• Авторизация


Без заголовка 07-11-2013 22:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Roman_FRF Оригинальное сообщение

Профильный портрет - 1

ПОРТРЕТ
ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
15 ВЕКА


 Профиль вечный.

 

Ночь приникла

К земле тенями,

Одеждой мрачной

Укрыла крыши,

Спугнув глаза домов.

В уединении

Встретить профиль свой

Хотела в зале

Мирозданья душ.

 

Фильм мастера,

Творца из прошлого,

Всплывает

На экране полотна

Белее снега белого.

И позабылись 

Нити жгучей мысли

В пруду высокомерия,

Среди углей перегоревших

Неудач. 

Калина (перевод мой).  


1- декоративность, связанная с гравюрой, с медальерным делом;
2 - раскрашенная графика (особенность темперной техники);
3 - применение открытого контура;
4 - равномерная проработка всех деталей, идущая от гравюры;
5 - гладкая техника живописи;
5 - применение шрифта;
6 - стандартные композиции: по освещению, по фону (черный,
цветной, ровный, пейзажный, окно), по позе;
7 - неподвижность позы, покой;
8 - отсутствие атрибутов профессии;
9 - преобладание декора в женских портретах над мужскими;
10 - одухотворенность (или застылость?) образов;
11 - выбор модели из социальной верхушки;
12 - период освоения светотени, воздушной и линейной перспективы.


Профильные портреты Италии 15 века просты и часто однообразны
по своему композиционному рещению. Даже поворот головы
в большенстве случаев один и тот же, справа на лево. Вероятно,
портреты писались по выбранному заказчиком образцу (маэстро,
мне хочется такой же портрет, как у ...). Этим можно объяснить
появление множества однотипных композиционных построений.
Своего рода классикой стал профильный портрет на ровном фоне
или на фоне пейзажа. Часто в основании портрета мог располагаться
парапет, служивший опорой для рук или для размещения на нем текста.
Таким образом в портрет вводился передний план, создававший
глубину пространства. С этой же целью за моделью могло
располагаться окно с пейзажем или его фрагментом.
В композиционном построении портретисты того времени охотно
следовали проверенным практикой общепринятым образцам.
Почему же это однообразие не смотрится штампом, почему нам
хочется не только любоваться этими образами, но и самим иметь
что-то похожее, если не со своим изображением, то хотя бы с
ликом принцессы или принца нашего сердца?
Здесь все пространство выглядит драгоценностью, оно скрупулезно
прописано до мельчайших деталей. Линии, изощренные по форме и
одновременно пластичные в своих изгибах берегутся художником от
смазывания, они столь же драгоценны, как и в гравюре. Это время
отсутствия "художественной" небрежности мазков
(смотрите последний портрет маслом). Большинство работ
выполнено на дереве темперой, которая очень сложна для плавных
переходов в тоне и цвете. Поэтому художник не столько пишет,
сколько рисует кистью по грунтованному дереву. Портреты,
говоря современным языком, представляется дизайнерским проектом
синтеза костюма, прически, головного убора, и макияжа. Человек в раме
боится пошевельнуться, чтобы не испортить найденную художником
гармонию форм, цвета, фактур, всего того, что заставляет нас
благоговеть перед портретом. В прошлые века на свои
изображения смотрели гораздо серьезнее. Тогда портрет мог иметь
далеко не каждый смертный, и относились к ним, как к иллюзии
бессмертия, отсюда и отсутствие бытовой суеты на лицах людей.
Если говорить честно, то выражением лиц все портреты схожи
до безобразия, подобно бесстрастным фараонам Египта.
И профили появлялись в таком количестве, не впоследнюю очередь,
из-за простоты их изображения. Вторая половина 15 века, время
стремительного развития линейной и воздушной перспективы,
развития техники передачи реальной светотени. Уровень мастерства
в передачи объема и пространства на плоскости становился важнейшим
критерием профессионализма художника.




