастыря представителей министерства культуры страны. Как сообщил прокуратуре глава управления византийских древностей Иоаннис Тавлакис (Ioannis Tavlakis), мятежные монахи дважды за последний месяц не допустили чиновников Минкульта на территорию монастыря, где те намеревались осмотреть состояние древних памятников.

Глава прокуратуры Салоник Василис Флоридис (Vassilis Floridis), изучив жалобу археологов и предоставленные ими фотографии монастыря, полученные из третьих рук, возбудил уголовное дело по признакам плохого обращения с историческими памятниками и неповиновения властям.

В монастыре Эсфигмен, история которого восходит к Х веку нашей эры, хранятся бесценные византийские рукописи, исторические документы, иконы, церковные сосуды. Кроме того, в монастыре сохранились старые фрески.

Это уже не первое уголовное дело, заведенное в отношении мятежных монахов.

В январе текущего года эсфигмениты были обвинены прокуратурой в присвоении денежных средств, полученных от эксплуатации монастырского имущества. Сами насельники монастыря считают подобные действия властей давлением с целью заставить их пойти на компромисс с официальными церковными властями.

http://www.patriarchia.ru/db/text/277596.html
Айкидока 18-05-2009-10:48 удалить
13 июня 2006 г.

Иноки монастыря Эсфигмен на Афоне сделали шаг к примирению с Константинопольским Патриархатом. Об этом свидетельствует распространенное во вторник заявление обители.

Древний монастырь уже более сорока лет отказывается подчиняться Константинопольскому Патриархату, главу которого братия обвиняет в излишне ревностной приверженности экуменизму.

Однако сегодняшнее заявление выражает поддержку Константинопольскому Патриарху Варфоломею, который подвергается давлению со стороны турецких националистов, желающих изгнать греческий Патриархат с территории Турции.

«Независимо от любых наших разногласий, касающихся экуменизма, наше братство поддерживает Патриархат в борьбе за выживание во враждебном окружении», — заявили монахи Эсфигмена.

При этом монахи призывают Патриарха Варфоломея к взаимному согласию и поддержке. «Мы также хотели бы, чтобы он <патриарх> относился к нам с тем же тактом, с каким он бы хотел, чтобы к нему относилось турецкое государство», — отмечается в заявлении.

Монахи также просят Патриарха не предпринимать шагов против признания юридического лица монастыря и не передавать другим общинам права, исконно принадлежавшие общине Эсфигмена.

http://www.patriarchia.ru/db/text/119521.html
Айкидока 18-05-2009-10:50 удалить
22 августа 2008 г.

Патриарх Константинопольский Варфоломей призвал изгнать из монашеской республики Афон мятежную общину монастыря Эсфигмен, сообщило в пятницу Афинское агентство новостей.

Патриарх Варфоломей, под юрисдикцией которого находится тысячелетняя федерация монастырей на севере Греции, посещает Афон с архипастырским визитом.

«В монастыре Эсфигмен имеет место неподобающее монахам непослушание», — заявил Патриарх Варфоломей.

Патриарх призвал греческие власти ускорить выселение около 80 монахов, которые уже много лет живут фактически на осадном положении за крепостными стенами монастыря Эсфигмен и враждуют с братией остальных 19 афонских монастырей.

http://www.patriarchia.ru/db/text/450465.html
Айкидока 18-05-2009-10:52 удалить
22 декабря 2006 г.

Власти монашеской республики Афон на севере Греции приняли решение выслать четырех монахов, которых посчитали зачинщиками столкновений, произошедших в среду 20 декабря.

Как пишет в пятницу 22 декабря греческая газета «Катимерини», проживание в монастырях полуострова будет запрещено трем насельникам монастыря Эсфигмен, которые находятся в настоящее время в больнице соседнего городка Полигиро. Еще один монах будет выслан в ближайшее время.

Драка с применением ломов и огнетушителей произошла в подворье Эсфигмена в неофициальной столице Афона поселке Карея. В столкновениях между монахами мятежного монастыря Эсфигмен и членами «альтернативной» общины обители, подконтрольной церковным властям, пострадали семь человек. Члены лояльной общины пытались пройти в здание подворья, однако встретили ожесточенное сопротивление.

Пятеро монахов отделались тем, что наглотались порошка из огнетушителей, а также ушибами и ссадинами. Двое получили черепно-мозговые травмы от ударов огнетушителями. Все пострадавшие доставлены в больницу в Полигиро.

Обе противоборствующие общины распространили заявления, в которых обвиняют в развязывании драки противную сторону.

На Афоне сохраняется напряженная ситуация в связи с очередным витком противостояния. Полиция взяла под охрану подворье Эсфигмена, дабы помешать возможному продолжению беспорядков.

Между тем неопределенным остается положение всей мятежной монашеской общины в Эсфигмене.

Конфликт между древним монастырем Эсфигмен и церковными властями начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Патриарха Константинопольского Афинагора с Папой Римским Павлом VI. Эсфигменцы расценили встречу как отступничество Патриарха Константинопольского, которому подчиняются монастыри Афона, от православной веры.

Примерно 120 монахов-ревнителей «истинного» Православия уже несколько десятилетий занимают монастырь, на крепостных стенах которого с начала 70-х годов развевается черный флаг с девизом «Православие или смерть!». Все эти годы община мятежных монахов яростно сопротивляется попыткам церковных властей восстановить контроль над монастырем.

Нынешний Патриарх Константинопольский Варфоломей постановил выселить эсфигменцев из их монастыря, и это решение одобрили все остальные монастыри Афона, а также светские власти Греции. Однако полиция пока не перешла к решительным действиям, и на Афоне в отношении монахов-бунтовщиков пока сохраняется статус-кво.

http://www.patriarchia.ru/db/text/173923.html


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О, ПАНАГИЯ! КАТАСТРОФА! | Айкидока - Тренировки по айкидо в Ставрополе. | Лента друзей Айкидока / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»