[показать]





[показать]

Боттичелли, Сандро
Портрет молодой женщины (Симонетта Веспуччи?)
Около 1480-1485
82 x 54 см
Дерево, темпера
Франкфурт-на-Майне. Художественный институт Штеделя
Наследие семьи Медичи, работа выполнена в мастерской Боттичелли
Италия.






[показать]

Боттичелли, Сандро
Портрет Симонеты Веспуччи
Около 1476-1480
47,5 x 35 см
Дерево, темпера
Берлин. Картинная галерея
Спорная идентификация, работа выполнена в мастерской Боттичелли
Италия.






[показать]

Гирландайо, Доменико
Портрет Джованны Торнабуони
1488
76 x 50 см
Дерево, темпера
Нью-Йорк. Библиотека Пирпонта Моргана
Италия.

"...Джованна Торнабуони, урожденная дельи Альбицци, на портрете (одном из шедевров Гирландайо), написанном в 1488 году, не сыграла никакой исторической роли. Она была флорентийской матроной — женой Джованны Торнабуони, заказчика, покровителя, а может быть, и друга художника. В этой не очень красивой, роскошно одетой молодой женщине Гирландайо писал не «психологию» или социальный статус — он писал спокойствие, минуту не подвижности и тишины, чуть ли не аб страктное понятие покоя. Портрет Джованны Гирландайо писал за несколько месяцев до ее кончины, однако ни тени рокового предчувствия мы не замечаем в холодном, ко всему безучастном выражении лица.
Текст по ссылке http://www.tonnel.ru/?l=kniga&344




[показать]

Пизанелло
Портрет принцессы Джиневры д'Эсте
1435-1449
43 x 30 см
Дерево, темпера
Париж. Лувр
Италия.

"И вот, в одну летнюю ночь, 19 июня 1417 года у ней родился сын - тот самый Сисмондо."
"В его глазах брак никогда не был священным. Он сходился с замужними женщинами, детей которых раньше крестил, а мужей их он убивал. В жестокости он превзошел всех варваров. Он теснил бедных, отнимал имущество у богатых, не щадил ни сирот, ни вдов; словом, никто во время его правления не был уверен в своей безопасности. Его подданные признавались виновными за то, что у них есть богатства, жены, красивые дети. Он ненавидел священников, не веровал в будущую жизнь и считал, что души людей погибают вместе с телом. Это не помешало ему построить в Римини прекрасный храм в честь св. Франциска. Но он переполнил его языческими произведениями, так что казалось, будто это не христианский, а языческий храм, посвященный языческим божествам.", - так обвинения Папы дошли до нас в документах (см. А. Венедиктов, "Ренессанс в Римини"). 
"Сисмондо обвиняли в том, что он отравил первую жену, удавил вторую, а до третьей еще просто не дошли руки настолько, что она до сих пор девственна, хотя ходят слухи, что он обещал ее всему своему полку наемников, если очередной поход его сумасшедшей кондотты будет удачным." 
"Он был фальшивомонетчиком, кровосмесителем (с обеими дочерьми и сыном), насильником, причем его жертвы были обоего пола и редко переживали ночь принудительной любви с Сисмондо, который по разноречивым воспоминаниям современников то описывался как могучий мужчина ростом за 2 метра да так, что лошадей ему подбирали особо крупных, то как субтильный субъект, сложением сходный с 13-летним ребёнком. Его обвиняли в некрофилии, предательстве, отступничестве, идолопоклонстве, сложении стихотворных памфлетов, противных Богу и человекам, помимо перечисленных грехов имелись и мелкие, но ими сейчас можно пренебречь за давностью лет."
"Уже в пятнадцать лет он громил вражеские армии вместе со своей отчаянной кондоттой, у нескольких невест отобрал приданое, чтобы закупить в Англии пушки, женился на Джиневре д'Эсте, практически не уделял ей внимания, и в конце концов отравил, изнасиловал девятилетнюю Изотту дельи Атти, на которой, впрочем женился, спустя восемнадцать лет."
"Сисмондо, овдовев в третий раз, не оставил своей прежней жизни, он снова много любил и воевал, менял и предавал союзников, совершал безумные по дерзости грабительские вылазки, но при этом ухитрялся переписываться с доброй половиной философов и гуманистов, написать несколько книг о стратегии и тактике современной ему войны, собрать кабинет редкостей и библиотеку по богатству не уступавшую аналогичным собраниям во Флоренции и Риме. В его распоряжении были лучшие торговцы древностями и "книжные гарпии" (профессиональные воры редких рукописей, которые нельзя было купить) не только Италии, но и востока - например представительства в Александрии, бывшей тогда стараниями арабов наследницей остатков эллинистической культуры."
"Поговаривают, что после смерти Изотты его сердцем завладел наследник правителя Флоренции Козимо Медичи Анжело Фиорентино - юноша необыкновенной красоты и ума, перед обаянием которого не устоял и сам Медичи." 
Взято у _Macbeth_





[показать]

Пьеро ди Козимо
Симонетта Веспуччи (в образе Клеопатры)
Около 1485
57 x 42 см
Дерево, масло
Шантийи. Музей Конде
Италия.

Симонетта Веспуччи (1453-1476) 
Брат правителя города Лоренцо Медичи – Джулиано, избрал дамой своего сердца красавицу Симонетту Веспуччи.
Симонетта была замужней женщиной – женой приятеля Джулиано, Марко Веспуччи, родной брат которого, Америго, дал имя Америке.
Двадцатитрехлетняя Симонетта, обаянием и образованностью которой так восторгались современники, умерла от чахотки. «Многие оплакивали ее смерть, будучи в уверенности, что в таких людях отражается лик Божий и созерцающие подобную красоту коротким путем сообщаются с небом», – подчеркивает А. Гастев. А еще через год, в тот же самый день – 26 апреля, прямо посреди церковной службы в храме от рук заговорщиков пал красавец Джулиано.
Венера и Весна Боттичелли, его Флора, грации и мадонны напоминают Симонетту, какой она навсегда осталась в памяти художника. 
Ссылка на текст http://www.tonnel.ru/?l=kniga&344






[показать]

Поллайоло, Антонио дель
Портрет молодой женщины.

Профильный портрет молодой женщины - одно из первых произведений Поллайоло в этом жанре. Оно навеяно профильными барельефами античных надгробий, в которых ракурс модели позволяет зрителю лишь отстраненно наблюдать ее без непосредственного визуального контакта.

Текст по ссылке http://www.artprojekt.ru/gallery/euroart/Ea171.html




[показать]

Поллайоло, Антонио дель
Портрет дамы
Около 1470
50 x 34,5 см
Дерево
Флоренция. Галерея Уффици
Италия.





[показать]

Поллайоло, Антонио дель
Портрет юной дамы
Последняя треть 15 века
46,3 x 32,5 см
Дерево, темпера
Нью-Йорк. Музей Метрополитен
Италия.






[показать]

Пизанелло
Портрет Лионелло д'Эсте
1441
28 x 19 см
Дерево, темпера
Бергамо. Галерея Академи Каррара.
Италия.






[показать]

Мантенья, Андреа
Портрет прелата из дома Гонзага
Около 1461
25,5 x 18 см
Холст
Неаполь. Национальная галерея Каподимонте
Италия.






[показать]

Пьеро делла Франческа Сиджизмондо Пандольфо Малатеста.

Сиджизмондо Пандольфо Малатеста (Sigismondo Pandolfo Malatesta) (19 июня 1417 — 7 октября 1468) — «Волк Романьи», знаменитый представитель династии Малатеста, правитель Римини, Фано и Чезены. Один из самых талантливых итальянских кондотьеров своего времени. Его имя носит соборный храм Римини, Темпио Малатестиано, спроектированный по его заказу великим Альберти.






[показать]

Мазаччо
Портрет юноши
Около 1425
42 x 32 см
Дерево
Вашингтон (округ Колумбия). Национальная галерея
Италия.






[показать]

Тура, Козимо
Мужской портрет
1450-1452
30 x 21 см
Дерево, темпера
Нью-Йорк. Музей Метрополитен
Италия.

Портрет принца из дома Эсте был написан около 1441 года. По композиции, образному строю, колориту (чисто декоративная раскраска) портрет примыкает к изображениям Лионелло д’Эсте, созданным в Ферраре Пизанелло и другими. Судя по всему, он выполнял свои официальные портреты придерживаясь старой традиции строго профильного портрета. 
Текст по ссылке http://ru.wikipedia.org/wiki/Портре....BD.D1.8C.D1.8F






[показать]

Перуджино, Пьетро. Бальдассаре ди Антонио ди Анджело.

Другой художник, Перуджино, однажды нарушил традицию связывать образы донаторов со святыми композиционно: он создал портреты двух монахов (маслом) из обители Валломброзе близ Флоренции по имени Бьяджо Миланези, генерал ордена и Бальдассаре ди Антонио ди Анджело, управитель монастыря (ок. 1499, Уфицци). Это изображения голов, поднятых, с устремленными вверх взглядами — возможно, что эти изображения находились в пределле под алтарным образом «Вознесения Марии с четырьмя святыми» (1500, Уффици). То есть, эти портреты, визуально в настоящий момент воспринимающиеся как станковые, на самом деле функционально были тесно связаны с монументальной религиозной композицией. 
Текст по ссылке http://ru.wikipedia.org/wiki/Портре...кого_Ренессанса






[показать]

Перуджино Пьетро. Бальдассаре ди Антонио ди Анджело.






[показать]

Пьеро делла Франческа
Урбинский диптих: парный портрет Баттисты Сфорца
и Федерико да Монтефельтро
1472
47 x 33 см
Дерево, масло
Флоренция. Галерея Уффици
Италия.






[показать]

Пьеро делла Франческа
Урбинский диптих: парный портрет Баттисты Сфорца
и Федерико да Монтефельтро
1472
47 x 33 см
Дерево, масло 

Федерико де Монтефельтро, также известный как Федерико III де Монтефельтро (7 июня 1422 – 10 сентября 1482), был одними из самых успешных наемников итальянского Ренессанса, и лорда Урбино с 1444 (как Герцог от 1474) до его смерти. В Урбино он уполномочил строительство большой библиотеки, возможно наибольшей в Италии после Ватикана, с командой писцов в его помещении для переписки рукописей, и собрал вокруг него большой гуманистический круг в одном из архитектурных драгоценных камней раннего Ренессанса, Герцогский Дворец Урбино, разработанного Мартини Лучано Лаураны и Франческо ди Джорджио. 
Баттиста Сфорца (дочь Александра Сфорца), вторая жена Франческо, умерла при его жизни.

Ссылка на другие тексты http://ru.wikipedia.org/wiki/Урбинский_диптих






[показать]

Роберти, Эрколе деи
Диптих Бентивольо, левая створка. Портрет Джованни II Бентивольо
Около 1490
54 x 38 см
Дерево, масло
Вашингтон (округ Колумбия). Национальная галерея
Италия. Диптих Бентивольо, левая створка.






[показать]

Роберти, Эрколе деи
Диптих Бентивольо, правая створка. Портрет Джиневры
Бентивольо
Около 1490
54 x 38 см
Дерево, масло
Вашингтон (округ Колумбия). Национальная галерея
Италия. Диптих Бентивольо, правая створка.






[показать]


[показать]


[показать]



Чтобы стало понятно утверждение о графичности живописной манеры
рассматриваемых портретов предлагаю взглянуть на образцы портретов
более позднего периода, где живопись маслом (и не только она) в корне
изменила их вид.


[показать]

Виварини, Альвизе
Мужской портрет
1497
63 x 47 см
Дерево, масло.
Лондон. Национальная галерея
Италия.



[показать]

Портрет маслом.
Нидерландский художник.




Нового для читателя здесь мало, только мои восторги, все портреты хорошо известны.
Мне хотелось дать вам возможность внимательно посмотреть на подборку
живописи узкого периодо времени единым взглядом, дать почувствовать
их обаяние и красоту, а главное, почувствовать чистоту
художественного стиля того времени. Возможно, кто-то не согласится
с моими высказываниями, тогда рад буду прочитать ваше мнение.


К портрету Яндра Капистрана делла Скала, работы Доменико Венециано, если верить источнику (ссылкаhttp://www.liveinternet.ru/users/vlad49/post108859205/)

"Временно Бальтазар укрылся в доме кардинала ди Санта Кьяру. Кроме него в доме оказался еще один человек, спасавшийся от преследования – любовница кардинала красавица Яндра делла Скала, разыскиваемая святой инквизицией по обвинению в чародействе. Как говорится, «благодаря судьбе молодые люди нашли друг друга». Но не дремала и инквизиция, нагрянувшая с обыском. Несмотря на отчаянное сопротивление Коссы, отлично владевшего оружием, отбиться не удалось. Впереди Бальтазара и Яндру ждал костер."
"...секретарь Ватикана Дитрих фон Ним: «Неслыханные, ни с чем не сравнимые «дела» творил Косса во время своего пребывания в Риме. Здесь было все: разврат, кровосмешение, измены, насилия и другие гнусные виды греха, против которых обращен был когда-то гнев Божий. … Только в Болонье Коссе удалось совратить более 200 женщин. Он поехал туда по поручению папы для решения различных вопросов, касающихся церкви и политики, но не забыл при этом и своих любовных дел. Любовницами его были замужние женщины, вдовы, девушки и монашки, жившие в монастырях. Некоторые из них любили его и добровольно становились его любовницами, но некоторые были грубо изнасилованы прямо в монастырях». 


К портрету Лионелло д'Эсте, работы Пизанелло

Изображение маркиза Феррары Лионелло д'Эсте. Один из первых ренессансных станковых портретов.
Лионелло д’Эсте изображён погрудно в профиль на фоне диких роз. Есть предположение, что изображение розы — отсылка к прозвищу герцога, данному его учителем Гуарино да Верона — «цветок принцев».
Гуманист Лодовико Карбоне так писал о нём:
Я никогда не мог смотреть без слёз на портрет Лионелло, который написал Антонио Пизано, так он сумел собрать в нём самые глубокие следы человеколюбия.
Портрет был создан в результате соревнования между Пизанелло и Якопо Беллини, произошедшего в Ферраре летом 1441 года. 
Победителем соревнования был признан Якопо Беллини, но портрет, выполненный им не сохранился.
Когда Пизанелло писал эту картину, он имел немалый опыт в медальерном искусстве.
Одно время считалось, что Портрет Джиневры д'Эсте (Портрет принцессы из дома д'Эсте) того же художника являелся портретом жены Лионелло Маргариты и парным к данной картине, но их разделяет несколько лет, а также они разные по размерам и срезу.
Текст по ссылке http://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_Лионелло_д'Эсте

 

Продолжение по ссылке 

http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post119494060/

Серия сообщений "Лаборатория рисунка-живописи":
Часть 1 - О рисовании
Часть 2 - Практика
Часть 3 - Отношение сторон в рисунке
Часть 4 - Лаборатория рисунка - 1
Часть 5 - Профильный портрет - 1
Часть 6 - Профильный портрет - 2
Часть 7 - Профильный портрет - 3
...
Часть 43 - Лаборатория рисунка - 03
Часть 44 - Лаборатория рисунка - 04
Часть 45 - Лаборатория рисунка - 05
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | yspeshnaya - Дневник yspeshnaya | Лента друзей yspeshnaya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»